ВВЕДЕНИЕ. У робочу програму вносяться такі зміни: &
У робочу програму вносяться такі зміни:
Робоча програма переглянута та узгоджена на засіданні кафедри фінансів
Протокол №_____від “___” _____________ 200__ р.
Завідувач кафедри д.е.н., професор ______________________ В.В. Прядко
Внесені зміни затверджую
Декан ФЕФ, к.е.н. _______________________ І.А. Лопащук
“____”_______________ 200__ р.
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной школы путем использования музыкально-игровой драматизации Дипломная работа студентки 4-го курса очной формы обучения специальности «Преподавание в начальных классах» _________ Т. Ю. Гаращук Руководитель ________Н. Ф. Цыганкова «Допущена к защите» Зам. Директора по учебно-воспитательной работе _________М. А. Санджеева «____»____________2015 г. Городовиковск 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 1. Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема…………………………………………9 1.1 Теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников……………………………..9 1.2 Понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы…………………………………..24 2. Эксперимент……………………………………………………………..32 2.1 Анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся 4-го класса…………………………………………………………….32 2.2 Формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации……………….42 2.3 Методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки………………………………………………………………………….43 2.4 Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 4-х классов в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности……………………………………………………………………49 2.5 Динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности…………………54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………58 Приложение А СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития общества существует реальная общественная потребность в активизации творческого потенциала личности. Поэтому мысль ученых направлена на разработку методов, способствующих целенаправленному воспитанию у учащихся творческого типа мышления, творческой активности. Эта проблема нашла свое отражение в работах философов, психологов, педагогов и методистов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, В.А. Моляко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Костюка и др.) [17;20;38;45;30]. Перед учреждениями образования выдвигаются новые приоритетные цели, направленные на изменение характера их деятельности и дальнейшего развития. Суть изменения деятельности учреждений состоит, прежде всего, в обращении к синкретической личности ребенка (Л.С. Выготский) [16], его духовному потенциалу. Эти процессы строятся на идеях гуманистического подхода, который, в свою очередь, выдвигает задачу формирования ценностных ориентаций синкретической личности младшего школьника. Предлагаемые новые типы нестандартных уроков, игровые по форме проведения, ориентированы на решение этой важнейшей задачи для образования и, в частности, для общего музыкального образования подрастающего поколения. В структуре синкретической личности младшего школьника ценностные ориентации, которые характеризуют его внутренний, духовный мир, его направленность представляют сложное интегративное образование. Формирование ценностных ориентаций детей ученые предлагают осуществлять в ходе проведения музыкальных уроков - путешествий, уроков-драматизаций (термин Н.А. Ветлугиной), уроков-дискуссий, на которых реализуется диалогичная в своей основе и поисковая по направленности музыкально-игровая деятельность младших школьников. Поисковая музыкально-игровая деятельность детей на данных уроках находит реализацию в играх-диалогах, играх-импровизациях, музыкально-дидактических играх, развивающих играх, в частности в разгадывании кроссвордов, ребусов, криптограмм в процессе разучивания младшими школьниками песен, в драматизации, импровизации на заданную тему, сочинении песен и стихотворений. Особенностью уроков (музыкальных путешествий, уроков-драматизаций, уроков-дискуссий) является то, что дети благодаря активному включению в музыкально-игровую деятельность не только ведут «диалог» с композиторами, поэтами, артистами, «героями» музыкальных произведений, учителем музыки, но и постигают этико-эстетические ценности музыкального искусства: мудрость, справедливость, великодушие, терпимость, настойчивость, сдержанность, нежность, скромность, отраженные в качествах личностей, создающих музыкальные произведения, в качестве образов и героев произведений. Уроки музыки в форме диалога, направленные на формирование ценностных ориентаций младших школьников, предоставляют каждому учителю следующие возможности: - проанализировать и обобщить результаты собственной музыкально-педагогической деятельности; - наработать самостоятельный поиск решения задачи в общем музыкальном образовании – формирование ценностных ориентаций детей; - обобщить методы, приемы, средства музыкальной работы с детьми. В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии учащихся. Музыкально-творческое развитие учащихся на начальных стадиях обучения изучали: Н.А. Ветлугина ("Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" (соавтор - А. Кенеман)); Л.А. Баренбойм ("За полвека": Очерки, статьи, материалы.); Д.Б. Кабалевский ("Воспитание ума и сердца", "Прекрасное пробуждает доброе"), О.А. Апраксина ("Методика музыкального воспитания в школе"), и др. Изучение методических трудов, научных положений и разработок Н.А. Ветлугиной, О.А. Апраксиной, О.Я. Ростовского и др., позволяет сделать вывод о том, что до сих пор отсутствует единая методика формирования и развития музыкально-творческих способностей учащихся, их устремлений к музыкально-творческой деятельности. Актуальность темы дипломной работы обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих требований к современной личности. Цель дипломной работы – научно-методическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий, которые обеспечивали бы формирование музыкально-творческих способностей учащихся в учебно-воспитательном процессе средствами музыкально-игровой драматизации. В соответствии с целью дипломной работы были определены следующие задачи: - обозначить критерии и показатели музыкально-творческих способностей учащихся четвертого класса в музыкально-игровой деятельности; - экспериментально апробировать педагогические приемы эффективного формирования у учащихся музыкально-творческих способностей в процессе музыкальной деятельности. На основе цели и задач сформулированы объект и предмет дипломной работы. Объектом дипломной работы является процесс формирования музыкально-творческих способностей младших школьников. Предмет дипломной работы – музыкально-игровая драматизация как средство реализации творческого потенциала учащихся четвертых классов. В связи с объектом и предметом выдвигается гипотеза, согласно которой активное использование музыкально-игровой драматизации на уроках музыки и во внеклассной работе будет способствовать как развитию музыкальных, музыкально-творческих, так и формированию общих творческих способностей. Если исходить из того, что в характеристике детского творчества важен не столько конечный результат, сколько сам процесс творческой деятельности, то можно предположить, что развитие музыкально-творческих способностей младших школьников будет осуществляться в условиях включения ребенка в деятельность, предполагающую формирование новых представлений на основе прошлого опыта, развитие личностного отношения к предлагаемому материалу, умения оценивать его по методу сравнения с усвоенным ранее. При этом проявляется сочетание интеллекта, эмоций, суждений, сопровождающихся жестами, мимикой и другими внешними проявлениями. Важнейшим средством, позволяющим соединить в единое целое знания и поведение младших школьников, будет использование в познавательном процессе (урочном и внеурочном) учащихся музыкально-игровой драматизации. Исследовательская работа проводилась в 4-ом классе общеобразовательной школы, поскольку для учеников данного возраста игровая деятельность является ведущей. Накопленный научно-методический и практический опыт, позволяет определить основные направления формирования музыкально-творческих способностей учащихся 4-го класса: 1) исследование особенностей подготовительного этапа развития музыкально-творческих способностей с учетом программы начальной школы; 2) разработка методики, позволяющей активизировать интерес учащихся к занятиям на уроках и во внеурочное время; 3) на основе активной творческой музыкальной деятельности развивать у детей воображение, фантазию, нестандартное мышление, необходимое в будущем человеку любой профессии, способствовать творческому отношению к любому делу. Теоретические основы исследования процесса формирования творческих способностей учащихся определились в процессе изучения трудов философов, психологов (Л.М. Архангельского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова) [5;27;36;17;46], педагогов (Ю.К. Бабанского, А.Б. Щербо и др.) [8;51]. Научному обоснованию положений исследования способствовали результаты известных ученых в области музыковедения и музыкальной педагогики - Б.В. Асафьева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Н.Д. Леонтовича и др. [7;49;4;13;22;33]. В частности, для данной дипломной работы основополагающей стали методика и результаты исследования Е.А. Борисовой, которая в своей диссертации рассматривает формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации [11]. При выполнении дипломной работы использовались различные методы психолого-педагогических исследований: · изучение литературы по проблеме в области философии, психологии, общей и специальной дидактики, частных методик музыкального образования и воспитания; · изучение школьной документации (календарные, внеурочные планы учителей, материалы методических объединений); · проведение педагогического эксперимента (констатирующего и формирующего), содержанием которого являлось формирование музыкально-творческих способностей учащихся; · анализ результатов деятельности учащихся, их математическая обработка. Исследование прошло ряд этапов: I этап – подготовительно-поисковый. Изучение и анализ литературы по проблеме. Накопление и обоснование собственного опыта. II этап – исследование уровня музыкально-творческих способностей детей исследуемого возраста, проведение констатирующего эксперимента, выдвижение рабочей гипотезы, разработка методики экспериментальной работы, определение целей и задач. III этап – формирующий эксперимент. Уточнение и корректировка содержания и методического обеспечения, анализ и обобщение экспериментальной практики. IV этап – завершение дипломной работы. Оформление результатов. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который включает 57 источников. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель, определены основные задачи, обозначены объект и предмет дипломной работы, на основе которых выдвинута гипотеза. В первой главе «Развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов как педагогическая проблема» раскрываются теоретические и педагогические основы формирования музыкально-творческих способностей младших школьников, а также рассматриваются понятие, роль и значение музыкально-игровой драматизации в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Вторая глава содержит описание эксперимента. Поскольку эксперимент включает в себя констатирующий и формирующий, при этом формирующий проведен на основе двух методических вариантов, данная глава имеет ряд подпунктов: 1) анализ практики организации музыкально-игровой деятельности учащихся четвертого класса; 2) формирование музыкально-творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой драматизации; 3) методика и результаты формирования музыкально-творческих способностей личности в процессе целенаправленного обучения на уроках музыки; 4) методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся четвертого класса в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности; 5) динамика развития музыкально-творческих способностей младших школьников в условиях музыкально-игровой деятельности. В заключении даны обобщающие выводы.
|