Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРАСОТА КАК ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ





 

Исходным понятием искусства всегда было прекрасное. Категория красоты является основой искус­ства. Тем не менее, в процессе анализа данной эстетической категории выявилось еще ка­тегория воз­вышенного. В истории эстетики мы имеем многообразные толкования взаимоотно­шения прекрасного и возвышенного, но наиболее законченную форму понимание этого взаи­моотношения приобрело в XIX веке со времен выхода на свет работы Фр.Г. Фишера «Эстетика, или наука о прекрасном»(1846-1857). В этой ра­боте Фишер трактует возвышенное и комическое (безобразное) как моменты пре­крас­ного. Прекрасное в данном случае выступает как синтез. Дальнейшее развитие идеи безобраз­ного получили развитие в работе К. Розен­кранца «Эстетика безобраз­ного» (1853). В ней автор без­образное считает дополнением к пре­красному. В конечном счете, мы приходим к законченной триаде катего­рий: возвышенное, пре­красное, без­образное, которые и являются системообразующими в ис­кусстве.

Прекрасное

 

ВОЗВЫШЕННОЕ

 

Возвышенное как категория эстетики было известно еще в античности. Наибольший вклад в разра­ботку этой категории внесло сочинение Псевдо- Лонгина «О возвышен­ном» (1 в.). Кате­горию возвы­шенного особо интенсивно разрабатывалась а английской эстетике XVIII века (Аддисон, Юм, Ден­нис, Бейли, Бёрк)

 

БЕЗОБРАЗНОЕ

 

В этом отношении интересна работа Розенкранца «Эстетика безобразного»(1853). Фи­лософ анализирует форму безобразного: ассиметрию, аморфность, дисгармонию. Идея безобразного дана, в частности в поэзии Ш. Бодлера.

 

ПОЭТИКА

 

ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

1.ТЕМА

 

2.СОБЫТИЕ

 

Если научная теория формируется посредством организации фактов и объектов в опре­деленное пространство и время, связав их причинно-следственной связью, то в искусстве мы имеем такую же связь событий.

 

«Выделение событий – дискретных единиц сюжета – и наделение их определенным смыслом, с одной стороны, а также определенной временной причинно-следственной связью или какой-либо иной упорядоченностью, с другой, составляет сущность сю­жета» (Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. С.40)

 

3. ПЕРСОНАЖИ – МОТИВЫ - ХАРАКТЕРЫ

 

КОМПОЗИЦИЯ

 

Композиция – это способ организации событий, персонажей, мотивов, характеров, ко­торые задают коллизию художественных произведений. Происходит от compono – складываю, располагаю. Всякое художественное произ­ведение представляет собой сис­темы определенных деталей, которые создают целостный образ.

 

СЮЖЕТ

 

Сюжет представляет собой временную организацию художественной формы. Идеальные события художественного мира, организуются в связи не только компози­цией, но и сюжетом. Следует отличать фабулу художественного произведения и сю­жета. Фабула задает нам внешнюю последовательность событий, а сюжет образует именно художественное время, которое может убыстряться или замедляться, иметь разрывы, оно может «перескакивать».

 

Как писал А.Н. Веселовский: «Сюжеты – это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или отри­цательная» (Веселовский А.Н. Собрание сочинений Том 2 Вып.1 Спб.,1913 с.4)

 

Способ развертки сюжета во многом зависит от типа употребляемых способов выражения. Если это литературное произведение, то оно зависит от систем слова, если же это музыкальное произведение или драматическое, то от присущих этим видам вы­ражения способам.

 

Существует пять обязательных элемента сюжета: экспозиция, завязка, развитие дейст­вия, кульминация и развязка. Это членение восходит еще к Аристотелю. Хотя некоторые оспаривают один элемент- развитие действия, считая, что это предполага­ется самим определением сюжет, как движения во времени. В принципе, имеет смысл говорить лишь о трех элементах: завязка, кульминация и развязка, ибо экспозиция (пролог и эпилог) – это лишь вспомогательный элемент, который задает встроенность данного сюжета в иной сюжет

Далее рассматривается действие традиции в формах разных направлений в искусстве: клас­си­цизма, романтизма, реализма и модернизма. Отмечается типичность сюжетных линий и про­слеживается их связь с древними мифологическими схемами. Здесь за ос­нову берутся ти­поло­гические анализы В. Проппа, О. Фрейденберг, В. Топорова, Е. Ме­летинского, С. Аве­ринцева, Ю. Лотмана. Что-либо до­бавить тут совершенно невозможно.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 239. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия