И исполнительского замыслов
Познание авторского замысла связано с изучением творчества поэта, составлением «биографии» стиха, изучением особенностей формы, определением темы, идеи произведения, нахождением конфликта, главного события, выявлением отношения автора к происходящему в произведении, изучением структуры построения сюжета или развития мысли и т. д. Не останавливаясь на всех этих вопросах, достаточно подробно освещенных в специальной литературе, рассмотрим лишь некоторые из них. В творческом процессе все решает сверхзадача и хорошо подведенное к ней сквозное действие. Однако, чтобы суметь передать мысли и чувства, муки и радости, мечтания поэта, сверхзадача исполнителя должна быть, во-первых, сознательной, идущей от интересной творческой мысли режиссера и чтеца; во-вторых, эмоциональной, возбуждающей; в-третьих, волевой, вызывающей стремление действовать целенаправленно и беспрерывно. Поэтому было бы ошибочным, если сразу же, с первых дней работы над текстом, мы формировали тему, идею, сверхзадачу: их надо выстрадать, почувствовать в процессе творческого познания, изучения произведения. Вместе с тем рабочую, так сказать, временную идею и сверхзадачу все же надо определить для того, чтобы, не сбиться с верного пути. Именно сам исполнитель пусть определяет сверхзадачу, ищет ее не только в произведении, но и в жизни, в своей душе. (51) Для быстроты и точности определения идеи и сверхзадачи мы советуем идти, в работе по следующему пути: прежде всего выявить конфликт, главное событие. В поэтическом произведении, особенно в лирике, бывает сложно отыскать конфликт. Он не лежит на поверхности во внешних событиях. Часто конфликт заключен в самом лирическом герое: в нем борются разум и сердце, совесть и желание, выбирается и утверждается жизненная позиция, дается нравственная оценка самому себе и окружающей действительности. Затем надо установить, каким образом разрешается конфликт. Заметим, что разрешение конфликта обычно является кульминационным моментом произведения. В нахождении и разрешении конфликта и заложена идея произведения. Определение идеи, конфликта и позволяет сформулировать сверхзадачу исполнения. А затем уже прослеживаешь, где начинается событие, как оно развивается и чем кончается. Такая последовательность работы проста, доступна, действенна; «не засушивает» исполнителей. Позволяет быстрее почувствовать материал, его действенную природу. А это главное. Иногда допускается ошибка, состоящая в том, что основное внимание уделяется разработке ви́дений. Конечно, ви́дения играют большую роль в словесном действии: передача ви́дений пробуждает воображение зрителей, активизирует процесс, мышления, вызывает сопереживание и т. д. Однако фетишизировать их — значит приводить к обратному эффекту, а чаще всего к остановке мысли-действия, к нарушению органического процесса общения со слушателями. Чтобы слушатели восприняли материал, очень важно верно его выстроить. Что это такое? Психология восприятия искусства такова, что сложный словесный материал человек способен воспринимать лишь «порциями», частями: ведь надо не только воспринимать, но и понять, оценить, прочувствовать его. Поняв часть материала, легче воспринимать и осознавать дальнейшее и наконец произведение в целом. Поэтому, начиная работу над стихотворным материалом, следует разбить его на части (куски). Не надо слишком бояться многообразия терминов в искусстве. Правда, некоторые режиссеры утверждают, что будто бы «кусок», «часть», «эпизод» останавливают действие. Но ведь все зависит от нас. Под понятиями «кусок», «часть», «эпизод» и подразумеваются составные целого произведения. Наоборот, надо очень точно определять и решать каждый кусок, понимая, каким образом далее будет развиваться мысль, и какую роль в развитии действия играет данный кусок. Но мы не советуем делить материал на множество маленьких кусочков, что часто наблюдается в практике работы с чтецами-любителями. (52) Запомним, что писал К. С. Станиславский: «Обыкновении я...начинаю с крупных кусков и, если они оказываются слишком монотонными и однообразными, бедными в переживании, тогда только я их дроблю на более мелкие».19 В литературных жанрах легко обнаружить закономерность классической драматургии, которая состояла из пяти актов: экспозиции, завязки действия, развития действия, кульминации, развязки. Вот и надо поначалу определить эти части стихотворения. Легче это сделать в сюжетном стихотворении.
Экспозиция В полк пригласили мать героя – 1 часть Где сын навечно в списки занесен.
Завязка Старушка седенькая шла вдоль строя, 2 часть действия Как будто бы искала — где же он?...
Развитие По-матерински вглядывалась в лица, действия Не обожженные войной, 3 часть
Кульминация И думала: «А если повторится 4 часть Они такие же, Развязка Как мой...» 5 часть (Н. Савков). Полезно каждую часть озаглавить, найти более точные глаголы действия исполнителя в каждой части. Чрезвычайно важна первая часть — экспозиция, когда поэт описывает событие, которое развернется в сюжетное повествование. В данном стихотворении: «Мать пригласили в полк, в котором служил ее погибший сын». В лирическом же стихотворении, в первой же строфе или в строчке поэт выражает свою исходную мысль, которая получает развитие в дальнейших строфах или строчках стиха. При исполнении стихов многие чтецы и режиссеры недооценивают эту важную экспозиционную часть произведения, считая ее «не главной». Нередко даже слышишь такое замечание: «Не задерживайтесь на начале. Это не главное в стихе». Ошибочное указание. Ведь если с первых слов заинтересуешь, захватишь внимание слушателей, тогда они «пойдут за тобой» во внутренний мир поэта. Вот лишь один пример из практики. По радио передавались стихи ленинградского поэта Александра Решетова. Зная о строгом отношении поэта к слову, мысли, образу, исполнители читали стихи неторопливо, как им казалось, наполняя каждое слово глубоким смыслом, подтекстом, отношением; (53) Однако после передачи услышали в телефонной трубке гневно-страдальческий голос поэта, который восклицал в адрес известного артиста: «Как можно так легковесно проговорить первые строки стихотворения «Отца и мать не выбирают»?! Ведь в них весь смысл! От этих строк родилось все стихотворение...» И он был прав. Действительно, первые строки стихов: Отца и мать не выбирают — Какие есть, таким и быть. — это заявка поэта, серьезное напоминание тем, кто склонен изменить Родине. Именно от этих слов развивается далее мысль поэта: Не знаю, кто родному краю Обиду смеет предъявить, Что в мире есть поживописней, Поинтереснее края... Только после того, как западут в души слушателей первые слова стихотворения, они смогут верно воспринять все его содержание, развивающее исходную позицию автора. Мы рекомендуем пользоваться в экспозиционной части такими глаголами, как «втянуть слушателей в атмосферу событий», «заворожить», «заинтриговать», «заразить», «заинтересовать» и т. п. Почему при исполнении так важна первая, экспозиционная часть произведения? Психология восприятия такова, что, когда артист, чтец начинает на сцене волноваться, громко и торопливо говорить, читать, активно жестикулируя при этом или, наоборот, что-то тихо «себе под нос» шептать, то слушателям, еще не понимающим, о чем идет речь, артист «представляется сумасшедшим». Слушателю все должно быть понятно. Экспозиция и подготавливает дальнейшее восприятие материала. Попробуем еще разделить на пять частей лирические стихи, и увидим, как важна в них первая — экспозиционная часть: 1 часть Упавшего вперед лицом Не называйте Мертвецом! 2 часть Не ради славы и наград Он грудью встал за Ленинград. Его порыв несли солдаты В стальном штыке, В броске гранаты... 3 часть Он жив Еще не кончен бой! Он жив —
|