Студопедия — СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 8 страница






Рассмотренные выше принципы либерализма ле­жат в основе организации жизни большинства запад­ных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохра­нять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Вели­кой французской революции. Консерватизм отстаива­ет сложившиеся формы общественной жизни, тради­ционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недовери­ем относится и к реформистским попыткам переуст­ройства общества. Общество - это не какая-то маши­на, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменить не должны предприниматься без крайней необходимости. Кон­серваторы не верят в неограниченные возможности че ловеческого разума и не испытывают оптимизма отно­сительно общественного прогресса. Современные со­циальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический кон­серватизм указывал и на то, что общественными дела­ми наряду с разумом правит Провидение, направляю­щее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновация­ми. Неприемлема для консерватизма и идея социаль­ного равенства: иерархичность человеческого общест­ва предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоя­щий хаосу порядок, в поддержании которого огром­ную роль играет государство. Свобода не имеет абсо­лютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, пер­вичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, соци­альная стабильность. Верность им способна разре­шить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тен­денция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм. В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. От­ветственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обес­печить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к класси­ческому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология — социализм (от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдель­ные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так на­зываемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симо­ну, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Все социалистические концепции исхо­дят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективист­ском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфлик­ты. Смысловым стержнем социалистической идеоло­гии служит идея равенства и социальной справедли­вости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).

Уже в конце XIX - начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме -ортодоксального (марксистско-ленинского) и социалдемократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин,разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каут­ский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирую­щиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим пробле­мам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, иде­ологического плюрализма, уважение к правам и сво­бодам личности, взаимная ответственность гражда­нина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъек­тивной потребностью людей в целостной и непроти­воречивой системе установок и ценностей, облегчаю­щей им ориентацию в социально-политической дей­ствительности.

14. Политическая культура и ее типы

Политическая культураэто передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятель­ности, в котором соединены знания, убеждения и мо­дели поведения человека и социальных групп.

На складывание политической культуры того или иного общества оказывают влияние различные факто­ры. Принципиальное значение для понимания особен­ностей политической культуры имеет учет цивилиза-ционного фактора исторического развития. Мощное воздействие на эволюцию политической культуры оказывает и национально-исторический фактор (исто­рические традиции, этнические особенности, хозяйст­венно-географические условия развития, националь­ная психология народа). Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры оказывают влияние социально-экономические факторы: экономи­ческая стабильность, степень экономической свободы, удельный вес среднего класса в социальной структуре и т. п. В формировании политической культуры обще­ства принимают участие государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.

Важнейшими функциями политической культу­ры являются:

1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей об­щественного согласия в рамках существующей поли­тической системы;

3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками полити­ческого процесса на основе общих для них ценнос­тей, а также передача политического опыта от поко­ления к поколению;

4) нормативно-регулятивная функция - форми­рование и закрепление в общественном сознании не­обходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

5) воспитательная функция — формирование по­литических качеств, политическая социализация личности.

В современной политологии принята типологиза-ция политической культуры, предложенная амери­канскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи вы­делили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура ха­рактеризуется полным отсутствием у членов сообще­ства интереса к политическим институтам, глобаль­ным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политиче­ской культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии.

2. Подданническая политическая культура отли­чается ориентацией субъектов на политическую сис­тему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное пред­ставление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо при­каза.

3. Гражданская политическая культура (или по­литическая культура участия) присуща современ­ным развитым демократическим государствам. Но­сители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть актив­ными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздейст­вуют на принятие решений государственными орга­нами.

В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современ­ных обществ характерны смешанные типы: патриар­хально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая культура. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политиче­ской культурой могут складываться и так называе­мые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может объясняться ре­гиональными, этническими, религиозными, возраст­ными и иными факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для форми­рования субкультур приобретают возрастные отли­чия: различные поколения являются носителями разных, а порой и противоположных систем полити­ческих ценностей.

Успешное и устойчивое функционирование поли­тической системы общества требует постоянного ус­воения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения лично­стью социально-политических знаний, норм, ценнос­тей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют по­литической социализацией. Она обеспечивает пере­дачу политических знаний, накопление политиче­ского опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование поли­тической культуры. В процессе политической соци­ализации личности выделяют несколько этапов:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, ког­да ребенок формирует свои первоначальные полити­ческие взгляды и усваивает образцы политического

поведения;

2-й этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, ког-да происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, ког­да он постоянно совершенствует и развивает свою по­литическую культуру.

Встречается и иная периодизация процесса поли­тической социализации личности (в соответствии со степенью самостоятельности политического учас­тия): первичная и вторичная социализация. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полу­ченных ранее ценностных установок.

Политическая социализация происходит как объ­ективно, в силу включенности человека в обществен­ные отношения, так и целенаправленно. На разных ее этапах своеобразными «агентами» политической социализации выступают семья, различные образо­вательные учреждения, производственные коллек­тивы, политические партии и движения, государ­ственные органы, средства массовой информации. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль, под которой понимается нормативно одобрен­ный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов поли­тических ролей:

1) рядовой член общества, не оказывающий ника­кого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;

2) человек, состоящий в общественной организа­ции или в движении, косвенно включенный в поли­тическую деятельность, если это вытекает из его ро­ли рядового члена политической организации;

3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической орга­низации, целенаправленно и по своей воле включен­ный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;

4) профессиональный политик, для которого по­литическая деятельность не только является глав­ным занятием и источником существования, но и со­ставляет смысл жизни;

5) политический лидер — человек, способный из­менять ход политических событий и направленность политических процессов.

Характер политического поведения личности по­ложен в основу классификации политических ролей польским политологом В. Вятром:

1) активисты — активно участвуют в политике, хорошо информированы о ней, стремятся к власти;

2) компетентные наблюдатели — не стремятся по­лучить властные полномочия, но знают и умеют ана­лизировать политические процессы, играют роль экспертов;

3) компетентные игроки — хорошо разбираются в политике, но ищут в ней преимущественно отрица­тельные стороны, являясь оппозиционерами по при­званию;

4) пассивные граждане — наиболее распростра­ненный тип. Они осведомлены о политической жиз­ни в самых общих чертах, но относятся к политике равнодушно, крайне нерегулярно принимая участие в политических акциях;

5) аполитичные (отчужденные) граждане — сознательно не приемлют политическую деятельность и стараются отгородиться от политики, считая ее делом грязным и безнравственным.

Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в поли­тике: полностью бессознательное (например, поведе­ние человека в толпе), полусознательное (политиче­ский конформизм — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей со­циальной среды, даже в случаях расхождения с ней во мнениях) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей способность изменить свою роль и положение).

На политическое поведение личности влияют био­логические (возраст, пол, здоровье), психологиче­ские (темперамент, воля, тип мышления), социаль­ные (материальное положение, происхождение, вос­питание, социальный и профессиональный статус) факторы. Венчает систему факторов политического поведения мировоззрение человека.

 

Раздел VIII

ПРАВО

 

Примерные вопросы

 

1. Право в системе социальных норм.

2. Система права.

3. Источники (формы) права.

4. Правотворчество.

5. Правоотношения.

6. Правосознание и правовая культура.

7. Правонарушения.

8. Юридическая ответственность и ее виды.

9. Права и свободы человека.

10. Конституция в иерархии нормативных актов.

11. Основы конституционного строя РФ. 12. Гражданин и государство.

13. Президент Российской Федерации, его конститу­ционно-правовой статус и полномочия.

14. Федеральное Собрание Российской Федера­ции.

15. Правительство Российской Федерации.

16. Судебная система Российской Федерации.

17. Российская Федерация и ее субъекты.

18. Административное право.

19. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. 20. Время труда и время отдыха.

21. Оплата труда.

22. Уголовные правоотношения. Уголовное право.

23. Преступление.

24. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

25. Уголовная ответственность. Система и виды нака­заний.

26. Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений.

27. Обязательства в гражданском праве.

 

 

  1. Право в системе социальных норм

 

 

Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объ­единениями конфликтов является нормативное регу­лирование, т. е. регулирование поведения индиви­дуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от латинского norma, что означает «правило, образец, стандарт». Нормы могут быть разными — естественными, технически­ми, социальными. Действия, поступки людей и соци­альных групп, являющихся субъектами обществен­ных отношений, регулируют социальные нормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и яв­ляющиеся результатом сознательной деятельнос­ти людей.

Существуют различные классификации социаль­ных норм. Наиболее важной является разделение со­циальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы. Все социальные нормы представляют собой правила по­ведения общего характера, т. е. рассчитаны на мно­гократное применение и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц.

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых

в современном обществе регулируются наиболее зна­чимые общественные отношения — экономические, политические, социально-культурные и др. В отли­чие от иных видов социальных норм нормы права но­сят общеобязательный характер, формально опреде­лены, устанавливаются государством и подкрепля­ются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государ­ством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате де­ятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Госу­дарство гарантирует также реализацию права, охра­няет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственно­го аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев го­сударственного механизма. Законы устанавлива­ют юридическую основу взаимоотношений государ­ства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В перво­бытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязатель­ность которых обеспечивала система религиозных за­претов — табу. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания но­вой организации общественного управления - госу­дарства - и появления нового вида социальных регуляторов — права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязатель­ных для всех правил поведения и обеспечение их ре­ализации. Суды сыграли важную роль в создании пра­вовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организо­ванного общества и создавая юридические прецеден­ты. В-третьих, государство само «творило» право пу­тем издания специальных нормативных актов.

В политической и юридической науке нет единст­ва в понимании сущности права. В соответствии с нормативистским подходом (безоговорочно приня­тым советской юриспруденцией) право представляет собой систему общеобязательных норм (правил) пове­дения, установленных или санкционированных госу­дарством и обеспеченных его принудительной силой. Этот подход подчеркивает зависимость права от госу­дарственной воли. Социологическая школа рассмат­ривает право как деятельность физических и юриди­ческих лиц, реализующих в той или иной форме свои полномочия. Сторонники этого подхода к сущности права отождествляют право и урегулированные им общественные отношения. Ряд ученых рассматрива­ет право как содержащуюся в общественном созна­нии систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запре­тах, условиях их возникновения и реализации.

Право носит оценочный характер, являясь норма­тивно закрепленной справедливостью. Государство же, опираясь на право, формулирует и издает зако­ны, в которых отражаются общественные представ­ления о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Право характеризуется следующими признаками: а) нормативностью — право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных неперсонифицированному кругу субъектов, попадаю­щих в ситуацию, регулируемую данными нормами;

б) общеобязательностью — правовые нормы регу­лируют поведение всех членов общества и обязатель­ны для исполнения любыми лицами и организация­ми независимо от отношения к ним тех или иных субъектов правоотношений;

в) формальной определенностью — правовые нор­мы выражены в словесно-письменной форме и за­креплены в текстах различных источников права, благодаря чему отличаются большой степенью опре­деленности и ясности;

г) системностью — все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вы­текают друг из друга, образуя целостную систему за­конодательства;

д) гарантированностью государством — реализа­ция правовых норм обеспечена в необходимых случа­ях принудительной силой государства;

е) многократностью применения — нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Социальная ценность права, его место и роль в жизни общества определяются функциями права, под которыми понимаются основные направления его воздействия на общественные отношения. В соот­ветствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способ­ности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами, содействовать развитию об­щественных отношений;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять основы существующего строя;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе проти­воречия и конфликты;

г) идеологическую, отражающуюся в способности права формировать в общественном сознании пред­ставления о необходимых и желательных правилах поведения;

д) воспитательную, развивающую в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

В практической деятельности государственных органов (и прежде всего судов) право выступает в ка­честве критерия правомерного и неправомерного по­ведения людей и их коллективов, является основани­ем применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нор­мальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и сво­боды личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

Право выступает своеобразной мерой свободы че­ловека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый уча­стник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведе­ния. В этом проявляется его относительная независи­мость и свобода. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежела­тельного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

 

 

  1. Система права

 

 

Система праваэто внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованнос­ти составляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли и институты. В сис­теме права можно выделить три уровня: первый (низ­ший) уровень составляют нормы права, второй — правовые институты и подотрасли права, а третий (высший) — отрасли права.

Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регули-

рующих относительно самостоятельную сферу од­нородных общественных отношений. В основе деле­ния права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования. Под предметом пра­вового регулирования понимается сфера качественно однородных общественных отношений, которые ре­гулирует определенная отрасль права. Методом пра­вового регулирования называются способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Современная система российского права включа­ет в себя в качестве подсистем следующие отрасли права:

а) конституционное (государственное) право — со­вокупность правовых норм, закрепляющих основы об­щественного и государственного строя, правовое поло­жение личности, порядок образования и деятельности высших органов государственной власти, националь­но-государственное устройство страны и т. д.;

б) административное право — совокупность право­вых норм, регулирующих управленческие отноше­ния, складывающиеся в сфере деятельности органов исполнительной власти;

в) гражданское право — отрасль права, регули­рующая имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;

г) семейное право — отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отноше­ния в сфере брачно-семейных отношений;

д) трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, продолжитель­ность рабочего времени и времени отдыха, вопросы

охраны труда и т. п.;

е) финансовое право - отрасль права, регулирую­щая отношения, которые возникают в процессе фи­нансовой и бюджетной деятельности государства, де­ятельности банков и других финансовых учреждений;

ж) уголовное право — совокупность юридических норм, установленных высшими органами государ­ственной власти, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступными и какие на­казания за их совершение могут быть назначены;

з) земельное право — отрасль права, регулирую­щая общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Наряду с перечисленными выше традиционными отраслями права в последнее десятилетие наблюдает­ся бурное формирование и развитие основ новых от­раслей: экологического права, торгового права, бан­ковского права, предпринимательского права и др.

Все указанные выше отрасли права относятся к материальному праву, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права. Отраслями процессуального права, содержащими правила применения государственны­ми органами и должностными лицами норм матери­ального права, являются:

а) гражданско-процессуальное право — совокуп­ность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансо-вых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата;

б) уголовно-процессуальное право — совокупность юридических норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов по расследова­нию и рассмотрению уголовных дел.

Особой отраслью права является международное право,которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп­ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами.

Наряду с отраслями права в системе права выделяют институты и подотрасли права. Институт права — это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих определенный вид общест­венных отношений. В отличие от отрасли права пра­вовой институт объединяет нормы, которые регули­руют лишь часть отношений определенного вида. На­пример, в трудовом праве существуют институты рабочего времени, времени отдыха, заработной пла­ты и др.

Подотрасль праваэто совокупность родст­венных институтов какой-либо отрасли права (например, обязательственное право в гражданском праве).

Наряду с распространенным в российской юрис­пруденции делением права на отрасли история знает и иной подход к структуре права, возникший еще в древних цивилизациях. Римские юристы различали право публичное и право частное:первое регулирова­ло отношения между гражданами и государством, а второе — между частными лицами на основе их вза­имных обязательств. К публичному праву относят го­сударственное, административное, финансовое, уго­ловное право и отрасли процессуального права, к ча­стному праву — гражданское, трудовое, семейное. В идеале частное и публичное право должны совпасть, так как право, охраняя интересы всего общества, учи­тывает и интересы составляющих его индивидов.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 208. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия