КРАСОТА КАК ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Исходным понятием искусства всегда было прекрасное. Категория красоты является основой искусства. Тем не менее, в процессе анализа данной эстетической категории выявилось еще категория возвышенного. В истории эстетики мы имеем многообразные толкования взаимоотношения прекрасного и возвышенного, но наиболее законченную форму понимание этого взаимоотношения приобрело в XIX веке со времен выхода на свет работы Фр.Г. Фишера «Эстетика, или наука о прекрасном»(1846-1857). В этой работе Фишер трактует возвышенное и комическое (безобразное) как моменты прекрасного. Прекрасное в данном случае выступает как синтез. Дальнейшее развитие идеи безобразного получили развитие в работе К. Розенкранца «Эстетика безобразного» (1853). В ней автор безобразное считает дополнением к прекрасному. В конечном счете, мы приходим к законченной триаде категорий: возвышенное, прекрасное, безобразное, которые и являются системообразующими в искусстве. Прекрасное
ВОЗВЫШЕННОЕ
Возвышенное как категория эстетики было известно еще в античности. Наибольший вклад в разработку этой категории внесло сочинение Псевдо- Лонгина «О возвышенном» (1 в.). Категорию возвышенного особо интенсивно разрабатывалась а английской эстетике XVIII века (Аддисон, Юм, Деннис, Бейли, Бёрк)
БЕЗОБРАЗНОЕ
В этом отношении интересна работа Розенкранца «Эстетика безобразного»(1853). Философ анализирует форму безобразного: ассиметрию, аморфность, дисгармонию. Идея безобразного дана, в частности в поэзии Ш. Бодлера.
ПОЭТИКА
ИСХОДНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.ТЕМА
2.СОБЫТИЕ
Если научная теория формируется посредством организации фактов и объектов в определенное пространство и время, связав их причинно-следственной связью, то в искусстве мы имеем такую же связь событий.
«Выделение событий – дискретных единиц сюжета – и наделение их определенным смыслом, с одной стороны, а также определенной временной причинно-следственной связью или какой-либо иной упорядоченностью, с другой, составляет сущность сюжета» (Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту, 1973. С.40)
3. ПЕРСОНАЖИ – МОТИВЫ - ХАРАКТЕРЫ
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция – это способ организации событий, персонажей, мотивов, характеров, которые задают коллизию художественных произведений. Происходит от compono – складываю, располагаю. Всякое художественное произведение представляет собой системы определенных деталей, которые создают целостный образ.
СЮЖЕТ
Сюжет представляет собой временную организацию художественной формы. Идеальные события художественного мира, организуются в связи не только композицией, но и сюжетом. Следует отличать фабулу художественного произведения и сюжета. Фабула задает нам внешнюю последовательность событий, а сюжет образует именно художественное время, которое может убыстряться или замедляться, иметь разрывы, оно может «перескакивать».
Как писал А.Н. Веселовский: «Сюжеты – это сложные схемы, в образности которых обобщились известные акты человеческой жизни и психики в чередующихся формах бытовой действительности. С обобщением соединена уже и оценка действия, положительная или отрицательная» (Веселовский А.Н. Собрание сочинений Том 2 Вып.1 Спб.,1913 с.4)
Способ развертки сюжета во многом зависит от типа употребляемых способов выражения. Если это литературное произведение, то оно зависит от систем слова, если же это музыкальное произведение или драматическое, то от присущих этим видам выражения способам.
Существует пять обязательных элемента сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Это членение восходит еще к Аристотелю. Хотя некоторые оспаривают один элемент- развитие действия, считая, что это предполагается самим определением сюжет, как движения во времени. В принципе, имеет смысл говорить лишь о трех элементах: завязка, кульминация и развязка, ибо экспозиция (пролог и эпилог) – это лишь вспомогательный элемент, который задает встроенность данного сюжета в иной сюжет Далее рассматривается действие традиции в формах разных направлений в искусстве: классицизма, романтизма, реализма и модернизма. Отмечается типичность сюжетных линий и прослеживается их связь с древними мифологическими схемами. Здесь за основу берутся типологические анализы В. Проппа, О. Фрейденберг, В. Топорова, Е. Мелетинского, С. Аверинцева, Ю. Лотмана. Что-либо добавить тут совершенно невозможно.
|