Образ лабиринта, как образ реального мира присутствует почти во всех культурах
Как пишет известный антрополог Б. Малиновский: «..в первобытных условиях традиция имеет высшую ценность для сообщества, ибо нет ничего более важного для сплочения и сохранения его членов. Порядок и цивилизация могут поддерживаться только благодаря строгой приверженности религиозным верованиям и знаниям, полученным от предыдущих поколений. Всякая небрежность в этом деле ослабляет сплоченность группы и подвергает опасности её культуру вплоть до угрозы самому её существованию. Человек пока не открыл столь сложного аппарата современной науки, которой смог бы обеспечить в наши дни фиксацию результатов опыта в вечных образцах, проверить их в любое время, постепенно придавать им более адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знание, которыми обладает первобытный человек, его общественный строй, обряды и верования являются бесценным результатом противоречивого опыта его предков, за который заплачена непомерная цена и который должен быть сохранен в любом случае. Так, из всех его качеств верность традиции является наиболее важным, и общество, которое провозглашает свои традиции священными, тем самым достигает стабильности и укрепляет свою власть» (Малиновский Б. Магия, наука и религия.\\ Этнографическое обозрение №6 \\ с.110)
«Ассоциативно-метафорический способ закрепления опыта уменьшает возможность трансляции, понятийное оформление унифицирует знание, облегчает передачу» (с.49)
«Особенностью мифологического мышления является то, что эмоциональные обобщения, появляющиеся в результате эмоциональной рефлексии, осознаются в конкретной, предметно-символической форме. Таким общим символом социальной общности является тотем» (с.52)
МИФ И СОВРЕМЕННОСТЬ
«Люди чаще, чем думают, живут в царстве абстракций, фикций, мифов. Самые рациональные люди живут мифами. Самый рационализм есть один из мифов. Рациональная абстракция легко превращается в миф… Разум рационализма есть один из мифов.»(Царство Духа и Царство Кесаря, 292)
ЛИТЕРАТУРА: 1. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, 1991. (2346938). 2. Буслаев Ф.Н. Сочинения. Спб.,1908-1910 т.1-2. 3. Буслаев Ф.Н. О литературе. 1990. 4. Вундт в. Миф и религия. СПб. 1912. 5. Веселовский А.Н. Миф и символ \\ Русский фольклор. Л. 1979. 6. Милн Н.Я. Чувства животных и человека. М. 1966. ИДЕОЛОГИЯ НАУКА ИСКУССТВО
Не вызывает сомнения то, что относительно способностей человека искусство оперирует в эмоциональной сфере. По крайней мере, такую картину мы наблюдаем сейчас, ибо в ранний период искусство отождествлялось с техникой. До сих пор мы так и называем людей, которые достигли определенного умения в той или иной области людьми «искусными» в своем деле. Сейчас мы имеем дело с иным пониманием искусства, как того, что действует как ментальная форма.
Основательницей социологии искусства считается известная писательница Ж. Де Сталь – дочери известного Ж. Неккера. Вот что она писала:
Современное искусство как дизайн – это явление рассматривается как положительный момент, как восстановление по сути исходных основ искусства. В этом отношении анализируются концепции возникновения искусства, в частности концепция К. Бюхера («Работа и ритм»)
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ
Как, в частности хорошо писал теолог П. Тиллих: «Все искусства порождают символы для уровней реальности, которых нельзя достичь иным способом. Картина и стихотворение раскрывают элементы реальности, к которой нельзя подойти научным способом. В творениях искусства мы сталкиваемся с такой реальностью, которая вне этих произведений скрыта от нас. Символ открывает нам не только измерения и элементы реальности, к которым иначе не подойти, но также измерения и элементы нашей души, соответствующие элементам и измерениям реальности. Великая пьеса не только дает нам видение человеческой драмы, но и открывает потаенные глубины нашего собственного существования» (Tillish P. Dinamik of faith \\ Religion from Tolstoy to Comus. N.Y. 1961. P.384).
|