Студопедия — Античная культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античная культура






Античная культура стала родником для художественной культуры Украины. Носителями культуры Эллады были греческие города-полисы на побережье Чёрного и Азовского морей – Тира (ныне Белгород-Днестровский), Ольвия в устье Южного Буга, Херсонес (на территории современного Севастополя), Феодосия, Пантикапей (современная Керчь), Танаис в устье Дона, Фанагория на Кубани. Они начали создаваться с 6 столетия до н.э. и имели огромное влияние на местные народы Причерноморья, в том числе и на предшественников славян. Эти колонии были мостами для связей греческой метрополии со степным населением, с которым шёл интенсивный товарообмен продуктами хлеборобства и животноводства. Степное население покупало предметы ремесленного производства. Считается, что славянская молодёжь могла селиться в городах-полисах и получать там навыки ремёсел, искусства, строительства, изготовления керамики, оружия, ювелирных изделий.

От античной греческой культуры славяне также позаимствовали терракоты и фрески. Терракоты (от итальянского – опалённая земля) – неглазурованные керамические изделия из обожжённой цветной пористой глины, в основном красного, брунатного, кремового цвета – это архитектурные детали, облицовочные плиты, посуда, вазы. Фрески (от итальянского – свежий) – живопись красками, водяными или разведёнными на молоке, по свежей влажной штукатурке. Фрески использовались для украшения культовых сооружений, церквей, соборов, дворцов. Они были известны с 2 тыс. лет до н.э. и были распространены в разных странах мира. Греческое влияние. По мнению многих исследователей, греческое влияние мы ощущаем в украинской этнографии. Украинская народная одежда с её богатыми украшениями имеет много общего с греческой народной одеждой. Много общего с греческим народом и в духовной культуре. Греки любили музыку, песни, святочные обряды. Аналогичные тенденции наблюдаются и у украинцев: склонность декорировать свою одежду, домашнюю обстановку, многочисленная обрядовость в народной жизни.

 

№15 материальная и духовная культура восточных славян

Общественная организация восточных славян включает в себя понятия:

община, род, племя. Уже с VI века нашей эры восточные славяне вступили в

стадию разложения рода, ибо участок земли при совершенствовании технологий

земледелия могла обработать одна семья. Появление излишков продуктов труда

привело к имущественному неравенству и возникновению частной собственности.

Славяне пошли прогрессивным путем становления феодальных отношений Религиозные верования древних славян представляли собой поклонение

явлениям природы, культ предков. Главные языческие боги славян: Дажьбог -

бог солнца; Перун - бог грома и молнии; Стрибог - бог воздуха и ветра;

Белее - покровитель скотоводства, Сварог - бог неба и огня и его сыновья

Сварожичи. Природа представлялась населенной духами и душами умерших

(лешие, русалки, водяные). Почитались также умершие предки, позднее

покровитель рода - дедушка домовой. Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху.

Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело

свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии,

поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно

стала проявляться тенденция к единобожию: огромное значение приобрели Род —

земледельческое божество, управлявшее дождями, земными водами, подземным

огнем и пр. — и тесно связанные с ним богини плодородия — рожаницы. По мере

становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна —

княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы).

Свое художественное выражение язычество нашло в народном фольклоре:

сказках, заговорах и заклинаниях, пословицах и поговорках, обрядовых песнях

и пр., хранящих следы магических представлений. Своими корнями русская культура уходит в древнюю языческую эпоху.

 

№ 16 Дохристианские верования древних славян

Язычество — комплекс первобытных воззрений, верований и обрядов — имело

свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии,

поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр.

Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие[1]. О религии древних славян нам почти ничего не известно, так как праславянская общность располагалась вдали от центров цивилизации. Узнать какие-то факты о мифологии и религии древних славян мы можем лишь при помощи мифолого-лингвистических реконструкций.

Единственным убедительно реконструируемым общеславянским божеством является *Perunъ, бог грома и молнии. Судя по всему, именно его имел в виду Прокопий под «творцом молний, владыкой над всеми». Это божество сохранилось лучше всего у восточных славян как Перун и приобрело, кроме указанных, ещё и черты бога-покровителя князя и дружины.

 

№ 17 особенности принятия христианства

Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство, архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства положение резко изменилось. Крещение Руси в 988 года по своему влиянию на сознание человека того времени было подлинной революцией, принесшей совершенно новые ценности, новые формы жизни. Митрополит Иларион, автор "Слова о законе и благодати" расценил этот акт, как пришествие на Русь благодати и истины, давших "народу надежду…жизни вечной". 1 Христианский идеал, внесенный в языческую среду, стимулировал духовное развитие, очеловечивал эту среду.

Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология.

Христианизация Руси проявилась во всех сферах жизни:

была создана особая форма обряда возведения на престол князя: если раньше он был просто главой племенного союза, то теперь княжеская власть была освящена Богом. Князь должен был осознавать свою ответственность перед подданными, обусловленную высокой божественной ролью;

открылись новые возможности для торговли с внешним миром: Византия и Европа с большей охотой шли на контакт не с прежними "варварами" или "скифами", а с единоверцами;

церковь обогатила социальным и политическим опытом древнерусское публичное право, выступала против рабства и работорговли, запрещала человеческие жертвоприношения, осуждала кровную месть и полигамию. Воровство, убийство, разбой стали рассматриваться как преступления, были введены телесные наказания, что ранее считалось большим оскорблением для свободного человека;

после крещения на Руси активно начали развиваться письменность и "учение книжное". Христианство приобщило страну к византийской и западноевропейской культурам. Образованность стала рассматриваться как христианская добродетель.

 

№18 письменность и литература Руси

С принятием христианства начался письменный период культуры древней Руси. После крещения киевский князь Владимир приказал "собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное". Первые известные нам школы на Руси были созданы князем Владимиром для обучения детей как из семей знатных и средних состояний, так и детей "убогих и неимущих родителей". Из жизнеописания игумена Киево-Печерской обители Феодосия известно, что в 1023 г. существовала школа для подготовки священнослужителей в Курске. Около 1030 г. сын князя Владимира Ярослав Мудрый открыл в Новгороде школу "собра от старост и от пресвитеров детей 300 и повеле учить книгам". 4 В 1086 г. княгиня Анна Всеволодовна открыла при Андреевском монастыре в Киеве первую известную нам женскую школу на Руси, где ученицы обучались "писанию, ремеслам, пению, швению". В домонгольской Руси существовали школы во Владимире-на-Клязьме, Ростове, Полоцке, Галиче. В них изучали богословие, философию, риторику, грамматику на основе произведений античных авторов, византийской литературы, болгарских источников. Для "учения книжного" использовались переводные книги: жизнеописание Александра Македонского "Александрия", "История Иудейской войны" Иосифа Флавия, трактаты о шести днях Творения, сборники поучительного содержания - "Златоструй", "Маргарит", "Измарагд"; рассказы (патерики) о видениях загробного мира ("Хождение Богородицы по мукам"), о "подробностях" сотворения мира, Синайский патерик и другие сочинения. Разнообразным был спектр и переводной литературы - от церковно-богословской до исторической, естественнонаучной и апокрифической. После принятия христианства письменность начинает быстро распространяться в древней Руси. Уже через несколько десятков лет появляются не только собственные "книжники", но и грамотные иконописцы, оружейники, гусляры, дружинники, сборщики налогов, женщины из княжеских семей. Позднее, во второй половине XI и особенно в XII-XIII вв., грамота постепенно проникает и в более широкие слои городского населения. Обнаруженные археологами в 1951 г. в Новгороде берестяные грамоты свидетельствовали об уровне грамотности населения. На бересте велась деловая переписка, записи долгов и повинностей, писались челобитные и учебные задания. О грамотности населения свидетельствуют также надписи, сделанные на различных предметах. Их исполняли люди разных социальных слоев - от князя до отрока (младшего дружинника), от епископа до дьячка, от профессионального писца до едва владевшего грамотой ребенка.

Самыми многочисленными, количественно сопоставимыми с числом берестяных грамот, являются граффити - надписи, прочерченные на стенах древних храмов, пещерных монастырей и др. Первые исследователи чаще всего объясняли появление надписей на стенах "озорством, детскими шалостями и скукой церковного обряда". Это мнение подкреплялось церковным уставом князя Владимира, где "резанье" надписей на стенах осуждалось и приравнивалось к таким тяжелым прегрешениям против религии и нравственности, как раскапывание могил и уничтожение крестов. Нормы церковного права и обычной жизни не всегда совпадали, и стены многих средневековых зданий исписаны множеством надписей. Объяснить и понять это явление помогло только исследование граффити Софийских соборов в Киеве и Новгороде. Оказалось, что абсолютное большинство их является либо поминальными, либо молитвенными, либо так или иначе связанными с христианской религией и богослужением. Вероятно, в представлении жителей древней Руси такая запись приравнивалась к молитве, записанной на церковной стене и от этого как бы постоянно действующей.

Бесценные сведения содержат молитвенные автографы, оставленные художниками - исполнителями фресковой росписи собора Софии в Новгороде в середине XI в. и в 1108 г. Благодаря этим надписям, становятся известны имена художников, о которых не сообщает ни одна летопись. Свидетельством грамотности населения являлись также монументальные надписи, которые вырезались на крестах, располагавшихся на перекрестках и удобных остановках на торговых путях; часто они были обычными молитвенными или поминальными, но выполняли и другую функцию: информационную. Появляются они приблизительно в середине XI в. Древнейшая из них - поминальная надпись некоему Иоанну на двухметровом каменном кресте из села Преградное в Ставрополье.

жанры литературы

В древней Руси наряду с переводной литературой широкое распространение получили произведения местных авторов. скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви, … был подготовлен всем предшествующим культурным развитием … Древнерусскую литературу можно сравнивать с одним колоссальным произведением, сюжет которой - мировая история, а тема - смысл человеческой жизни, поэтому древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета Книги в древней Руси читались обычно вслух, и принцип нормативности распространялся на все жанры литературы. Выбор жанра диктовался не столько индивидуальным замыслом автора, сколько целью его высказывания. Для богослужебного использования создавались торжественная или обличительная проповедь, поучение

 

№ 19 развитие образования и науки на Руси

Подобно искусству, образование в Киевской Руси финансировалось Церковью и князьями. Церковь нуждалась в обученном духовенстве, князья — в служащих для своей администрации. Но в этой поддержке было и нечто большее, чем просто практические соображения. После введения на Руси христианства князь Владимир и церковные лидеры столкнулись с огромной задачей распространения на Руси христианской культуры, задачей, к которой они отнеслись с истинно миссионерским энтузиазмом. К чести Владимира и его советников, они строили не только церкви, но и школы. За обязательным крещением последовало обязательное образование. школы открывали не только в Киеве, но и других городах.

В 1037 г., при Ярославе Мудром, при Софийском соборе была открыта школа нового типа, в которой не только обучали грамоте, но и изучали греческий и латинский языки, штудировали философские произведения, основы медицины. Здесь же действовала большая библиотека, где переписывались и переводились книги с греческого на славянский язык. Обучение велось также при монастырях: Янка Всеволодовна (внучка Ярослава Мудрого) основала при Андреевском монастыре в Киеве школу для девочек, где обучала грамоте, пению и рукоделию. Особенно важным образовательным центром был Киево-Печерский монастырь

О широком распространении грамотности среди различных слоев общества свидетельствуют, в частности, новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в. Среди знати было распространено знание иностранных языков. «Книжными мужами» летописи называли князей Ярослава Мудрого, Всеволода Яросла-вича, Владимира Мономаха, Ярослава Осмомысла, Константина Всеволодовича Ростовского. Известны имена 39 писцов XI—XIII вв.; 15 из них были лицами духовного звания. В XI веке на Руси существовали библиотеки, в них были сборники изречений известных поэтов, философов, богословов мира, переводные книги минеи и часословы.

 

№20 Уникальность архитектуры и искусства Руси

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х–XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имела свои самобытные черты и испытывала влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (в 988 г.). Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой, культуры. Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам или по письменным источникам. Но те, что сохранились, естественно, имели культовое назначение. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная: издавна славились русские «древодели». Уже после принятия христианства летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в Сразу после принятия христианства в Киеве был построен храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (989–996) – первый известный нам каменный храм Киевской Руси. Десятинная церковь (князь выделил на ее содержание 1/10 часть своих доходов – отсюда и название) была разрушена во время нашествия монголо-татар, поэтому мы можем судить о ней лишь по остаткам фундамента, некоторым элементам декора и по письменным источникам. т следующего, XI столетия в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них – София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол, построенный сыном Владимира Ярославом Мудрым.

Развитие живописи в Киевской Руси вполне связан с распространением христианства. Отделка церквей осуществлялось сначала греческими и малоазийскими мастерами. Из Византии сначала завозились и иконы Так, известную теперь под названием Владимирской Божьей Матери икону, написанную якобы еще евангелистом Лукой, была подарена из Византии молодому тогда Великому князю киевскому Владимиру Мономаху в начале XII в. Потом этот (1155 г.) шедевр византийской иконописи были вывезены из Вышгорода до Владимира князем Андреем Боголюбским. Но уже со второй половины XI в. при древнерусских монастырях начинают плодотворно собственные работать и иконописные мастерские. И хотя в те времена живописцы не подписывали своих работ, а оставляли только знаки принадлежности иконы той или иной мастерской, до нас дошли имена русских иконописцев Григория и Алипия, живших на рубеже XI - XII вв.

 

№21 культура после монголо-татар

После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и наездам ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато быстро идет усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских семей и передается по наследству. В послемонгольский период угасают древние демократические обычаи, и в 14-15 вв. города становятся преимущественно княжескими центрами. Монгольское нашествие нанесло особенно тяжелый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а, следовательно, на навыках, передававшихся из поколения в поколение. Оборвалась связь мастер – подмастерье – ученик. Исследования показали, что в целом ряде ремесел во второй половине 13 в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси.

Что же стало с религией русского народа? Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе, «смягчая жестокие нравы, умеряя неистовые страсти, проповедуя и христианские, и государственные добродетели». Порабощение народа оказало влияние на его нравственный облик.

 

№22 наука и образование конца13-14 вв

культура Руси складывалась под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Но Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но и с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиций было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам. Долгими годами на Руси сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах, и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской местности. Развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья.

 

№23 роль Галицко-Волынского княжества в развитии культуры

Галичина й Волинь завжди підтримували найтісніші культурні та економічні взаємини між собою, незважаючи на міжусобні війни між окремими князями. Обидва князівства мали вдале розташування, їхні міста були на перетинах торговельних шляхів, які мали стратегічне значення. Ці взаємини стали передумовами об’єднання Волині з Галичиною в одне велике князівство.

Коли значення Києва як культурно-політичного центру підупало, важливу роль у духовному житті почали відігравати окремі князівства, в тому числі й Галицько-Волинське. Воно успадкувало і продовжило культурні традиції Київської Русі. Зразком цього є Галицько-Волинський літопис, що складає третю частину Іпатіївського літопису. Дослідження літопису показали, що він мав п'ять редакцій, в той же час він є цілісним твором, що належить до однієї літописної школи. Характерною особливістю Галицько-Волинського літопису є те, що в ньому подано хронологічний перелік подій. Правда, літопис у перших редакціях не мав ніяких дат і час тієї чи іншої події визначався фразами "в ті ж роки", "в той же час", "після того" і т. ін. У процесі подальшого редагування літопис набув форми суцільного оповідання про історичні події. час Галицько-Волинські землі зазнавали істотних культурних впливів своїх західних сусідів; засвоєні духовні і матеріальні цінності передавались іншим землям Стародавньої Русі. Але основа культури Галицько-Волинського князівства була українська, спільна з іншими князівствами Стародавньої Русі.

У культурі галицько-волинської доби ще виразніше, ніж раніше, спостерігається оригінальне поєднання слов'янської спадщини і нових рис, зумовлених зв'язками з Візантією, Західною і Центральною Європою, країнами Сходу. Князівству належить почесне місце в формуванні української культури, в зміцненні її зв'язків з культурами інших народів. Протягом століть у важкі часи панування іноземних держав українські діячі літератури, мистецтва, освіти звертались до спадщини минулих епох, в тому числі і до доби Галицько-Волинського князівства. Спогад про його колишню велич підтримував дух визвольної боротьби українців. Державницькі традиції доби Київської Русі і Галицько-Волинського князівства мали велике значення для збереження і зміцнення історичної самосвідомості українського народу.

24. Книжкова справа,література,архітектура й образотворче мистецтво к. 13-14 ст.

1. Поняття «книга» і «книжкова справа»
У науковій, справ., Худож., Літературі зустрічається множ-во опред-ий книги, але до наст. часу немає єдиного загальновизнаного наукового опр-ия. Три підходи до визначення поняття: по матеріально-зовнішній формі, за змістом і дух. сутності; по складових, що враховує обидві категорії (саме йому книгознавці віддають перевагу). Зараз існує близько 300 визначень. Книга - це твір писемності та друку, що має будь-яку читану знакову форму (алфавітну, цифрову, нотну), зафіксовану в будь-якому матеріалі (камінь, глина, шкіра, папірус, папір і т.д.), що виконує одночасно ряд суспільних функцій (ідеологіч., пізнавши., естетичний., етичні. і т.д.) і адресований реального чи абстрактного чит-лю.
В епоху соціалістичного суспільства книжкова справа характеризувалося в енциклопедичному словнику як "система взаємодіючих і вирішувати загальні завдання галузей культури і нар. Господарства, пов'язаних зі створенням і виготовленням книги, її розповсюдженням і використанням. Включає видавнича справа, поліграфічну промисловість, книжкову торгівлю, бібліотечне та бібліографічне справа ". У виданні енциклопедичного словника Немирівський призводить суперечливі думки провідних книгознавців по складу поняття "книжкова справа": Борсук включав до складу книжкової справи редакційно-видавнича справа, оформлення книги, бібліографознавство, статистику друку, бібліотечна і книготорговое справу; Дінерштейн тільки діяльність з виробництва та розповсюдження книг; Беловіцкая - спосіб існування, тобто процес і минущий проміжний результат існування книги в суспільстві.
2. Виникнення і розвиток писемності.
Писемність - система знаків, що закріплює мову. Найдавніші часи людська пам'ять була єдиним засобом збереження і передачі суспільного досвіду, інформації про події та людей. Якщо перегорнути історію світової літератури, то виявиться, що всі народи так чи інакше пройшли період «усної книги». Безсмертні поеми «Іліада» і «Одіссея», як відомо, були записані в Афінах на свитках близько 510 р. до н.е. До цього протягом століть поеми поширювалися усно. Запам'ятовувати багатотисячні рядки було важко, і первісні билин використовували стрічки або вузлики, які допомагали їм. У індіанців Південної Америки така річ називалася квіпу (кіпу) - вузликове письмо (трохи пізніше різного роду зарубки, замети, вузлики, нарешті, малюнки). Зображення в печерах і на скелях, зроблені рукою первісної людини, відображають його враження від навколишнього світу, життя, природи. Це початки мистецтва, але одночасно і початок писемності; тут людина вперше висловив у зображенні свою думку.
3. Основні системи письма.
Піктографія - рисуночное лист (один образ, одна думка). Цей етап пройшли мови багатьох найдавніших народів (шумери, єгиптяни, китайці, індійці, майя), перш ніж знайшли писемність. При виникненні рабовласницького ладу піктографічна запис вже не задовольняла потреби культури. Вона поступово трансформується в лист ідеографічне, в якому кожен знак виражав окремі поняття, ідеї або міг розвивати, роз'яснювати зміст інших знаків. З плином часу у вавилонському, ассирійському, хеттськой та іншими мовами встановилося складовий лист, де переважали знаки, передають не слово, а склад. У наш час мови найбільш культурних народів (китайський, японський) використовують ідеографічних систему письма. Існувала й ієрогліфічна система письма. Слово «ієрогліф» означає «різьба жерців». Спрощення знаків - «графем» - призвело до створення так званого ієратичне (священнослужітельского), а потім і демотичне (народного) письма, в якому число графем значно скоротилася. У Шумері, Вавилонії, Ассирії писали клинописом. Ідея буквеного письма, різко демократизуючій всю письмову книжкову культуру, виривала її з-під монопольної влади жерців. Угаритський писемність датується істориками XIV століттям до н.е. - Найбільш ранній буквений алфавіт. На основі давньоєгипетського демотичне почерку, універсального у вживанні, виник давньогрецький алфавіт («алеф» - «бета»), що став родоначальником всіх алфавітів світу. Від племен Ханаана на Аравійський півострів просочився універсальний арабський алфавіт. Потім арамейська (фінікійський) алфавіт з'явився на просторах Монголії та Маньчжурії. У стародавній Індії поширення буддизму сприяло винайденню своєрідного буквено-складового алфавіту - деванагарі.
Давньогрецький, етруська, латинська мови мали вже алфавіти з 24 літер.
У середині IV століття н.е. Месропа Маштоца (362-440) розробив вірменський алфавіт, який застосовується і сьогодні. Візантійські ченці св. Кирило і св. Мефодій в 863 р. винайшли азбуку для слов'янських мов.
В даний час народи світу вживають 8000 алфавітів та їх варіантів, пристосованих до різних мов і діалектів. Найбільш поширеними вважаються алфавіти на латинській основі (26 літер).
4. Книжкова справа в Стародавньому світі
Повстання рабів, криза і падіння рабовласницького ладу привели до зубожіння центрів культури і до знищення маси книг. Особливого розквіту досягла і арабська культура, поширена від Інду до Піренеїв. Араби дали Європі дешевий писальний матеріал - папір. Це призвело до збільшення виробництва рукописів. У Стародавньому Китаї було налагоджено виготовлення бамбукових книг. Тонко вистругані платівки бамбука скріплювалися разом металевими скобами у вигляді сучасної розсувний віконної штори. На такій книзі-шторці, так само як і на винайденому пізніше шовку, китайці малювали свої ієрогліфи пензликами, використовуючи для цього туш. Папір китайці спочатку робили також з бамбукової маси. У країнах Європи предки германців і слов'ян, якщо їм траплялося отримати греко-римську освіту, задовольняли свою потребу в книгах рукописами греків і римлян. Їх же численні співвітчизники, як показує етимологія слів, що позначають книгу («електронн», «лібер», «лібро»), задовольнялися записами або зарубками на дерев'яних пластинах. Доступність матеріалів для письма була береста. Берестяні книги найбільшого поширення набули у древніх слов'ян, а також у народів Північної Індії. Перші берестяні книги Індії датуються IX століттям н.е.
5. Книги і бібліотеки античності
Найбільш древнім матеріалом для книг була, ймовірно, глина та її похідні (черепки, кераміка). Ще шумери і еккадяне ліпили плоскі цеглинки-таблички і писали на них тригранними паличками, видавлюючи клиноподібні знаки. Таблички висушувалися на сонці або обпікалися у вогні. Потім готові таблички одного змісту вкладалися в певному порядку в дерев'яний ящик - виходила глиняна клинописна книга. Її принадами були дешевизна, простота, доступність. В клинописних бібліотеці, заснованої царем Ассурбаніпалом (VII століття до н.е.) зберігалося більше 20000 глиняних книг, кожна з яких мала на собі клинописний штамп: «Палац царя царів».
Очерет-папірус (Єгипет, Ніл) дав можливість виникнення і розквіту найбільшої цивілізації Стародавнього світу. Папірус був крихкий, тому папірусні стрічки склеювалися або зшивалися в сувої, які вкладалися в спеціальні футляри - капсо або капсули, виходив сувій - перша відома форма книги у світовій цивілізації. Століття папірусному книги закінчився тільки в X-XI століттях н.е., після мусульманського завоювання Єгипту. Майже всі державні та місцеві управління, колегії жерців, зборів громадян і заможні люди вважали престижним мати гарну бібліотеку. Бібліотеки влаштовувалися при громадських лазнях, де багаті рабовласники проводили час за читанням книг. Спеціально навчені раби-читці, по-латині їх називали «лектори», а по-грецьки «диякони», читали вголос всім бажаючим. Самим багатим книжковим зборами античності була Олександрійська бібліотека царів Птолемеїв (700000 папірусних сувоїв). Поряд з папірусом набув поширення і матеріал, зроблений зі шкір молодих тварин - телят, кіз, овець, кролів. Названий він був пергамен, за найменуванням місця, де був винайдений цей спосіб. Розквіт пергаменом книги починається з настанням християнської ери. Саме з пергамена народилася панівна нині універсальна форма книги - кодекс, або книжковий блок. Підприємець-рабовласник, займався розмноженням і продажем рукописних книг, називався по-грецьки «бібліопола» - книгорозповсюджувач, а по-латині «лібрарій» - книжник. Античні письменники залишили нам безліч свідчень про те, що в епоху імператорського Риму можна було розмножити шляхом багаторазового листування 50-100 примірників твору одночасно. У Римі налічувалося двадцять вісім публічних бібліотек.
6. Книга в епоху середньовіччя.
Основним писчим матеріалом в середньовіччі служив пергамен. На ранньому етапі його іноді фарбували, зазвичай, у пурпур, писали золотом або сріблом. Манера фарбувати пергамен перестала практикуватися лише в XIII ст.
У ранньому середньовіччі основними центрами як виробництва, так і споживання пергамена були монастирі, а з XIII ст. за виготовлення пергамену взялися городяни-ремісники. Вони створювали самостійні цехи з вироблення пергамена. Але все-таки його постійно не вистачало. Ось чому широке поширення одержали так звані палімпсести - пергамени, з яких був стертий, зіскоблити початковий текст, а потім написано новий. Інструментом для письма, як і в античності, служили калам і пташине перо - спочатку в рівній мірі, а потім писарі перейшли в основному на пташине пір'я.
Для разлиновки листа вживалися гострий срібний грифель або свинцевий олівець. У 1125 р. для цього вперше використовували графіт.
Перша стадія виготовлення книги - вичинка пергамена, Потім друга стадія - разлиновка (використовували циркуль, лінійку і грифель). І тільки після цього за роботу брався каліграф-переписувач. Саме у середні віки виникли основні типи письма, складові фундамент сучасних латинських і готичних шрифтів. Це, по-перше, каролінзький минускул (рядковий почерк). Оформляв книгу не сам каліграф, а інші фахівці - мініатори, рубрикатори, ілюмінатори. Майстрами оформлення спочатку були ченці, але з ХІІІ-ХIV ст. все частіше цим стали займатися художники-миряни.
Заголовного або титульного аркуша книги не мали. Текст починався словами: «Incipit liber» («Починається книга») або взагалі без них. Вихідні дані іноді приводилися в кінці книги, в так званому колофоне..
Для середніх віків характерний був кодекс - книжковий блок. Порядкові номери зошити називалися кустод (від лат. Custos - страж). Кустод замінювали непрактіковавшуюся в ранній середньовічній рукописній книзі пагінацію - суцільну порядкову нумерацію сторінок. В кінці кожного листа було прийнято записувати перше слово наступного листа - це назвалося рекламантом (у друкованих книгах XV-XVI ст. Те, що колись називалося кустод, стало називатися сигнатурою, а рекламант - кустод).
Підготовлені до палітурки зошити зшивалися в блок на ручному палітурній верстаті. До кінців шнурів на верхній і нижній зошити прикріплювали палітурні кришки.
7. Винахід друкарства на сході і в Західній Європі
Перше, що сприяло виникненню друкарства, був папір, винайдена в Китаї і потрапила до Європи. У XII-XIII століття







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 207. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия