Новгородская земля
(Алексей Анненко. Рерих и его предки. Абакан, 2014) Рюрик – и Рерих: созвучье имён очевидно. Точнее сказать – ухослышно: похоже и на консонанс, и на аллитерацию. Акустическое сходство далеко не всегда указывает на этимологическую связь. В поисках таковой случаются разнообразные ошибки и казусы. Иногда они самоценны. К примеру, ослышка может обернуться целым мифом – превратиться в факт поэзии. Вот пример. На листьях зверобоя обыкновенного имеются чёрные точки. Будто они намечают просечку – или перфорацию. Отсюда научное название: Hypericum perforatum – зверобой продырявленный. Славянские языки то ли калькируют латынь, то ли закрепляют самостоятельные наблюдения народа, положившего свой точный взгляд на интереснейший морфологический признак: укр. дыробой, бел. дзиробой, пол. dziurawiec. Как дзиробой отозвался на Руси? Как зверобой! Грозное название мифологично – благодаря ему растение облеклось в некую ауру, чего нет у соседних народов. Позволим себе утверждение, приписав ему силу закона: мифогенез – необратим. Настаиваете на пресловутой демифологизации? Вас ждёт разочарование. Мифологемы устойчивы, консервативны. Они стоят на своём – подчас вопреки истине. Мы никогда не пожертвуем романтическим зверобоем ради более точного по смыслу, но бесконечно скучного дыробоя. Никогда в нашем сознании не разрушится звуковой тандем Рюрик-Рерих. Да, мы примем во внимание труд Алексея Николаевича Анненко, доказавшего, что привить Рерихов к родословному древу рюриковичей невозможно – но его трезвая и умная критика не заденет тех глубин нашего бессознательного, где всецело владычат архетипы, мифы и сны. Ложные этимологии могут быть и художественно значимы, и эвристически полезны. В них сталкиваются резко различные смыслы. Отсюда искрения. И озарения! Конечно, это игра. Но порой она выводит нас на глубину, где приоткрываются тайны слова. К тому же благодаря ей включается цепная реакция ассоциаций – в ней сближаются вещи и смыслы, этносы и менталитеты. Впрочем, игра не нуждается ни в какой апологии – она сама себе цель, сама себе оправдание. А за побочные эффекты спасибо: иногда благодаря им проливается новый свет. В рамках нашей проблематики мы встречаем целый куст этимологий. Наиболее известна эта: древнескандинавское имя Hrorekr производим от «HrooiR» («слава») и «rikR» («знатный»). Принято переводить так: богатый славой. Вот разнообразные модификации:
Hrodric — старо-германский язык Hreric и Hroiricus — старо-английский язык Rorik — восточный старо-норманский, старо-шведский, старо- датский языки Hrirekr — западный старо-норманский язык rorikR, ruRikr, hruRikR — из рунических надписей
Сопоставим ещё две этимологии – Рюрик-Рерих происходит
– от древне-исландского «reyrr» – "тростник";
Как интересно варяжское тут аукается со славянским! Звукопись в своём собственном измерении – вне исторических и прочих коннотаций – инициирует пусть весьма спорные, но увлекательные построения. Многим хочется славянизировать Рюрика. Любите своё, хтоническое? Чужое нежелательно? Пластика слова идёт навстречу – и переносит нас в город бодричей Рерих-Рарог. Идёт 808 г. Будущий основатель русской государственности ещё дитя. Он западный славянин? Датский король Готфрид разоряет его родину? Мальчик вынужденно переходит в стан викингов. Далее мы видим нашего Рюрика захватчиком Нанта, Бордо, Тура, Лимузена, Орлеана. Вот он участвует в осаде Парижа. Вот командует флотом из 350 кораблей, идущим на завоевание Англии. Вот получает приглашение от новгородцев. Реальное – и легендарное: одно трудно отпрепарировать от другого. Да и нужно ли? Перед нами своеобычный комплекс – нечто синкретичное, диффузное. Нравится нам это или нет, но подобные образования циркулируют в истории – удалить их невозможно. Мы видим, как единая субстанция языка – общая основа всех наречий Ойкумены – потворствует разнообразным скрещениям. В том числе и заведомо фантастическим. Сейчас фонация в её первичности – на чисто физиологическом уровне – помогла нам соединить варяжское и русское. Это ненаучно? Но ведь далеко не всё редуцируется к рациональному знанию. Нечто похожее на такой синтез осуществляет фамилия великого художника. В преломлениях культуры она стала мифом. Независимо от всех идиосинкразий это надо принять как факт. Мы помним достославную гипотезу Сепира – Уорфа: картина мира предопределяется языком. Хочется добавить: иногда – пересечением языков. Конвергенцией звучаний! С этим надо считаться – этим можно любоваться. Этнические границы и стыки благоприятствуют появлению двойственных фонетико-семантических структур. Слово становится амбивалентным – тянется корнями к разным культурам. Какая первична? Не всегда это можно выяснить. Что и к лучшему: подобное двоение – неявный признак человеческой всеродственности. Питательной средой для варяжско-славянских унисонов стала Померания.
Заметим: Померания-Поморье – истинная этимология. Кирха комптура Рёрхен – это тамплиерская линия нашего мифа – находилась как раз в Померании. Н.К. Рерих писал в 1904 г. барону Н.Н. Врангелю: «Род шведский, шёл через Померанию». Интересная земля! Территориально к ней относится знаменитый Рюген – прототип нашего сказочного острова Буяна. Мысленно в эти места Н.К. Рерих возвращается в 1931 г. – он пишет барону М.А. Таубе: «Мне так же, как и Вам, казалось, что Roerich Тамплиеров не должен быть местным жителем, ибо очень часто комптуры назначались, и даже мне приходилось читать, что главы тамплиеров, а также и розенкрейцеров ввиду разных особых причин назначались извне». Где искать это извне – в Исландии, Швеции, Дании? Лингвистика готова поддержать любую гипотезу. Поразительная индифферентность! В этом есть свой позитив: язык будто норовит запустить мифотворчество – не даёт нам закоснеть в плену однозначности. Рерих – имя-странник. Это от викингов? Оно обошло планету – и готово выйти в космос. Заряд пассионарности неиссякаем.
Новгородская земля В 1136 году новгородцами был изгнан один из князей, после чего власть вече усилилась, а власть князя ослабла. Большинство населения Новгородской земли состояло из лично-свободных крестьян, работающих либо на своих землях («своиземцы»), либо в земельных владениях крупных землевладельцев («изорники» или «кочетники») и плативших за аренду земли оброк. Вторым по численности слоем населения являлись ремесленники — «чёрные люди», также «лично-свободные», работающие в собственных мастерских. Высшим классом в Новгородской земле являлись феодалы, однако титулованная знать в Новгородской земле была представлена двумя слоями: • Бояре — владели крупными земельными владениями, передаваемыми по наследству и вели происхождение от аристократических родов • «Житьи люди» — пополнялись из купеческой верхушки, покупавшей себе земельные владения и имевшие право передавать их по наследству. Новгородская земля являлась унитарной демократической республикой с широким местным самоуправлением. Высшим органом государственной власти являлось народное собрание («вече»), в котором могли участвовать все совершеннолетние граждане республики. В Новгородской республике имелся аристократический совет — «Господа». Главой Новгородской республики являлся «посадник», избираемый вечем из числа бояр, после окончания срока полномочий посадник входил в Господу. Главой исполнительной власти и главнокомандующим войском являлся тысяцкий из числа купцов или простолюдинов. Территория Новгородской земли делилась на волости, местным органом власти являлось вече волости.
|