Выбор материала
При выборе исполнительского материала необходимо соблюдать определенные условия. Первое условие — актуальность материала, его высокое идейно-художественное звучание. При этом не следует понимать под актуальным материалом лишь советскую поэзию да еще непременно последних лет. Актуальность проблем, которые нас волнуют, мы находим во многих классических произведениях поэзии. Взяв в работу стихи наших классиков, надо уметь прочесть их с позиции современности. Для этого следует точно определить: на изменение какой ситуации в жизни нашего общества, мира может быть направлено классическое произведение. Возьмем к примеру лирическое стихотворение Пушкина «Я вас любил». «Я вас любил так искренне, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим» (47) — вот главная мысль этого стихотворения. Человек всегда должен оставаться человеком и быть благодарным тому, кто зажег огонь любви — чувство, которое не всем дано испытать. Исполняя эти стихи Пушкина, мы совершаем речевое действие: предостеречь от мелкого чувства злобы и собственничества, напомнить человеку о том, что он — высшее существо, обладающее добрым сердцем и мудрым разумом. «Мне дорого любви моей мученье. Пускай умру, но пусть умру любя» — говорит поэт в других своих стихах. Второе условие верного выбора материала заключается в том, чтобы он нравился исполнителю, волновал его, вызывая желание работать над ним. Лучше, если участники коллектива сами его отыскивают. И не надо сразу разочаровывать их, если предложенный ими материал по каким-либо соображениям не стоит брать в работу. Можно тактично заменить его другим на ту же тему, взволновавшую чтеца, но более качественным. Либо посоветовать отложить на некоторое время работу над ним и, как ступеньку к мастерству стиходействия, предложить сделать другое стихотворение, которое обогатит исполнителя необходимыми технологическими умениями и навыками. Третье условие, обеспечивающее успех в работе, — это соответствие материала творческим способностям чтеца-любителя и степени его подготовленности к выступлениям: ведь часты случаи (в этом убеждают итоги конкурсов, смотров, творческих отчетов коллективов художественного слова), когда исполняются материалы, явно непосильные для чтеца. Это особенно видно, когда неправомерно большое место в программах чтецов-любителей занимают стихи поэтов А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака с их очень личностным содержанием, усложненным ходом мысли. Стихи этих поэтов требуют высочайшего мастерства исполнения. Часто исполнители «тонут» в огромных по времени. (20— 25 минут) поэтических композициях, плохо выстроенных сценарно. При исполнении таких материалов не раскрываются творческие способности а, наоборот, перечеркиваются. А у зрителей такие выступления вызывают недоумение, досаду. Однако из снисхождения к чтецам-непрофессионалам их даже хвалят. Это-то и наносит вред развитию творческой индивидуальности. Теряются эстетические критерии искусства, задерживается творческий рост исполнителя, воспитывается дурной вкус и легкомысленное отношение к одному из самых трудных видов искусства — чтецкому искусству. (48) Второй этап работы над стихами: изучение всех особенностей формы выбранного к исполнению стихотворения.* (* Предполагается знание чтецом основных законов стихосложения. Постижение формы стиха осуществляется в неразрывной связи с идейно-действенным его анализом. Поэтому мы и говорим об условности этапов работы. Один этап вплетается в другой. Но миновать их нельзя.) Чтобы верно прочесть лирическое стихотворение, надо зажить высокими чувствами поэта, услышать поэтическую интонацию, тон целенаправленного действия; Этому способствуют внимательное ознакомление с творчеством поэта, а также изучение «биографии» исполняемого стихотворения. Что же значит такая «биография»? Стихотворения рождаются от пережитых событий, встреч, воспоминаний, нахлынувших чувств, соприкосновений с природой и т. д. Подробно изученная «биография» стихов должна как бы гарантировать более верное раскрытие замысла поэта, мир его чувств и мыслей. Вот пример «биографии» стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину». Напомним его содержание: Мой первый друг, мой друг бесценный, И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье, Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье! Да озарит он заточенье
|