Студопедия — Каким образом научиться легко определять размеры стихов?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каким образом научиться легко определять размеры стихов?






Быстро определять стихотворные размеры помогает при­ем скандирования текста. Он естественен, знаком нам с детских лет, ибо дети, как и поэты, прежде всего чувствуют ритмический гул стихотворной речи и сами слагают стихи. И надо возродить в себе забытое чувство ритма, волновавшее нас в детстве. (10) Ведь ритм звучащего слова мы улавливаем слухом. Вот и попробуем скандировать их, есть произносить, отвлекаясь на время от смысла, ярко подчерки­вая размер так, как это делают дети, читая не по словам, а по слогам, улавливая слухом чередование ударных и безударных слогов.

Начнем говорить в размере хорея, подчеркивая первый слог: рАз-два, рАз-два, рАз-два, рАз-два... Проскандируем имя Ваня: ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня, ВА-ня...

А теперь при счете попробуем выделять второй слог: раз-двА, раз-двА, раз-двА, раз-двА... Заговорили ямбом, мы, и Ваня наш Иваном стал: И-вАн, И-вАн, И-вАн, И-вАн…

С тем чтобы яснее не только слышать ударный слог и неударный, но и видеть их, попробуйте раскачиваться в такт вперед и назад. Заметим, что на слове Ваня — первое, дви­жение корпуса — вперед, а затем назад. А при имени Иван наоборот: сначала — назад, потом — вперед. Для нагляд­ности попробуем, скандируя, выстукивать ритм большим и указательным пальцами, подчеркивая сильный слог более активным движением одного из пальцев. При слове Ваня сильнее стучит большой палец, а при слове Иван — указа­тельный.

Итак, мы выяснили, что Ваня — соответствует стопе хорея, Иван — стопе ямба. А вот ласкательное «Ванечка» оказывается стопой дактиля: ВА-неч-ка, ВА-не-чка… Отстукивая ритм уже тремя пальцами, заметим, что силь­ный удар падает на большой палец, а указательный и средний пальцы ослабленным движением подчеркивают два слабых слога трехсложной стопы дактиля.

А вот другое ласкательное «Ванюша» звучит в размере амфибрахия, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша, Ва-нЮ-ша...

Фамилия же Иванов звучит, как стопа анапеста: И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв, И-ва-нОв…

Запомним: ВАня, ИвАн, ВАнечка, ВанЮша, ИванОв — соответствуют пяти размерам силлабо-тонической системы стихосложения (хорею, ямбу, дактилю, амфибрахию, ана­песту).

Можно взять другие слова с их вариациями: ВЫрос, под-рОс, вЫ-рас-ти, под-рОс-ток, под-рас-тИ. ЖЕн-ка, же-нА, жЕн-щи-на, же-нИть-ба, же-ни-шОк.

Чтобы не путаться в названиях размеров, полезно запом­нить следующее: хорей в переводе с греческого «плясовой»: (хор, пляска, хоровод). Вспомним, как дети водят хоровод и скандируют: БА-ба сЕ-я-лА го-рОх: прЫг-скок, прЫг-скок... Хореической стопой, как правило сочиняются частушки, потому что под этот размер хорошо пританцовывать: (11)

САша, САня, САнюшкА, :

ТЫ не вЫдай тАйностИ:

ОдногО тебЯ люблЮ

ДО послЕдней крАйностИ!

(А. Прокофьев).

Хореической стопой передается ритм народных частушек в стихотворении «День рождения»:

В крАсном блЕске, в бУйной сИле

ВстАло сОлнце нАд РоссИей:

НАд лугАми, нАд полЯми,

НАд лесАми с сОловьЯми...

(А. Прокофьев).

Стопой хорея даем мы команды: рАз-два! рАз-два! лЕ-вой! лЕ-вой! лЕ-вой! Ямб в переводе — «бросок». А ведь прежде чем бросать что-то, мы делаем размах: на «раз» — отводим руку назад, готовясь к броску; на «двА!» —бросаем; Ямб хорошо ассоци­ируется с жестом прощания. Прощаясь, мы обращаем ладонь от себя и раскачиваем ее: назад-вперед. Сопроводим этот жест просторечным словом прощания «пока». На слог «по» ладонь несколько отбросилась назад (приготовилась к дейст­вию) на слог «кА» наклонилась вперед: по-кА, по-кА, по-кА...

Прочтем теперь стихи, написанные ямбической стопой. Они начинаются этим же словом, но имеющим другое значе­ние (определяющим границы времени):

ПокА текУт в РоссИи рЕки,

покА во мнЕ струИтся крОвь,

однА лишь тЫ,

однА вовЕки

и жИзнь

и слАва

и любОвь!

(В. Кузнецов.)

Ямб очень емкий по форме размер. Им пишут лирические и комедийные, бытовые и героические стихи, комедии и драмы…

Дактиль в переводе с греческого — «палец». У древних эта трехсложная стопа ассоциировалась с тремя фалангами пальца. Дактиль соответствует ритму вальса, и чтобы овладеть этой стопой, полезно почитать стихи, написанные дакти­лем, в сопровождении вальса.

Анапест в переводе означает «отраженный назад». В противовес дактилю эту стопу называли «обратно ударяемой». Она создает стремительность движения, мысли, чувства. (12) Очень любил пользоваться этой стопой Н. А. Некрасов. И даже в самых скорбных некрасовских стихах, написанных анапестом, пульсирует высокий ритм чувств лирическою героя, стремящегося вырваться из тяже­лых пут жизни:

НадрывАется сЕрдце от мУки,

Плохо вЕрится в сИлу добрА,

Внемля в мИре царЯщие звУки

БарабАнов, цепЕй, топорА...

Стремительность анапестической стопы, между прочим, по­зволяет удерживать исполнителей от чрезмерной, напевности, которая снижает действенность стихотворения.

Амфибрахий — от двух греческих слов «амфи» — с обеих сторон (или кругом) и «брахис» — краткий, С двух сто­рон от долгого, сильного слога находятся два кратких: раз-двА-три, раз-ДвА-три...







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 211. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия