Студопедия — Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 4-го класса в условиях музыкально-игровой деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамика развития музыкально-творческих способностей учащихся 4-го класса в условиях музыкально-игровой деятельности






Формирующий эксперимент предполагал применение музыкально-игровой драматизации в учебном процессе в целях формирования музыкально-творческих способностей личности младших школьников.

Контрольный срез после проведения формирующего эксперимента состоял из трех заданий, ставящих целью определить по результатам их выполнения, насколько вырос уровень музыкально-творческих способностей учащихся 4-го класса.

Методики и цель заданий описаны в предыдущих параграфах. По приведенному ниже графику (рисунок 1) можно сделать определенные выводы по поводу качественных изменений при выполнении контрольных творческих заданий в классах с применением того или иного методического варианта.

В классе, работавшему по первому методическому варианту, в сравнении с констатирующим экспериментом, резко возрос показатель высокого уровня творческих способностей учащихся. Он составляет – 41.4%.

Средний уровень развития творческих способностей показали – 42.5% учащихся, а низкий уровень – 16.1%, что почти в 3 раза меньше этого уровня в констатирующем эксперименте.

Такие результаты стали возможны благодаря применению в учебном процессе блока уроков музыки и ритмики. В этом случае каждый урок, выполняя свою специфическую функцию, взаимодействовал с другим, что способствовало повышению уровня восприятия музыки, развитию музыкального мышления, приобретению определенного опыта музыкально-сценической деятельности, совершенствованию музыкально-ритмических движений.

Группа, работавшая по второму методическому варианту, показала наивысшие результаты среднего уровня творческого потенциала учащихся (он составил 50.5%), а также наименьший процент низкого уровня, который опустился до 10.8%. Высокий уровень развития музыкально-творческих способностей учащихся составил 38.7%. Такие высокие результаты получены благодаря сочетанию в воспитательно-учебном процессе уроков музыки и внеклассной художественно-творческой деятельности, где большую роль играла методика коллективных дел и сотрудничества, применение которой предполагало демократизацию принципов обучения.

Таким образом, экспериментальная работа значительно повысила уровень сформированности у школьников качеств, необходимых в творческой деятельности на уроках музыки. Об этом свидетельствуют результаты проверки контрольных заданий, предоставленные в таблице 3.

Другая же группа, которая обучался в условиях традиционного урока музыки показал наименьший процент высокого и среднего уровней развития творческих способностей (8.3%, 41.7%) и наибольший процент низкого уровня развития детей (50%) (рисунок 1).

Рисунок 2.2.5. Динамика развития музыкально-творческих способностей четвертого класса в процессе эксперимента

Сравнивая результаты экспериментальных групп с результатами контрольного, можно отметить резкое повышение уровня таких показателей, как увлеченность детей творческим заданием, проявление инициативы и сотрудничества между детьми при выполнении заданий, побуждение детей к самостоятельности, увеличение объема музыкально-ритмических движений, согласованность и выразительность движений под музыку, более тонкое и дифференцированное восприятие отдельных музыкальных средств и умение связать их с конкретным музыкальным образом.

Сравнительная таблица 4 отражает динамику развития музыкально-творческих способностей 4-го класса, содержит данные, доказывающие эффективность разработанной системы, позволяет утвердить необходимость целенаправленного, непрерывного и последовательного обучения для формирования специальных знаний и умений, личностных качеств, требующихся для музыкально-игровой деятельности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Предпосылками развития музыкально-творческих способностей является формирование активной позиции ученика, которая с приобретением им опыта проявляется в самостоятельности решений и действий. Эта интеграция (активность и деятельность) требует конструктивного подхода и содействия в развитии творчества, что является условием успешного формирования творческого потенциала личности.

Творческий потенциал – это сложная, многоплановая структура со своей системой взаимосвязанных и взаимообусловленных способностей, проявляющихся в целеустремленной и планомерной деятельности, направленной на создание новых духовных и материальных ценностей, характеризующихся особым волевым устремлением, инициативным сознательным поиском, сосредоточением мыслительных, физических, эмоциональных усилий на объекте творчества.

Одной из характерных черт творческой личности является самореализация, включающая две ее стороны: внешнюю (поведенческую), проявляющуюся в инициативных творческих действиях и поступках, побудительным мотивом которых служит потребность в самореализации; и внутреннюю (мотивационную), являющуюся результатом развития комплекса качеств и свойств личности, которые способствуют реализации творческого потенциала и выражаются в творческих способностях и духовных потребностях, как в стержневых характеристиках личности.

В решении проблемы эстетического становления личности вопрос формирования творческой активности занимает особое место, являясь целью всей системы эстетического воспитания: формирования способностей воспроизводить, оценивать и создавать эстетические ценности.

Процесс формирования творческих способностей личности происходит под воздействием условий, создаваемых обществом для реализации творческого потенциала личности, а также рационального и эффективного использования этих условий самой личностью.

Рассматривая педагогические возможности музыкально-театральной деятельности первоклассников и ее роль в активизации учебного процесса, а также художественно-эстетического и морального воспитания, необходимо отметить, что в отличии от профессионального театра, основное влияние она оказывает на самих учеников, а не на зрителей, которых может и не быть.

Главные развивающие факторы лежат в подготовительной работе, как раз в этом и состоит педагогическая функция музыкально-драматических средств на уроках музыки. В наше время театрализованные формы используются при изучении русской литературы, иностранного языка, все популярнее становится фольклорный и дидактический театр.

Анализируя проведенную экспериментальную работу, можно сделать вывод, что в каждом варианте есть рациональное зерно, дающее возможность совершенствовать творческие способности младших школьников. Но сочетание различных форм работы из разных методических вариантов по принципу дополнительности дало бы большой практический эффект. На мой взгляд, оптимальным вариантом методики может быть следующий: урок музыки + урок ритмики + внеклассная художественно-творческая работа.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

· Благодаря систематическому, целенаправленному применению в работе учителей музыки в начальных классах музыкально-игровой драматизации у детей развивается не только специальные музыкальные способности (эстетическое переживание музыки, чувство лада, ритма, фразы, штрихов и др.), но и успешно формируются такие необходимые общие способности, как заинтересованность, самостоятельность, комбинаторность, изобретательность, что повышает способность детей к продуцированию нестандартных идей и нахождению оригинальных решений.

· Потенциальные психофизические возможности, которые присущи каждому ребенку, при соответствующих педагогических условиях влияют на развитие творческих способностей. К таким условиям относятся:

- организация сенсорного опыта детей, включение его в музыкально-игровую драматизацию;

- использование творческих, проблемных ситуаций в условиях обеспечения единства индивидуальных и коллективных форм организации учебно-творческой деятельности учащихся.

· Целенаправленное применение музыкально-дидактических и музыкально-ритмических игр в учебно-воспитательном процессе с целью развития полноценного восприятия музыкального произведения и отображения его особенностей в движениях, игровой деятельности способствовали потенциальному формированию музыкально-творческих способностей с учетом сложности творческих заданий, которые зависели от особенностей развития и характера музыкального образа.

Наиболее успешно развиваются творческие способности на уроках музыки, если параллельно с ними проходят занятия ритмики и внеклассная художественно-творческая деятельность. В этом случае занятия ритмикой, обогащая сенсорные возможности детей, создают необходимый объем музыкально-ритмических движений, а внеклассная деятельность способствует большей самостоятельности учащихся, обогащая их практический опыт решения творческих задач.

Полученные результаты свидетельствуют о возможности внедрения экспериментальных формирующих приемов в практику работы школы с целью повышения качественной стороны образования и воспитания. Целесообразно включать в практику преподавания музыки элементы театрализованной игры (драматизации) и ритмики – активных формирующих приемов совместной творческой деятельности.

Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования музыкально-творческих способностей учащихся младших классов.

Представляют научный и практический интерес исследования влияния музыкально-игровой драматизации на всестороннее развитие учеников младших классов, в том числе, на формирование устойчивых эстетических представлений и нравственных норм поведения в процессе музыкально-игровой деятельности. Не менее актуально изучение методики подготовки студентов педвузов к проведению уроков музыки нового типа с использованием музыкально-театрализованных форм.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННых источников

 

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: Книга для учителя. – К.: Освіта, 1991. – 111 с.

2. Ананьев Б.Г. Вопросы дидактики и психологии начального обучения. Материалы научного совещания. [Под ред. проф. Б.Г. Ананьева и А.А. Люблинской.] Л., 1959. – 98 с.

3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.

4. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности //Музыкальное воспитание в школе. – М.: Музыка. – 1984. Вып. 3.

5. Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М., "Мысль", 1974.

6. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – 2-е изд. –Л.: Музыка, 1973. – 144 с.

8. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

9. Баренбойм Л. За полвека: Очерки, статьи, материалы. – Л.: Сов. композитор, 1989. – 368 с.

10. Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы/(В.С. Библер, Р.Р. Кондратов, И.Е. Берлянд и др.). – Кемерово, 1993. – 415 с.

11. Борисова О.О. Формування творчих здібностей молодших школярів у процесі музичної навчально-ігрової драматизації: Автореферат дис. канд. пед. наук. /Укр. держ. пед. ун-т ім. М.П. Драгоманова. – К., 1994. – 20 с.

12. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. (Критический очерк кантовского учения о продуктивной способности воображения). М., "Высшая школа", 1966. – 150 с.

13. Ветлугина Н.О. Музичний розвиток дитини. – К.: Муз. Україна, 1978. – 256 с.

14. Ветлугина Н., Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду.– М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

15. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Просвещение, 1960. – 327 с.

16. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М. Ярошевского. – М.: Педагогика, 1987. – 344 с.

17. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.

18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. /Рос. акад. образования, Психологич. ин-т Междунар. Ассоц. "Развивающее обучение". – М.: ОПЦ ИНТОР, 1996. – 541 с.

19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. психологич. исслед. /АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986.- 240с.

20. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию". М., Учпедгиз, 1949.- 237с.

21. Кабалевський Д.Б. Про трьох китів та інші цікаві речі. – К.: Муз. Україна, 1973. – 190 с.

22. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 206 с.

23. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973. – 336 с.

24. Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике: (научно-популярные очерки для молодежи). – М.: Мол. гвардия, 1987. – 192 с.

25. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: [В 2-х т.] / Под ред. А.И. Пискунова (отв. ред.) и др. – М.: Педагогика, 1982 – 22 см. – (Пед. библиотека): Т. 2, 1982. –576 с.

26. Компанієць Г. Волк и семеро козлят: Опера для детей. В 6-ти картинах. – Киев: Мистецтво, 1990. – 64 с.

27. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. –256 с.

28. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 336 с.

29. Коршунов А.М. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. – 255 с.

30. Костюк Г.С. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк. – К.: Муз. Укр., 1986. – 126 с.

31. Костюк Г.С. Музыкальное искусство и формирование нового человека: I Сб. ст./Сост. А.Г. Костюк; Редкол.: А.Г. Костюк (гл. ред.) и др.I. – К.: Муз. Укр., 1982. – 238 с.

32. Кудин В.А. Эстетическое воспитание студентов. /Отв. ред. И.Ф. Надольный. – К.: Вища школа, 1984. – 31 с.

33. Леонтович М.Д. Практичний курс навчання співу у середніх школах України / З педагогічної спадщини композитора. Упор. Л.О. Іванова. – К.: Муз. Україна, 1989. – 136 с.

34. Леонтович М.Д. Нотна грамота. Підручник для навчання співів у народних школах. –Київ, 1920. – Рукопис ЦНБ АН УРСР. Ф. 50. - № 1513.

35. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Знание, 1979. – 48 с.

36. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

37. Леонтьев А.Н. Эмоции и чувства. – М.: Политиздат, 1956.

38. Моляко В.А. Психология творческой деятельности. К., 1978. – 47 с.

39. Моляко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. – Киев: Рад. шк., 1983. – 95 с.

40. Неменский Б.М. Пути очеловечивания школы // Новое педагогическое мышление // Под ред. А.В. Петровского / - М.: Педагогика, 1989.- 278 с.

41. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблеме эстетического воспитания: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

42. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении. Вопросы психологии. – 1988. № 1. С. 33 – 41.

43. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М.: Знание, 1980. – 96 с.

44. Ростовський О.Я. Методика викладання музики у початковій школі: Навч.-метод. посібник. – 2-е вид., доп. – Тернопіль: Навчальна книга – Богдан, 2001. – 216 с.

45. Сухомлинський В.О. Вибрані твори: У 5т. – Т. 3. – К.: Рад. шк., 1977. – 670 с.

46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М-л., изд-во АПН, 1947. – 335 с.

47. Теплов Б.М. Психология и психофизиология музыкальных различий: Избр. психол. тр. / Б.М. Теплов; Под ред.: М.Г. Ярошевский; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т.– М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 639 с.

48. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

49. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. – М.: Педагогика, 1975. – 197 с.

50. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М., 1963.

51. Щербо А.Б., Джола Д.М. Естетичне виховання учнів у початкових класах. – Київ: Рад. шк., 1969. – 235 с.

52. Эльконин Д.Б. Психология формирования личности и проблемы обучения. – М., 1994. –350 с.

53. Эльконин Д.Б. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. – М., 1995. –280 с.

54. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка – дошкольника. В сб.: "Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию", М., Учпедгиз, 1949.

55. Яворский Б.Л. Избранные труды / Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. – М.: Сов. композитор, т. 2. ч. I, 1987. – 366 с.

56. Яворский Б.Л. Воспоминания, статьи и письма. – М.: Музыка, 1962. – Т.1. – 670 с.

57. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 1979. -144с.

 

 

Приложения А. Таблица 2.2.1. Сводная таблица показателей музыкально-игровой деятельности учащихся первых классов

Задания Показатели
Общие Специальные в области движения Специальные в области музыкально-ритмического воплощения
согласованность с содержанием музыки согласованность с характером музыки готовность к смене движений скоординированность движений согласованность со средствами музыкальной выразительности
увлеченность деятельностью быстрота реакции реализация замысла активность, инициатива самостоятельность выполнения выразительность исполнения оригинальность движения имитация и физкультурные движения танцевальные движения с темпом с динамикой с ладом со штрихом
1-е задание 45.7 35.9 20.7 20.7 30.4 10.9 10.9 75.0 10.9 34.8 40.2 15.2 10.9 45.7 25.0 10.9 20.7
2-е задание 35.9 15.2 25.0 5.4 10.9 10.9 10.9 70.7 5.4 30.4 40.2 5.4 20.7 50.0 10.9 5.4 10.9
3-е задание 65.2 15.2 20.7 10.0 15.2 20.7 10.9 25.0 5.4 30.4 40.2 5.4 34.8 25.0 10.9 15.2 20.7
средних показателях 48.9 22.1 22.1 12.0 18.8 14.1 10.9 56.9 7.2 31.9 40.2 8.7 22.1 40.2 15.6 10.5 17.4

 

Таблица 2.2.4.3. Результаты формирующего эксперимента

Методический вариант Показатели
Общие Специальные в области движения Специальные в области музыкально-ритмического воплощения
согласованность с содержанием музыки согласованность с характером музыки готовность к смене движений скоординированность движений согласованность со средствами музыкальной выразительности
увлеченность деятельностью быстрота реакции реализация замысла активность, инициатива самостоятельность выполнения выразительность исполнения оригинальность движения имитация и физкультурные движения танцевальные движения с темпом с динамикой с ладом со штрихом
Контрольный 46.9 25.0 15.6 12.5 18.8 12.5 9.4 62.5 12.5 46.9 40.6 9.4 12.5 50.0 12.5 18.8 12.5
1-й вариант 79.3 31.0 41.4 31.0 41.4 62.1 37.9 75.9 37.9 65.5 69.0 55.2 37.9 72.4 75.9 55.2 48.3
2-й вариант 90.3 32.3 58.1 45.2 74.2 58.1 54.8 67.7 32.3 61.3 74.2 32.3 67.7 61.3 35.5 29.0 45.2

 

Таблица 2.2.5.4. Сравнительная таблица динамики развития музыкально-творческих способностей первоклассников в процессе эксперимента

 

Уровни Констатирующий эксперимент Контрольный класс Формирующий эксперимент
Экспериментальные группы
1-й методический вариант 2-й методический вариант
№ зад.       В сред-нем ре-зультат       В сред-нем ре-зультат       В сред-нем ре-зультат       В сред-нем ре-зультат
высокий 5.4 12.0 15.2 10.9 6.3 6.3 12.5 8.3 34.5 41.4 48.3 41.4 38.7 38.7 38.7 38.7
средний 45.7 26.1 16.3 29.4 56.3 37.5 31.3 41.7 41.4 41.4 44.8 42.5 51.6 41.9 58.1 50.5
низкий 48.9 62.0 68.5 59.8 37.5 56.3 56.3 50.0 24.1 17.2 6.9 16.1 9.7 19.4 3.2 10.8

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 187. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия