ТЕХНИКА
Человек формирует совершенно новую среду обитания, которую академик А.Е. Ферсман в 20-е годы XX века назвал техносферой. «Техника является тактикой всего живого. Она является формой метода той борьбы, которая совпадает с самой жизнью» (Spengler O. Der Mench und die Technik. Műnchen. 1932. S.7). Первой попыткой создать философию техники была работа немецкого ученого Ф.Рело «Теоретическая кинематика. Основы теории сущности машины» (1875). Основы теории техники были заложены во второй половине XIX века. Эрнст Капп издал свою книгу «Основные направления философии техники» (1877) Его заслуга состояла в том, что он создал эту область философского исследования. Но большая заслуга в исследовании проблем техники принадлежит больше Клемму, Тейлору, Гейгеру, Нуаре, Рело, Гартигу и др. Этими же проблемами занимались П. Энгельмейер, Ф. Бон, Э. Чиммер, Г. Буркхардт. Г. Буркхардт автор работы «Индивид и мир как продукт труда» (1920), «Кризис мировоззрений и пути к его рзарешению» Посвятили свои исследования феномену техники А. Эспинас (1897). Большое значение имели работы русского инженера П. К. Энгельмейера. По его мнению, «…техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить философия техники» (Энгельмейер П. К. Технический итог XIX века. М., 1898. С.101-102) Интересен Ф. Дессауэр. Большим влиянием обладает философия техники в ФРГ. Интерсна концепция американского философа Мэмфорда
«Поистине революционный переворот – не в поверхностном, а в более глубоком смысле – произвела в хозяйстве машина. И проблема машины принадлежит к глубоким метафизическим проблемам» (Бердяев Н. Философия неравенства. с.237) 1. ТЕХНИКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Техника – это умение изготавливать орудия, производить предметы. Это продуктивное знание. Термин «техника», если двигаться от индоевропейской основы, идет от tekp, что означает деревообработку или плотницкое ремесло. От этого корня значение слова перешло в слово tĕktōn – строитель, или плотник. Греческое слово «τέχνη » или латинское «techna» означало умение или средства необходимые для достижения какой-либо цели, или же означало вообще искусство изготавливать вещи, которые дополняют или подражают phýsis («фисис»). Человек, который занимается этим, это – инженер. Homo faber Homo sapiens
3. Экономические формы и традиция
Как правильно писал в свое время Г. Тард: «Капитал – это традиция, социальная память, которая бывает для обществ тем же, чем является для живых существ наследственность – жизненная память, загадочная по самой природе своей» (Тард Г. Социальная логика. Спб., 1996. С. 385)
Интересно мнение Вальтера Ойкена (1851-1950), который писал следующее: «Две основные формы – не больше- можно установить за всю историю человечества. Хозяйственные будни сообщества могут регулироваться планами одного составителя планов. Это чисто основная форма «централизованно управляемого хозяйства»… Другой чистой формой является «рыночное хозяйство», в котором многочисленные индивидуальные хозяйства – самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между сбой и в которых существует автоматизм рынков, кон(Ойне В. Основные принципы экономической политики Лучше своми словами.
Как подчеркивал, в частности, Л.И. Мечников: «Уважение потомства – это запоздалая награда мученикам истории – никогда не проявляется в прямом количественном отношении с истинным величием некогда совершенного подвига. В памяти людей остается лишь то, что ослепляет; но истинные благодетели человеческого рода остаются в тени. Имена людей, научивших употреблению огня, искусству приручения животных и возделывания хлебных злаков, навсегда останутся неизвестными. Пантеон истории населен только извергами, шарлатанами и палачами» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки; Статьи. М. 1995. С.232)
Маркс: «Постоянное воспроизводство базиса существующего состояния, лежащих в основе этого состояния отношений, приобретает с течением времени урегулированную и упорядоченную форму, и эти регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая и произвола» (т.25 ч.2 с.356) Вот что говорит нам Маркс: «урегулированность и порядок являются именно формой общественного упорядочения данного способа производства. Если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция».(т.25 ч.2 356-357)
Хозелитц Б.: «..традиционные нормы могут быть мощным препятствием на пути социальных и технических изменений, но могут также выполнять и важную функцию стабилизатора в обществе, где экономическое развитие связано с имеющим большие последствия тенденциями к социальной дезорганизации» (Hoselitz B.F. Tradition and Economic Growth\\ Tradition, Values and Socio- Economic Development. L., 1961 p.99) «Традиционалистская идеология при всех условиях имеет тенденцию оказывать неблагоприятное влияние на экономическое развитие, так как она направляет энергию общества на достижение тех ценностей и целей, которые относятся скорее к прошлому, чем к настоящему или будущему» (Hoselitz B.F. Tradition and Economic Growth\\ Tradition, Values and Socio- Economic Development. L., 1961 p.108)
«..если можно утверждать, что традиционализм всегда противостоит экономическому развитию, то же самое нельзя сказать о традиции. Конечно, если традиционалистская идеология постоянно или временно доминирует в обществе, традиционные нормы будут способствовать усилению преобладающих реакционных тенденций и составляют дополнительное препятствие на пути экономического развития. Но если доминирующая идеология является идеологией модернизации, традиционно передаваемые нормы могут оказывать позитивное влияние» (Hoselitz B.F. Tradition and Economic Growth\\ Tradition, Values and Socio- Economic Development. L., 1961 p.110)
Маркс писал: «Постоянное воспроизводство базиса существующего состояния, лежащих в основе этого состояния отношений, приобретает с течением времени урегулированную и упорядоченную форму, и эти регулярность и порядок сами суть необходимый момент всякого способа производства, коль скоро он должен приобрести общественную устойчивость и независимость от простого случая или произвола» (Маркс К. Энгельс Ф. т.25 ч.II, с.356)
«Человеческое поведение есть функция биологического организма, с одной стороны, и сверхсоматической культурной традиции, -с другой» (White L. The Science of Culture. N.Y. 1949. P.163)
Известный американский антрополог Л. Тайчер считал, что выход из форм производственнно-экономической деятельности, которая была свойствена человеку по его биопрограмме, пагубно сказалась на самом человеке, ибо механизмы политической регуляции производства и потребления, не отвечающие исходным биологическим «базисам» человеческой природы, дестабилизирует саму сущность человека.
«Животное, производящее оружие»
Г.Тард Каптитал как традиция
Исследование экономики как целого имеет начало в творчестве Франсуа Кенэ. Акцент у Кенэ делается на сельском хозяйстве Его экономическая таблица является первой попыткой представить в целостности весь процесс хозяйственной сферы деятельности.
|