Студопедия — Области применения информационно-компьютерных технологий в образовании
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Области применения информационно-компьютерных технологий в образовании






Разработка информационно-компьютерных технологий и распространение компьютеров привели к их активному внедрению в образование. Можно указать наиболее важные области применения в образовании информационно-компьютерных технологий (ИКТ):

­ Управление образованием (вычислительная оргтехника для образовательных учреждений, автоматизация делопроизводства и бухгалтерии в учебных заведениях, средства связи, мониторинг образования и т.п.).

­ Информатика и вычислительная техника как цель обучения (подготовка специалистов в области информационно-компьютерных технологий по разработке и эксплуатации компьютерной техники, программному обеспечению, компьютерной безопасности; подготовка пользователей, в том числе обучение компьютерной грамотности преподавателей и учеников средних школ).

­ Компьютерная техника как средство обучения, развития и воспитания. Данное направление можно считать наиболее важным в настоящий момент и наиболее интенсивно развивающимся, потому что именно в этом направлении ведется интенсивная работа по внедрению компьютеров в образование. Компьютерная техника выступает как удобный и универсальный носитель аудиовизуальной обучающей информации (учебники, энциклопедии, атласы и различные справочники, содержащие текстовую, образную, звуковую и видеоинформацию). Носителем этой информации может быть жесткий диск компьютера, компакт-диски или информационные сети как локальные, так и всемирные.

Педагогической реальностью, с которой необходимо считаться, стали обучающие компьютерные программы, причем программы мультимедийные и интерактивные, несущие разнообразную информацию и подстраивающиеся под индивидуальные особенности обучающегося субъекта.

С внедрением ИКТ изменилась сама суть дистанционного образования. Сейчас оно может осуществляться в реальном масштабе времени, что обеспечивает активное участие в обучении лиц, доступ которых к образованию по ряду причин ограничен. Это относится и к детям, имеющим ограничения в образовании по состоянию здоровья (заболевания опорно-двигательного аппарата, сниженная функция органов чувств и т.п.).

Компьютер выступает как средство повышения эффективности, оперативности и объективности оценки знаний учеников. В отличии от учителя, компьютер оценивает лишь знания и умения ученика в данной предметной области, а не его послушность, привлекательность или какие-то иные качества. Компьютер лишен стереотипности в оценке, он «не знает», что данный ученик «троечник» или «отличник», и поэтому без колебаний поставит заслуженную отметку.

Внедрение ИКТ позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным успехам пользователей компьютеров в образовании можно отнести следующие:

- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса;

- влияние использования компьютеров на мотивацию, привлекательность обучения;

- возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;

- повышаются возможности индивидуализации обучения.

 

2. Компьютерные технологии и общее психическое развитие детей: влияние компьютера на формирование личности ребенка, планирование деятельности и предвосхищение ее, формирование способности к саморегуляции

В информационных теориях предполагается, что компьютер, программы которого моделируют мышление человека, будет замещать человека; либо компьютер как равный партнер человека в обработке информации будет дополнять деятельность человека, увеличивая ее результаты количественно. В этих теориях развитие творческой личности человека не прогнозируется. В психологии А.Н.Леонтьев предполагает, что компьютеризация будет вести к «эврологизации», т.е. к приобретению интеллектуальными процессами человека творческого характера и будет «возвышать» его.

«Информационный и психологический подходы к изучению компьютеризированных систем» показывают, что кибернетические идеи приводят к созданию «искусственного интеллекта», к моделированию в компьютере решения задач. Это требовало определенных подходов к анализу и описанию их по аналогии с мышлением человека. Однако по мере накопления исследовательских данных происходило осознание ограниченности информационного подхода для описания закономерностей функционирования психики и построения «искусственного интеллекта».

Психологический подход, изучающий мышление человека как деятельность, направлен на выявление специфически человеческих компонентов мыслительной деятельности по сравнению с работой компьютера. В данной работе деятельностный подход к анализу компьютеризированной научно-исследовательской деятельности направлен на анализ составляющих психологической структуры деятельности – мотивации, творческого и репродуктивного мышления, творческой активности и регулирующих их внешних и внутренних детерминант. Репродуктивные компоненты деятельности, по А.Н.Леонтьеву, могут быть переданы компьютеру. Мотивация и творческое мышление относятся к «специфически человеческим» компонентам психологической структуры деятельности.

Раскрывая преимущества применения компьютеров, Е.И.Машбиц рассматривает их как некоторые возможности, которые в практике компьютерного обучения не всегда реализуются. Исследователи обсуждают и вопросы, связанные с психологическими последствиями компьютеризации, в частности, с тем, как повлияет компьютеризация на развитие мышления учащихся. В.Н.Могилева установила, что компьютеризация учебной деятельности стимулирует развитие наглядно-образного мышления учащихся 3–5 классов, а также мыслительной деятельности, связанной с формальными операциями над словами. Негативное влияние компьютеризации учебной деятельности оказывает на развитие семантических операций (мыслительной деятельности, связанной с пониманием смысла слов и текста). В мыслительной деятельности учащихся 3 класса проявляются затруднения при определении необходимого состава и последовательности действий по выполнению заданий.

Психологические исследования компьютеризации учебной деятельности в школе, а также научной деятельности в высшей школе немногочисленны. Поэтому необходимо рассматривать работы, относящиеся к изучению компьютеризированной научной деятельности, в других разделах психологии, в частности, работы, выполненные в общей психологии под руководством М.Г. Ярошевского и O.K. Тихомирова. В них анализируются психологические проблемы компьютеризации кластерного анализа (В.А.Маркусова, М.Г. Ярошевский); приводятся данные изучения целеобразования в творческой деятельности пользователей в условиях диалога с ЭВМ (Ю.Д. Бабаева) и при использовании автоматизированной системы "Советник" (И.Г.Белавина); рассматриваются проблемы компьютеризированного информационного поиска (Л.Н. Бабанин); проблемы понимания, представления форм понимания в ЭВМ и применения "понимающих систем" в научных исследованиях (В.В. Знаков); изучается психологическая структура диалога исследователей-пользователей ЭВМ (Т.В. Корнилова); исследуются индивидуальные стратегии и стили использования ЭВМ при решении творческих задач в научной деятельности (Н.Б. Березанская); анализируется компенсаторное при дефиците общения анимистическое отношение к ЭВМ у исследователей — программистов (А. И. Тоом), а также научная коммуникация в условиях использования ЭВМ (А. В. Войскунский). Психологические проблемы применения ЭВМ в научных исследованиях анализировали также Б.В. Логинов, В. А. Лоллини, А. А. Науменко, А.Я. Смирнов, Л.Н. Собчик и другие психологи.

Обобщая эти данные, O.K. Тихомиров отмечал, что компьютеризация является мощным "рычагом" перестройки высшей школы, но пока этот рычаг не срабатывает. Исследования компьютеризированной научной деятельности ведутся, в основном, в общей психологии, тогда как в педагогической психологии этот раздел исследований практически не представлен. Вместе с тем, выявление того факта, что компьютеризация влечет за собой перестройку научной деятельности и оказывает влияние на психику исследователей, указывает на необходимость систематического анализа психологических последствий компьютеризации, в частности, на необходимость изучения ее влияния на развитие творческой личности.

Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Проявляются во всей полноте такие процессы как: мышление, представление, память.

Компьютер способствует формированию у детей пониманию интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.

Четкое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребенку целенаправленно анализировать условия задачи. Оценка результатов удачных и неудачных действий происходит на основе их сопоставления с заданным результатом.

Использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых детских деятельностей, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т.д.). Проявляются во всей полноте такие процессы, как мышление, представление, память и т.д., возникают и функционируют на уровне прогноза становления личности новые горизонты развития. Горизонты развития — это не только зона ближайшего развития (по Л. С. Выготскому), а своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психический процесс, который характеризует одно из главных психических позитивных последствий компьютеризации — возможность постоянного биографически обозримого расширения горизонтов личности.

Компьютер как интеллектуальное орудие в этом отношении принципиально отличается от книги. Книга — средство накопления знаний, но не оперирования ими. Человек оперировал знаниями во все века, а сейчас надо понять, что компьютер — среда для накопления знаний, а также для оперирования и обмена знаниями с другими людьми. Знания же безграничны, сам человек определяет эти границы, но оперирование беспредельно.

Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В детских садах, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения — они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий. Но главное состоит в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с достоинством рассказывает товарищам о всех «тонкостях» работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это, в целом, способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.

Для человека, в отличие от животных, характерно формирование умений, связанных не только с непосредственным приспособлением к наличной ситуации, но и с управлением работой машин и механизмов. Как отмечают в своих исследованиях ученые С. Пейперт, Н. А. Бернштейн, А. В. Запорожец, этот момент управления явно выступает уже в процессе применения простейших орудий ручного труда. Еще большее значение он приобретает, когда человек начинает заменять работу своих мышц другими источниками энергии.

Навыки или умения, связанные с управлением, существенно отличаются от других навыков и умений, прежде всего, своей познавательной частью. Они в большей степени, чем какие-либо другие, требуют ориентировки на существенные отношения условий задания. В связи с этим они могут приобретать чрезвычайно обобщенный характер и легко переноситься в новые, необычные обстоятельства. Простейшие виды такого рода умений складываются уже в дошкольном детстве.

Особое значение в этом процессе приобретают компьютерные игры, в которых у детей формируются обобщенные умения управлять разнообразными ситуациями на дисплее опосредованно — с помощью клавиатуры, манипуляторов «мышь» и «джойстик» или других средств управления. Большую роль в формировании таких умений играют специально созданные для этого компьютерные игры «Колобок», «Давай познакомимся», «Мир вокруг нас» и др.

В условиях компьютерной игры важное значение приобретает умение планировать свои действия, предвосхищать их результат. Значительно усложняется процесс детской деятельности: дошкольники, младшие школьники должны действовать руками, нажимая пальцами кнопки клавиатуры (это требует от ребенка усиленного внимания и специфических навыков), и – одновременно – наблюдать за изображенными на экране изменяющимися предметами и явлениями. Часто результат нажатия на ту или иную клавишу сказывается не сразу и проявляется в чрезвычайно опосредованной, сложной форме, вызывая цепную реакцию событий на экране. Создается принципиально новая связь между ручными действиями ребенка и их результатом. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие детей, формирует у них новую позицию в отношении познания и изменения окружающего их мира.

Одна из основных способностей ребенка, лежащая в основе как умственного развития, так и других линий развития, — это способность к построению (осознанному или интуитивному) все более сложных структур собственной внешней деятельности, а затем и деятельности внутренней, психической. Эту способность можно рассматривать как одну из форм проявления общей фундаментальной способности саморегуляции. В качестве примера можно привести специальные методики использования компьютерных программ «Сложи узор», «Калейдоскоп», а также «Веселое путешествие».

Развитие данной способности в значительной мере определяет широту и глубину взаимодействия ребенка с окружающим его миром, т.е. определяет общую психическую активность. Эта способность — универсальная, поскольку решение фактически любой более или менее сложной задачи требует выделения определенной последовательности целей, их иерархизации, отражения в плане представлений всей динамики изменения условий, в которых эти цели даны. Без нее невозможно решить задачи, предлагаемые, в частности, в компьютерной игре «Водители» (методика Л. И. Цеханской) или «Дед Мазай и зайцы» (методика Ю. М. Горвица).

Все предлагаемые компьютерные игры способствуют формированию у детей умственных способностей, обеспечивающих понимание интеллектуальных задач, принятие их ребенком, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.

Особое значение при этом имеют представления, отражающие основную цель, на достижение которой направлена деятельность ребенка. Если ребенок нечетко представляет себе, что требуется получить в ходе решения той или иной задачи, то процесс мышления вообще может не развернуться или развертывается совсем в другом направлении, чем это необходимо в данных условиях. Именно четкое представление конечного результата, который должен быть получен в ходе решения, позволяет ребенку целенаправленно анализировать условия задачи. Оценка результатов удачных и неудачных действий происходит на основе их сопоставления с заданным результатом.

Вместе с тем, процесс мышления практически невозможен без учета тех условий, в которых дана цель. Действия детей, не учитывающих этих условий, как правило, носят хаотический характер и не приводят к получению заданного результата.

В раннем и младшем дошкольном возрасте следует отметить своеобразную динамику восприятия цели и условий. Часто восприятие детьми цели настолько доминирует, что это отрицательно сказывается на восприятии условий, — они пытаются достигнуть цели «напролом», не учитывая условий. Когда взрослый обращает внимание ребенка на условия, тот, знакомясь с ними, теряет цель, иначе говоря, для ребёнка цель и условия, в которых она дана, выступают как два не связанных между собой явления.

В сложных задачах даже у детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста можно наблюдать конфликтные отношения при восприятии цели и условий, в которых дана цель. Лишь постепенно у детей формируется общая умственная способность направленного анализа условий с точки зрения основной цели действия. Использование компьютерных игр стимулирует формирование подобных умений (игры комплекта «КИД/Малыш» - «Конструктор», «Витраж» и «Море»).

Большие возможности развития мышления раскрываются при работе детей с компьютером. В процессе действий с изображенными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению.

Такие компьютерные игры, как «Качели», «Собери картинку», «Построй дом», «Волшебный гараж», «Конструктор», способствуют развитию наглядно-действенного мышления, а затем и наглядно-образного мышления.

В игре «Качели» дети вначале решают предложенные им задачи в наглядно-действенном плане: они экспериментируют, пробуют, ошибаются, подбирая по массе различные игрушки таким образом, чтобы уравновесить качели. Эта игра развивает наглядно-действенное мышление, формирует умения корректировать пробные и ошибочные действия, последовательно приближая ребенка к цели.

На определенном этапе игры дети начинают осуществлять свои действия не реально, а в плане представлений — они мысленно соотносят размеры и массу игрушек и лишь после этого размещают их на качелях, добиваясь сразу верного результата. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста в ходе игры переходят на уровень логического мышления: они подсчитывают суммарную массу игрушек на каждом плече качелей и делают соответствующие выводы. В игре «Построй дом» требуется воссоздать целые кирпичи, определенным образом соединяя их половинки. Дети вначале путем реальных проб ищут части кирпича (а эти части разрезаны самым замысловатым образом), которые подошли бы друг к другу. После таких проб и ошибок они находят подходящие половинки кирпича, затем переходят от реальных проб и ошибок к действиям в плане представлений: они ищут нужную половинку кирпича, мысленно прикладывая его к образцу, — это уже более высокий уровень решения задачи.

Вместе с тем, в этом процессе дети не создают новых образов, а интегрируют имеющиеся образы в единое целое. Дело в том, что все части кирпичей предлагаются детям в виде готовых образцов, а ребенок из них выбирает нужные.

Более сложные формы образного мышления дети демонстрируют в играх «Конструктор», «Витраж», «Калейдоскоп», где они создают совсем новые неожиданные образы на основе элементарных исходных образов, данных в условиях игры. Здесь важен творческий процесс построения новой целостной картины, имеющей оригинальную композицию, которая объединяет отдельные детали в новое художественное произведение. Сами условия этих игр — красочные и неожиданные — стимулируют воображение детей, развивают понимание гармонии цветов и форм.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инст­румента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);

- наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);

- индивидуальное информационное пространство;

- тренажер;

— средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

- средство подготовки текстов, их хранения;

- текстовый редактор;

- графопостроитель, графический редактор;

- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);

- средство моделирования.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

- программировании, обучении компьютера заданным процессам;

- создании программных продуктов;

— применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие

коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.

Досуговая среда организуется с помощью:

- игровых программ;

- компьютерных игр по сети;

- компьютерного видео.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

- Организация внутриклассной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассной сетью и т.п.).

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.

- Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т.д.), связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания ком­пьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии (компьютерной грамотности) входят:

- знание основных понятий информатики и вычислительной техники;

- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;

- знание современных операционных систем и владение их основными командами;

- знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями;

- владение хотя бы одним текстовым редактором;

- первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования;

- первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

Совершенно уникальные возможности для диалога ребенка с наукой и культурой представляет Всемирная компьютерная сеть - Internet:

- переписка-разговор со сверстниками из всех частей мира;

- привлечение научной и культурной информации из всех банков, музеев, хранилищ мира;

- интерактивное общение, слежение за событиями через международные серверы.

Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:

I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия