Студопедия — Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 4-го класса в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методика и результаты формирования музыкально-игровых навыков учащихся 4-го класса в процессе внеклассной художественно-творческой деятельности






 

Второй методический вариант. Особенностью второго методического варианта является взаимосвязь уроков музыки и внеклассной художественно-творческой деятельности учащихся в форме музыкально-театрального кружка.

Работа кружка была тесно связана с уроками музыки и имела своей конкретной целью постановку музыкального спектакля.

Знания, полученные на уроках музыки, непосредственно использовались в работе кружка.

Творческие навыки, полученные во внеурочной деятельности, давали возможность учащимся гибко использовать свои умения при выполнении творческих заданий на уроках музыки, и наоборот, знания средств музыкальной выразительности, понимание характера музыкального образа позволяли детям наиболее ярко проявить себя в театральном представлении. Таким образом, достигалось органичное взаимодействие учебной и внеклассной работы, в ходе которого формировался творческий потенциал личности младших школьников.

При выборе репертуара учитывалось желание детей, степень их подготовленности, наличие необходимых исполнительских навыков. Чередовались групповые, индивидуальные и коллективные выступления. Это были «гастроли» в другие классы. При распределении обязанностей не забыли о «гримерах», «художниках», «бутафорах» и других службах.

В процессе проведения эксперимента на занятиях кружка с детьми проводились специально подобранные сценические игры-упражнения. Такие тренировочные игры-упражнения использовались для выработки средств и приемов, согласующихся с характером и манерой поведения персонажа, в соответствии с этим ученики определяли силу, высоту и тембр его голоса, находили оптимальный вариант выбора декораций, костюмов и атрибутов. Например, для формирования выразительности движений детям предлагалось показать с помощью жестов, как плечи «говорят»: «Я горжусь»; как спина «говорит»: «Я очень старый»; как ребенок говорит: «Я люблю это варенье».

Для развития навыков имитационных движений, эмоциональной передачи характеров использовались игры-загадки. Например показать: 1) зверушек, заблудившихся в лесу; 2) испуг, возникший в результате появления бежавшей на встречу большой собаки; 3) удовольствие, полученное от купания в реке в жаркую погоду. Помимо передачи различных эмоциональных состояний дети должны были подобрать необходимые атрибуты для более яркого воплощения образа, описать обстановку, в которой происходит действие. В заключение разминки детям предлагалось продемонстрировать свое актерское мастерство. Ребята должны были с помощью определенных движений, жестов и мимики сочинить сказку-пантомиму, прослушав в аудиозаписи сказку «Семеро козлят на новый лад» (муз. А. Рыбникова).

Игровые ситуации и упражнения, оригинально включенные в учебно-познавательный процесс, стимулировали активность учащихся и позволяли им разнообразить формы применения знаний и навыков, способы реализации творческих замыслов, способствовали формированию творческих способностей личности.

Если на уроках музыки все дети приобретали общепрофессиональные и специальные творческие знания, а также навыки в меру своих индивидуальных способностей, то внеклассная художественно-творческая деятельность предоставляла им возможность действовать более свободно, сообразно личным склонностям и желаниям, то есть основополагающими элементами творчества являются изобретательность и фантазия самих детей.

Обе формы обучения (урочная и внеклассная) направлены на один объект – личность учащегося. В урочной работе реализовался творческий потенциал учебного материала, активизируя его воспитательную функцию. Во внеклассной работе данный процесс продолжался, но уже в формах, отражающих специфику условий продленного дня, в ходе свободной, нерегламентированной деятельности детей в музыкально-театральном кружке.

В данном классе музыкально-творческие способности формировались без вмешательства экспериментатора в условия, где взаимосвязь осуществлялась эпизодически, однако, и в этих классах традиционного обучения необходимо на современном этапе согласовывать работу с воспитательными группами продленного дня, использовать формы и методы, стимулирующие творческую деятельность учащихся.

Задания и музыкально-педагогический материал для контрольного среза были предложены те, что и для учащихся, работавших по первому методическому варианту.

При выполнении первого задания (пластическая инсценировка фортепианной пьесы «За метеликом» В. Косенко) дети достаточно свободно ориентировались в музыке, ее особенностях и отражали развитие музыки в своеобразной пантомиме.

Второе задание – инсценировка «Берёзки» В. Верховинца.

Во время выполнения этого задания ученики выбрали форму хоровода, движений в общем кругу и, к сожалению, не почувствовали форму «диалога». Но основное содержание, характер были переданы точно.

Третье задание, требовавшее самостоятельности в распределении ролей («Ястреб и цыплята»), показало, что большинство учащихся выполняли его с особой активностью. Но, часто увлекаясь сугубо театральными приемами, им не хватало времени для реализации своих замыслов по ходу песни, и часто искусственно затягивали темп произведения для своих действий. Сами же действовали соответственно музыкальным образам. По сравнению с первой группой, во второй группе учащиеся показали высокое развитие общих показателей: активность и инициативу проявили 45.2% (во второй группе – 12.5%); интерес к творчеству достиг 90.3% (во второй группе – 46.9%). Обращает на себя внимание результат показателей выразительности и оригинальности движений – 58.1%, 54.8%, что было обусловлено систематическим применением в работе кружка сценических и музыкально-ритмических игр и упражнений (во второй группе эти показатели составили 12.5% и 9.4%). Согласованность с содержанием и характером музыки достигли 61.3%, 74.2% (во второй группе – 46.9%, 40.6%). Заметно возрос показатель реализации творческого замысла – 58.1% (во второй группе – 15.6%). Существенных результатов достигли такие показатели, как: скоординированность движений – 67.7% (во второй группе – 12.5%); самостоятельность выполнения задания– 74.2% (во второй группе – 18.8%) (Приложение А. Таблица 2.2.4.3). Этому способствовали формы внеклассной художественной деятельности учащихся. Коллективные формы работы сплачивали их, приучали к организованности, трудолюбию, умению быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 155. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.037 сек.) русская версия | украинская версия