ГЛАВА 2 МЕНТАЛИТЕТ
Понятие менталитет было введено в области исторической науки Л. Февром и М. Блоком. На это оказал влияние Леви-Брюль. В 20-х годах м. Пруст применяет этот термин в романе «У Германтов». Менталитет является одним из основных областей человеческой культуры. Формируется он благодаря человеческой мысли. Закрепленный в символических формах менталитета, прежде всего в форме языка, опыт человеческой мысли обладает способностью к трансляции, он становится традицией - основным механизмом, который отличает человеческую культуру от форм жизни других высших животных. Именно такая роль менталитета дает основание многим считать, что «идеи» определяют жизнь человеческой культуры, что человеческий «дух» первичен, а «материя» вторична. Человеческий опыт имеет фундаментальное значение для культуры. Он закрепляется в памяти формами менталитета, в сферах «духа», а потому большинство мыслителей, занимающихся изучением человеческой культуры, склонялись к «идеализму», к признанию первичности «идеального». Менталитет выражен символическими конструкциями. Символы употребляют почти все животные, но в человеческой культуре символические конструкции имеют исключительное значение, крайне развиты. Они являются продуктом не только генетической программы человека, но и сознательного творчества самого человека. Эти конструкции стали «душой и плотью» человеческой культуры. Э. Кассирер считал, что основу культуры составляют именно символические формы. Последователь Э. Кассирера и основатель современной культурологии Л. Уайт писал следующее: «Именно символ превратил антропоидных предков в людей, придал им человеческий облик. Все человеческое поведение состоит или зависит от использования символов. Символ выступает в виде определяющего признака человечества» (White L. The Science of Culture N.Y. 1960. Р.22) Человек создает символические конструкции не только в области ментальности, но и в области социальных форм и типов хозяйственной деятельности, ибо и социальные формы и хозяйственная деятельность определяется человеческим сознанием, мыслью, деятельность человека – это понимающая деятельность; а не деятельность, которая обусловлена только генетическим биокодом. Символ является заместителем-субститутом природы. Социальные формы – искусственные, символические заместители природной социальной жизни колоний общественных насекомых или стад высших животных. Орудие труда, применяемой в хозяйственной деятельности, - это искусственный, символический заместитель камня, клыков зверя, руки и т.п. Человек вообще есть символ – знаковый искусственный заменитель животного. Под символами понимаются любые формы выражения посредством знаков – материальныхявлений и предметов, качества которых служат функцией передачи свойств явлений окружающего мира, культурных фактов, мыслей, переживаний и действий отдельного человека или определенных социальных общностей. Знаком может быть любой предмет, звук, запах, жест или иное действие. Знак сам по себе, в чем можно согласиться с Ф. Соссюром, может быть выбран произвольно. Материальная форма знака существенна только степенью своей эффективности для передачи смыслов и значений культуры, явлений окружающего мира и состояний человеческого сознания. Знак имеет значение – т.е. определенное множество свойств факта (события) или группы фактов (событий), представителем которых является знак. Это определенное множество свойств формируется и в процессе культурного творчества той или иной культурной общности. Выбранные формы знаков, которые оказались по своей материальной форме и способу передачи значений наиболее эффективными в процессе культурной деятельности, далее влияют на тип и формы понимания. Знак, который в процессе культурной деятельности соединяется со своим значением, приобретает форму символа. Символ – есть знак, который приобрел стабильное поле значений, устойчиво ассоциируется с явлением, которое этот знак представляет, или с состоянием сознания, которое этот знак вызывает. Все, что может быть осознано как культурное достояние, выражено в тех или иных символах. Менталитет человеческой культуры представляет собой довольно хаотичное образование, которое тяжело уложить в определенные схемы, границы разных сфер менталитета размыты, они заходят друг на друга, многослойны. Более того, в течение истории формы изменяются, их взаиморасположенность также претерпевает изменения. Одни сферы развиваются, другие распадаются и деградируют. Отечественный философ П.С. Юшкевич (1873-1945) так описал это состояние «хаоса»: «Тысячи идейных течений - научных, философских, этических, эстетических – неустанно бороздят океан мысли по всем направлениям, сталкиваясь между собою, усиливая или ослабляя друг друга, дробясь на рукава, объединяясь в могучие, все захватывающие в своем движении, потоки» (Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. Спб. 1995. С.165). Но, что самое главное, именно это хаотичное переплетение придает прочность ментальности человеческой культуры. Менталитет человеческой культуры не является адекватным отражением реальности, но в этом и состоит его значимость для человек. В свое время, Ф.А. Ланге (1828-1875) заметил по этому поводу: «Кант не хотел понять того, чего не хотел понять и Платон, что «умопостигаемый мир» есть мир вымысла (Dichtung), и что на этом именно основано его значение и высота. Ибо вымысел в высоком и широком смысле, в каком он здесь должен быть принят, не может быть рассматриваем, как игра талантливого произвола с целью забавлять пустыми измышлениями; он – необходимое порождение духа, вырастающее из глубочайших жизненных корней нашего рода, - источнпик всего высокого и святого и реальный противовес пессимизму, вытекающему из одностроннего пребывания в действительности» (Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящем. Киев –Харьков, 1899. Том 2. С.43) Менталитет, отражая реальность природы и культуры, выстраивается по аналогии с ними: он имеет ландшафтное строение с определенной «географией», воспроизводя реальное природное окружение; и также он выстроен по типу форм социальной организации и типов хозяйственной деятельности. В этот ландшафт включена человеческая субъективность, - понимание реальности выстраивается по аналогии формами миропонимания человеком реальности, - ибо человек выявляет только существенные для него черты реальности, менталитет как образ реальности детерминирован априорными формами, которые заданы ему традицией, биологической природой и прагматической необходимостью. Более того, в менталитете «умножаются миры», ибо человеку нет необходимости в воспроизводить реальность саму по себе, это не задано ему его биологической и социокультурной программой, а потому он использует различные точки зрения со своими паттернами, которые «высвечивают» те или иные стороны этой реальности. С этих точек зрения выстраиваются разные символические конструкции описания реальности, различные формы «возможных миров». Только в форме этих «возможных миров», имеющих, как писал И. Тэн, характер галлюцинаций, человек способен познать окружающий мир, бытие культуры и самого себя. Эти формы историчны, они меняются в процессе культурных изменений, соответственно меняется тип и форма этих галлюцинаций, форм познания мира и образов реальности. Потому менталитет не представляет статичную систему, он подвержен постоянным изменениям. Над полем форм ментальности со своими традициями существуют общие регулятивные символы - идеалы, которые придают ментальности определенный вектор или набор векторов, задающих общее направление. Они частично организуют «вавилонское столпотворение» в ментальности. Роль идеалов целеполагающая, интенциональная. Они выражаются часто в символе «Бог». Без идеалов человеку, увы, нельзя. Как писал в свое время Августин – когда человек живет сам по себе, живет по человеку, а не по Богу (т.е. идеалу), то он подобен дьяволу. И.Т. Касавин так пишет об идеале: «Идеал, с одной стороны, выполняет имманентную регулятивную функцию в системе деятельности, скрытым образом прослеживая её собственные возможности и перспективы и выдавая их за внешние ориентиры. Это своего рода операциональный проект, опережающий образ механизма деятельности, её методов и норм прежде всего. С другой стороны, идеал выступает в качестве мировоззренческого проекта» (Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М.,1990. С.133). Эти проекты, задавая вектора культуры придают ей устойчивость. Органом создания идеалов является разум, который, как не считают многие, склонен не столько создавать конструкции реальности, а более всего склонен творить «химеры», что подчеркивал еще И. Кант. Идеалы существуют в трех формах: трансцендентальный идеал, идеальный образ мира (космологический идеал) и поведенческий идеал. Трансцендентальный идеал – заключает в себе максимум осознаваемой реальности. Бесконечное множество значений этого символа делает невозможным его определение. Основная задача трансцендентального идеала – это задать «нулевую точку координат», на основе которой выстраивается конфигурация ментальности. Идеальный образ мира служит общим образным архетипом понимания явлений. Например, в античности это образы, данные на основе логоса, гармонии, тех или иных стихий, в основном, огня и воздуха. В средневековье мы имеем образ божественной иерархии форм эманации. В новоевропейской истории мы имеем такие архетипические образы как механизм, организм, кибернетический и синергетический образ реальности. Эти образы имеют общементальный характер, хотя часто ведут происхождение от той или иной частной сферы ментальности, социальной формы или типа хозяйственной деятельности. Поведенческий идеал - формируется на основе общих умонастроений в культуре того или иного периода, часто имеет основой тот идеал-образ, на основе которого понимается действительность. Он заключает в себе принципы познания мира, он заключает в себе общий принцип социального поведения и общий принципы хозяйственной деятельности. История ментальности – это, прежде всего история утопий. Идеалы служат полюсами развертки всей ментальности. Основной и базирующей системой ментальности, как в синхроническом, так и в диахроническом измерении является мифология. Сейчас миф выведен на периферию, вытеснена развитыми и дифференцированными ментальными системами религии, философии, науки и искусства. Но мифология, тем не менее, остается исходным фундаментом менталитета. ------------------------------------------ Менталитет человеческой культуры – это не статическое образование, он постоянно меняется. При всем многообразии движений в менталитете, существует определенный общий вектор его движения – это процесс рационализации и дифференциации ментальных форм. Момент рационализации был подчеркнут двумя мыслителями - А. Сен-Симоном и О. Контом, которые считали, что в общечеловеческой культуре можно выделить «три стадии» - религиозную, метафизическую и позитивную. Момент дифференциации был подчеркнут Г. Спенсером,который считал, что процесс эволюции идет путем усложнения культурных форм. Тем не менее, кроме этого общего «вектора» в ментальности существует множество разнонаправленных движений. В частности, идет постоянно эпифеноменальный процесс возрождения разного рода реликтовых неоязыческих религий, сектантских направлений. Раздаются постоянные призывы к возврату к тому или иному типу ментальности. Но все эти движения, во-первых, имеют часто патологический характер; во-вторых, являются необходимым моментом в процессах движения в тем или иным новым формам ментальности, которые движутся по вышеуказанному пути рационализации.
|