И колыбель
Твою качали... /двустопный ямб/. (32) Ура! в Россию скачет Кочующий деспот. Спаситель горько плачет, А с ним и весь народ... /трехстопный ямб/.
Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я... /четырехстопный ямб/.
Мне вас не жаль, года весны моей, Протекшие в мечтах любви напрасной... /пятистопныйямб/. Редеет облаков летучая гряда. Звезда печальная, вечерняя звезда!... /шестистопный ямб/. 3. Следующий фактор, определяющий ритм стиха, связан с наличием цезуры в середине строки. Два последних примера (пятистопного и шестистопного ямба) убедительно говорят о том, как влияет на ритм внутристиховая цезура — короткая пауза, насыщенная активным мыслительным процессом лирического героя. 4. Фактором ритма является и чередование стихов разной длины в определенном порядке. Ведь часто на протяжении всего стихотворения поэты чередуют пять и четыре или четыре и три стопы: Край родной, весну твою /четыре стопы хорея/ Сердцем принимаю, /три стопы/ Я весной в родном краю /четыре стопы/ Наломаю Маю /три стопы/ (А. Прокофьев). И с отвращением читая жизнь мою, /шесть стоп ямба/ Я трепещу и проклинаю, /четыре стопы/ И горько жалуюсь и горько слезы лью /шесть стоп/ Но строк печальных не смываю /четыре стопы/. (А. С. Пушкин). Чем больше разницы в длине строк, тем ощутимее ритмический контраст: Заслоняют небо синее /пятистопный хорей/ Дубы/одна стопа/ Знаю; где-то под осинами /пять стоп/ Грибы, /одна стопа/ Мухоморы да поганки /четыре стопы/ На виду, /две стопы/ Только белые-белянки /четыре стопы/ Не найду... /две стопы/ Тот лесной закон полезен /четыре стопы/ И для нас: /Две стопы/ Скромен добрый гриб, не лезет /четыре стопы/ Напоказ, /две стопы/. (Раиса Ахматова). (33) Особенно контрастируют стихи в вольном размере басен, создавая разговорную, живую интонацию речи: Осел, /одна стопа ямба/ Козел, /одна стопа/ Да косолапый Мишка/три стопы/ Затеяли сыграть квартет... /четыре стопы/. 5. На ритм стиха оказывает влияние характер ритмических окончаний (клаузул). Вслушаемся: Любви, надежды, тихой славы /женская клаузула: А-вы/ Недолго нежил нас обман; /мужская клаузула: Ан/ Исчезли юные забавы, /женская клаузула: А-вы/ Как сон, как утренний туман, /мужская клаузула: Ан/. Мужские клаузулы передают глубину содержания второй и четвертой строк: все оказалось — «обман», «туман». Сочетание мужских или женских окончаний с дактилическими или гипердактилическими особенно выявляют многозначность мыслей и чувств. Прислушаемся к стихам С. Есенина «Лебедушка», написанным четырехстопным хореем, но с дактилическими окончаниями, и убедимся в том, как дактилические клаузулы передают ритмически состояние спокойного счастья от слияния с родной природой, народную мелодию: | ¯ ¯ Из-за леса, леса темного, | ¯ ¯ Подымалась красна зорюшка, | ¯ ¯ Рассыпала ясной радугой | ¯ ¯ Огоньки-лучи багровые... Или пример русской народной песни, написанной шестистопным хореем с гипердактилическими клаузулами: | ¯ ¯ ¯ Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати, | ¯ ¯ ¯ Мне мила дружка за рученьку не важивати... Легко почувствовать, как разительно отличается ритм этих стихов и песни от стихов, написанных той же хореической стопой, но с мужскими или женскими клаузулами: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она... /четырехстопный хорей/ (А. С. Пушкин). (34)
Долго не сдавалась Любушка-соседка. Наконец шепнула: «Есть в саду беседка»... /шестистопный хорей/ (Н. А. Некрасов). 6. На ритмическое звучание стиха оказывают влияние внеметрические ударения (спондей) и пропуски ударений (пиррихий). 7. На ритм стиха влияет и расположение словоразделов. Мы уже говорили о том, что эмоционально-смысловая нагрузка слова в стихе значительнее, чем в прозе. Поэт «сердцá волнует, мучит, как своенравный чародей». Закономерно появление стихов В. Маяковского с его особым словоразделом «лесенкой»: И чудится мне, что на красном погосте товарищей мучит тревоги отрава. По пеплам идет, сочится по кости, выходит на свет по цветам и по травам... Эти полные внутреннего напряжения строки из XVIII главы поэмы «Хорошо», передающие воображаемый разговор лирического героя с тенями павших героев, написаны классическим размером: четырехстопным амфибрахием с явлениями стяжения на третьей строке. Но Маяковский располагает эти строки «лесенкой», подчеркивая особую значимость слов, подсказывая исполнителю необходимость отчетливого произнесения. Многие современные поэты в стихах, написанных классическим размером, графически передают свою интонацию, ритмику, дыхание стиха. Они как бы говорят словами Маяковского: Не позволю мямлить стих и мять! Вспомним графику стихов Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского и многих других. Обратим внимание на графику стихотворения Юлии Друниной «Гость», написанного четырехстопным анапестом: Среди царственных пальм, На чужом берегу,
|