ЭПИСТЕМА
На базе традиций того или иного типа культуры, традиций той или иной культурной группы формируются эпистемы, т.е. способы понимания окружающего мира и культуры. Эпистема является гносеологической формой традиции, всякая традиция несет в себе свою эпистему. Ибо традиция как форма адаптации к окружающему миру человека, это, прежде всего, понимающая форма адаптации. Культурное или природное явление всегда понимается лишь путем отнесения этого явления к той или иной традиции культуры. Оно интерпретируется по подобию этих культурных традиций, на основе которых создается эпистема традиции, - и только таким способом достигается понимание этого явления. Сами стандарты и принципы научного исследования, художественного восприятия мира формируются на основе общих социокультурных стандартов, принципов и идеалов. Наука как идеальная форма знания могла появиться только тогда, когда эти общие социокультурные принципы создали благоприятную почву для её возникновения. Эпистемы являются априорными формами, обеспечивающими фундаментальные интенции человеческого понимания. И не только понимания, но и видения. Кажущееся примитивным искусство первобытных людей, кажущееся каким-то «незавершенным и хрупким» творчество японских художников и архитекторов и кажущееся нереальным творчество христианских иконописцев – это не результат несовершенства их мастерства, а результат воздействия на их видение мира эпистем, заданных традициями культуры, в «ауре» которой они творили.
1. ПАРАДИГМА
Платон все познание рассматривал как «правдоподобный миф» («Тимей» 29d). Обосновывал он это прямо-таки в русле позитивизма XIX века, говоря, что мы «всего лишь люди», а потому нам в рассуждениях о «богах и космосе» приходится довольствоваться лишь «правдоподобным мифом».
2. МЕТАФОРЫ ПОЗНАНИЯ
Основная задача познания – это выяснение того, на что похожа та или иная вещь. Т.е. познание аналогично.
Всякое познание условно, но не только. Оно метафорично. Здесь хорошо высказался Ф. Ницше в своей работе «Об истине и лжи во вненравственном смысле». На вопрос, что такое истина он отвечал, что истина: «Движущаяся толпа метафор, метонимий, антропоморфизмов, - короче, сумма человеческих отношений, которые были возвышены, перенесены и украшены поэзией и риторикой и после долгого употребления кажутся людям каноническими и обязательными: истины – иллюзии, о которых позабыли, что они таковы» (35, с.398). Это имеет отношение и к науке, как пишет современный отечественный философ С.С. Гусев «Язык самых различных научных теорий – от математики до философии – строится на основе более или менее скрытых метафорических утверждений, и никакое знание не может быть получено и организовано без их участия» (6, с.11). Современное знание вообще все более и более склоняется не к репрезентативной модели науки, а к модельной концепции науки. Модель – это не реальность, это аналогия - метафора реальности, и она «… незаменимое орудие разума, форма научного мышления» (36, с.203). Это мнение, - если игнорировать Дж. Максвелла, который всегда подчеркивал аналоговый характер научного мышления, - стало распространенным со времен становления квантовой механики, где, во-первых, сам наблюдатель включается в онтологическую картину реальности, а, во-вторых, сам объект наблюдения уже анонимен и проявляется лишь посредством приборов и инструментов; в-третьих, - вообще не может быть образно представлен. И здесь все более и более важную роль начинает играть модель-метафора, ибо как правильно подчеркивал Ортега-и-Гассет: «.. метафора – это действие ума, с чьей помощью мы постигаем то, что не под силу понятиям. Посредством близкого и подручного мы можем мысленно коснуться отдаленного и недосягаемого. Метафора удлиняет радиус действия мысли, представляя собой в области логики нечто вроде удочки или ружья» (38, с.207).
3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА
Мысль не сопряжена семантически с «Истиной» как «Абсолютным». Мысль, наоборот, это мысль об условном и относительном. Сама мысль оперирует идеальными объектами, которые лишь частично отражают реальность, отражают лишь существенные для мысли свойства реальности. В этом отношении крайне интересен забытый в наше время шотландский философ У. Гамильтон (1788-1836). У. Гамильтон выступал с критикой философии В. Кузена и Шеллинга. В «Edinburgh Review» (1829) была напечатана его статья «Discussion in the Unconditiontd». Эта работа является своеобразным переносом критической философии Канта на английскую почву путем соединения учения Т. Рида с философией И. Канта.. Он писал следующее: «Ум может понимать, а следовательно, и знать только ограниченное, и притом условно ограниченное. Безусловно неограниченное или бесконечное, а также безусловно ограниченное или абсолютное совершенно не могут быть поняты только мышлением при отсутствии или отрешении от тех самых условий, при которых осуществляется самое мышление; следовательно, понятие о безусловном есть чистое отрицание, отрицание самой возможности мыслить» (цит. по: Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899.С.42). И далее У. Гамильтон писал: «Так как ограниченное условиями (которое для краткости мы можем назвать просто обусловленным) является, таким образом, единственно возможным объектом знания и положительного мышления, то мышление необходимо предполагает условия. Мыслить значит обусловливать, и ограничение условиями составляет основной закон мышления, потому что, как борзая собака не может обогнать свою тень или (употребляя более подходящее сравнение) как орел не может подняться выше атмосферы, в которой парит и которая одна может его поддерживать, так и мысль не может выйти за пределы той сферы ограничения, внутри которой и посредством которой исключительно осуществляется возможность мышления. Мыслить возможно только об обусловленном, потому что, как мы сказали, мыслить значит просто обусловливать. Абсолютное понятно только при отрицании мыслимости, а все, что мы знаем, мы знаем только как – «завоеванное у пустого и бесформенного бесконечного» (цит. по: Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1899. С.42-43) Т.е. человеческая мысль всегда ограничена и мыслит условностями, она есть деятельность по созданию моделей. Эта идея модельного мышления получила далее распространение в махизме. Но собственно концепцию модельного мышления развил известный русский физик и философ Н.А. Умов (1846-1915). Он писал: «Нашим уделом является создание картин, движущихся панорам, фигур, образов, короче – моделей существующего и совершающегося, не противоречащих друг другу, а связанных между собой» (Умов Н.А. Сочинения. Т.3. М., 1916.С.226). Он подчеркивал: «Все наше миросозерцание, от своего наиболее обыденного до наиболее возвышенного содержания, представляет собой собрание моделей, образующих более или менее удачный отклик существующего, соответствующих или не соответствующих тем вещам, которые имелись в виду при их построении» (Умов Н.А. Значение опытных наук \\ Научное слово. М., 1903. С.21). Вот такой моделью и является научно-исследовательская программа.
|