Студопедия — Методы политологии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методы политологии






Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов.

Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:

§ анализ и синтез;

§ индукция и дедукция;

§ аналогия;

§ моделирование;

§ классификация;

§ абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

§ сочетание исторического и логического анализов;

§ мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

§ использование статистики (прежде всего электоральной);

§ анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

§ опрос (анкетный и экспертная оценка);

§ интервьюирование;

§ лабораторные эксперименты;

§ теория игр;

§ современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[6] и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу — методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

1. Социологическая методология — предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме — тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

2. Бихевиоралистская — пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов). Конституирующие начала данного подхода: 1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования; 2) доминирующие мотивы поведения людей — психологические, они могут иметь и индивидуальную природу; 3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

3. Нормативно-ценностная — предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

4. Функциональная — требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

5. Системная, применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

6. Антропологический подход — противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

7. Психологический подход — сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

8. Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

9. Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

10. Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания — сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

Вопрос 3. Три парадигмы истории политической мысли: Античность, Средневековье, Новое время.

Парадигма – это способ мышления, принятый в научном сообществе в опр. историческую эпоху. (по Куну)

Я нашла 4 парадигмы: еще Возрождения, у можно и не говорить, если не надо…

1) Античная (2 тыс. до н. э. – 476г) – Теологическая парадигма (базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в божественной воле и религиозных кодексах.)

2) Средневековая (5 – 13 вв) – Натуралистическая (основывается на рассмотрении человека как части природы и объяснении политики природной средой: географическими условиями, биологической конструкцией, психическими свойствами человека и т.д.)

3) Возрождения (14 – нач. 17вв) – Социальная (истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры.)

4) Нового времени (сер. 17 – 19 вв) - Рационально-критическая (ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействия, на выявление лежащих в основе политики конфликтов.)

Т. Кун выделяет другие парадигмы (из учебника Хренова):

1) Цивилизационно-этическая (полисная) – сущность античной политики в цивилизационно-этичском противоречии: с одной стороны борьба полисной цивилизации против варварства, несущего деспотию и рабство, а с другой стороны – противостояние рождающейся личной моральной воли. Политические единства подразделяются на цивилизованные и варварские, а внутри единств люди классифицируются на свободных и рабов по нравственному основанию.

(Платон, Аристотель, Цицерон.)

2) Теологическая - характерна для европейской средневековой политики, противоречие религиозного характера. Противостояние церкви и государства, христианского и нехристианского миров, ересей и ортодоксии. Политические единства делятся на миры: христианский, мусульманский, иудейский, языческий. Внутри миров люди делятся на ортодоксов и еретиков.

(Платон, Аристотель, Цицерон)

3) Национально-экономическая – характерна для политики нового времени. Противоречия национально-экономического характера выливаются в социальные конфликты. конфликты государства и общества, конфликты наций-государств. Политические единства классифицируются на нации и глобальные экономические системы. Внутри политических единств люди классифицируются на патриотов и космополитов.

(Макиавелли, Гоббс, Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель)

Вопрос 4. Политическая мысль античности: Платон

Платон (427-347 гг. до н. э.) одна из ключевых фигур политической мысли античности.

Первое систематизированное представление о политике и государстве изложено Платоном в его работах «Государство», «Законы» и др.

Основная тема диалога «Государство» - раскрытие связи природы полиса с нравственной природой человека. Только народ, нравственно достигший полноты, может создать достойную политическую организацию

Человек живет для государства и в государстве, полис рождает человека, а не наоборот.

Функции государства:

- законодательства, заботы о всеобщем, интересах целого;

- защита против внешних врагов;

- забота о единичном, отдельном лице. удовлетворение потребности.

Платон распределяет эти функции между тремя сословиями: правители, воины. земледельцы, ремесленники. Каждому сословию соответствуют свои добродетели: мудрость, мужество. умеренность, справедливость.

Государство остается прочным, если каждый занимается своим делом. к которому он более всего предрасположен

Платон говорит не о реальном, а об идеальном справедливом государстве, которое является максимальным воплощением мира идей в политической жизни общества.

Идеальному гос-ву противостоят несовершенные формы реального гос-ва:

1 – Тимократия – власть честолюбивых, жадных, грубых правителей, рабов своих низменных страстей.

2 – Олигархия – власть узкой группы богатых правителей (бедные не участвуют в управлении)

3 – Демократия – власть всех. Нет должной системы управления.

4 – Тирания – власть одного. Худший тип гос-ва, т.к. царят беззаконие, насилие, произвол.

 

Вопрос 4. Политическая мысль античности: Аристотель

Аристотель (384-322 до н.э.) в работе «Политика» анализирует существующие в его время формы государства.

Отмечает, что само гос-во – это форма общежития людей, способ организации общественных связей и отношений, т.к. «человек – есть животное политическое». В гос-ве должны действовать власть закона и соблюдаться порядок. Граждане гос-ва обязаны уметь исполнять воинскую, административную, судебную и жреческую функции.

«Политика» по Аристотелю – общение равных, свободных людей, с целью достижения благой жизни.

Выделяет правильные (для общего блага) и неправильные (для частного блага) формы гос-ва.

Правильные:

1 – Монархия – единоличная власть государя, которая может быть абсолютной либо патриархальной.

2 – Аристократия – власть лучших людей. Более предпочтительна, чем монархия.

3 – Республика (Полития) – выборная власть многих (большинства).

Неправильные:

1 – Тирания – власть жадного, корыстного правителя, преследующего только свою выгоду.

2 – Олигархия – власть группы недостойных богачей, цель: своя выгода.

3 – Демократия – власть бедноты, составляющей большинство народа. Есть 5 видов демократии.

Политический идеал: смешанная форма гос-ва, синтез аристократии и республики. Здесь правит справедливый закон и существуют отдельно законодательная, административная и судебная власти. Эта форма примиряет бедных и богатых, в равной степени представляет их основные интересы.

Вопрос 6. Политическая мысль античности: Цицерон.

Цицерон (106-43 до н.э.) первым начал рассматривать проблемы правового равенства граждан в гос-ве.

Работы: «О государстве», «О законах».

Он писал, что гос-во и право появляются не вдруг, а в соответствии со всеобщими требованиями природы и велениями человеческой натуры. Главная причина появления гос-ва: по мере развития общества важнейшей стала проблема защиты частной собственности.

Формы гос-ва:

1 – Монархия – царская власть.

2 – Аристократия – власти лучших представителей.

3 – Демократия – власть народа.

Лучшей он выделял смешанную: монархия + финансовое могущество аристократов + опора на народ. Кроме того, такое гос-во способно гарантировать правовое равенство граждан.

 

Прочность государства также зависит и от незыблемости законов.

 

Вопрос 7. Политическая мысль Средневековья: Августин Блаженный, Фома Аквинский.

Политические учения Средневековья имеют характер политической теологии. Человек становится гражданином 2х миров: церковь (представляет единство и гармонию души) и государство (воплощение разорванности и принудительности человеческого существования).

Империя и папство вырастают из одной идеи — Града Божьего, религиозно-общественного единства мира. Идея империи как единого цивилизационного пространства сменяется идеей христианской империи как единой вертикальной сакральной структуры, воплощающей задачу спасения человеческой души.

Церковь ставит свои притязания выше притязаний гос-ва, и этот конфликт между церковью и гос-вом на легитимность определил дальнейшее развитие Европы.

Центральная политическая проблема: власть – от обнаружения политической задачи церкви к попытке отождествления политического и теологического и далее к их единству.

АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ - (Augustine, St.) (354—440), богослов и философ. Политическая теория Августина соответствует его теологии и философии истории. Основной труд «О граде Божием» написан под впечатлением взятия Рима (410). Опираясь на многочисленные свидетельства, он размышляет о роли церкви и государства и об отношениях между ними. Августин Блаженный выделяет два города-символа: Иерусалим (град Божий) и Вавилон. Это прежде всего морально-этические символы — небесный (духовный) и земной (мирской). Один основан на любви к Богу, другой — на любви к себе. Однако это нельзя отождествлять с церковью и государством. Государственный служащий может принадлежать граду Божию, а служитель церкви — граду земному, в зависимости от того, чем они руководствуются — любовью к Богу или к самому себе. Августин определяет город как «массу разумных существ», составляющих общность, которую объединяют одинаковые взгляды на то, что они любят. Предмет любви может быть и достойным, и нет. Любовь к себе не является ни справедливой, ни добродетельной — она земная и порождена греховностью и испорченностью человека. И именно по этой причине государство необходимо. А для того чтобы оно было справедливым и высоконравственным, власти должны следовать христианским принципам любви к Богу и ради негр любви к ближнему. Долг церкви — привнести эти принципы в государство. Это ставит ее выше государства, хотя и без права вмешиваться в светские дела. Вместе с тем церковь может прибегать к помощи государственной власти, например для подавления ереси. Здесь лежат истоки средневекового спора церкви с государством.

Еще более гибкую позицию по отношению к государству занимал Фома Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.

Фома Аквинский различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечного права человеческим разумом, природные права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая отвечает божественным установлениям и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному и естественному праву, то оно противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал право на сопротивление греховной и незаконной власти и даже на восстание против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы.

Как и многие мыслители древности, Фома отдавал предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных “чистых” форм - монархии, аристократии и демократии. При этом он различал абсолютную монархию и политическую монархию, в которой власть монарха ограничена законом. За исключением этой приверженности монархии, взгляды Фомы Аквинского по вопросу о формах государства мало отличались от взглядов Аристотеля.

 

Вопрос 8. «Государь» Никколо Макиавелли и реализм в политике.

Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов: “Государь”, “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “История Флоренции”. Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.

Основное содержание труда “Государь” – выявление природы государства и механизмов государственного управления. Все государства, с его точки зрения, можно разделить на республики и государства, управляемые единовластно. Последние он дополнительно подразделял на “унаследованные” и “новые”. Среди “новых”, в свою очередь, выделялись те, где подданные привыкли повиноваться государю, и те, где они “искони жили свободно”. Опираясь на труды античных авторов, Макиавелли утверждал, что каждая из трех “хороших” форм правления имеет тенденцию перерастать в одну из трех “плохих”: самодержавие – в тиранию, аристократия – в олигархию, а “народное правление” – в разнузданность и анархию. Каждую из этих шести форм, взятую в отдельности, он считалгубительной: “хорошие” по причине их кратковременности, а “плохие” – “в силу их злокачественности”.

Понятие практической пользы в политике решительно отделяется Макиавелли от религиозных и этических норм. Он выводит новый закон: политические события происходят не по воле божьей, не по прихоти людей, а под воздействием “действительного хода вещей”.

По Макиавелли, государь должен быть озабочен созданием прочного фундамента власти. Таким фундаментом в любом государстве являются хорошие законы и крепкое войско. Причем, опорой закона является именно армия, вооруженная сила. О праве и справедливости речи нет. Государственная власть должна быть твердой и решительной. В самосохранении и упрочении политической власти любой ценой состоит доминирующий интерес государственности.

Государство выступает монополистом публично-властных прерогатив, оно трактуется в значении аппарата, управляющего подданными. В аппарат входят государь и его министры, чиновники, советники. Именно государю принадлежит вся полнота власти, он обязан концентрировать ее только у себя в руках. Чиновники являются лишь инструментом осуществления единоличной воли государя.

Совершенно чуждо Макиавелли (в труде “Государь”) представление о народе как носителе, источнике верховной власти. Народ – это необузданная масса, которой надлежит быть пассивным объектом государственной власти. Государь должен выступать как опекун народа, защищающий его от произвола чиновников, обеспечивать подданным внешнюю и внутреннюю безопасность. Причем государь должен заботиться о том, чтобы подданные воспринимали его действия именно как благодеяния. В отличие от обид, которые следует наносить разом, благодеяния надо осуществлять малыми порциями, чтобы они длились дольше и вызывали большую благодарность и любовь к правителю.

Государственная власть осуществляется нормально только тогда, когда народ полностью повинуется государю. Такое повиновение держится на любви к государю и страхе перед ним, причем страх – более надежная опора власти, чем любовь. Страх должен поддерживаться наказанием, при этом правитель не должен пренебрегать самыми суровыми и жестокими мерами. Подданные должны постоянно чувствовать абсолютную непререкаемость государственной власти.

В словаре Макиавелли отсутствует понятие государственного суверенитета, однако его трактовка государственной власти показывает, что он совсем близко подошел к этому важнейшему для науки о государстве понятию. “Государь”, анализирующий технологию осуществления государственной власти и поставивший политику вне морали и ее категорий добра и зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли в том, что он до предела заострил и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали.

 

Вопрос 9. Томас Гоббс и концепция общественного договора

Томас Гоббс (1588-1679). Свою теорию изложил в работе «Левиафан»:

- Появлению гос-ва предшествовало естественное состояние людей, которые характеризовалось «войной всех против всех». Причина войны: в природе человека, каждый от природы жаден и эгоистичен, ищет не общения, а господства над другими.

- каждый в естественном состоянии имеет право на всё, а люди пребывают в постоянной вражде друг с другом. Поэтому жизнь людей в этих условиях одинока, бедна, опасна.

- для выхода из естественного состояния нужно искать мира. Форма такого мира – общественный договор об учреждении гос-ва, которое кладет конец состоянию всеобщей вражды. По договору люди добровольно отказываются от всех своих естественных прав в пользу одного правителя или политического института и подчиняются гос.власти.

=> неорганизованная толпа превращается в организованное государственное сообщество. Правитель сообщества становится носителем верховной власти в гос-ве, а все остальные – его подданные. Власть едина, не ограничена.

 

Организация гос-ва может быть различной. В монархии власть принадлежит одному, в аристократии – власть в руках лучших. При этом он не допускал никакого разделения власти между правителем и другими гос. институтами.

 

Вопрос 10. Джон Локк и основные принципы либерализма 17 в.

Джон Локк — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма.

Джон Локк разработал доктрину раннебуржуазного либерализма. Локк говорил о неких естественных правах человека, которые не могут быть отчуждены кем-либо (право на жизнь, свободу и собственность).

Образовавшееся путем общественного договора государство призвано гарантировать неотъемлемость этих прав и быть способным обеспечить безопасность каждому гражданину. Общественный договор определяет форму государства, а также структуру правления (в качестве предпочтительной Локк выделял конституционную монархию).

"О государственном правлении" - основная работа Джона Локка, которая посвящена политико-правовой тематике. Точнее, этот философ создал учение о социальном компромиссе. Его суть была заложена Локком в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690 год). Первый трактат о государственном правлении поддает критике то суждение, что абсолютная царская власть имеет божественное право. Второй трактат о государственном правлении включает в себя теорию конституционной парламентарной монархии. Этот трактат подвергал обоснованию тот политический строй, который был утвержден в Англии поле 1688 г. В этом труде философ сделал вывод о том, что произошедшая революция (направленная против монархического деспотизма) является верхом справедливости и гражданского разума. Конечно, социально-политические вопросы волновали Джона Локка и раньше. Уже в 1667 году появляется его труд "Опыт о веротерпимости, который пронизан прогрессивным для своего времени учением об общественном договоре. Но лишь в "Двух трактатах о государственном правлении" непосредственно сформировалась концепция Локка о возникновении государства как результат заключения общественного договора.

Цель государства заключается в обеспечении естественных прав человека, поэтому государство и возникает. Необходимость образования государства связана с тем фактом, что в естественном состоянии отсутствуют органы, которые были бы способны назначать наказания для тех, кто нарушил имеющиеся законы, нужно разрешать споры. Нужна судебная инстанция, в компетенции которой и должно быть право нахождения компромисса между людьми и подвержения преступников наказаниям. Таким образом, государство наделяется политической властью. При составлении общественного договора люди отказываются от некоторых своих прав, например, от права на самостоятельную самопроизвольную защиту. Обеспечение безопасности каждого гражданина становится привилегией и обязанностью государства.

Естественные права личности представляют собой конституционный базис правового порядка. А именно право на жизнь, свободу и собственность. неотчужденные права – власть государства в этом плане ограничивается. Основополагающей целью политического сообщества и является возможность каждого человека реализовывать и сохранять свои гражданские интересы. Возникает вопрос: а с помощью каких средств? Ответ на него состоит в следующем: необходимы разделение властей для лучшего обеспечения законности, выбор наилучшей для нации формы правления. Кроме того, народ должен обладать правом на восстание в том случае, если имеется факт злоупотребления властью.

Локк ратовал за принцип разделения властей. Философ говорил о невозможности концентрации власти только в одних руках. Первая ветвь - законодательная власть. Она должна быть представлена парламентом, то есть представительным учреждением всей нации. Третья ветвь - федеративная власть, которая связана со сношениями с иностранными государствами. Вопросы этой ветви также могут находиться в ведении монарха и кабинета министров. Перечисленные ветви власти находятся во взаимодействии друг с другом. Верховная власть принадлежит законодательной власти, которая, тем не менее, испытывает на себе активное влияние со стороны других властей.

Вопрос 11. Ш. Монтескье и концепция разделения властей.

«О духе законов».

Что бы ни было возможным злоупотреблять властью, ее нужно разделить на 3 ветви (законодательная, исполнительная, судебная). Они независимы друг от друга. И одни и те же лица не могут выполнять разные функции.

Исходя из этого, Монтескье предлагает каждому сословию (классу) предоставить часть верховной власти. Так, законодательную власть, по его мнению, необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав

двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати. Исполнительную власть можно сохранить у дворянства оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебная

власть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триаде властей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время.

Основное назначение законодательной власти - "выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для всех граждан...". "Исполнительная власть предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью". Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Однако, хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий.

Во-вторых, должна действовать система сдержек и противовесов, дабы власти контролировали действия друг друга. Взаимовлияние законодательной и исполнительной властей гарантирует реальность права, которое в конечном счете отражает компромисс сталкивающихся интересов различных социальных слоев и сил... За нарушение законов министры могут быть привлечены законодательным собранием к ответственности. В свою очередь, исполнительная власть в лице государя сдерживает от произвола законодательную власть, будучи наделена правом налагать вето на решения законодательного собрания, устанавливать регламент работы и распускать его. Безусловно, сейчас предусмотрен намного более разнообразный и эффективный механизм "сдержек и противовесов", чем тот, который мы видим в трудах Ш.Монтескье, однако уже в его работах были заложены основные принципы и институты, посредством которых взаимодействуют органы государственной власти. В наше время, как правило, законодательная власть ограничивается референдумом, президентским правом вето, Конституционным Судом, а внутренним ее ограничением является двухпалатное построение Парламента. Исполнительная власть ограничена ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов; должна сохраняться также внутренняя разделённость между Президентом и Правительством, федеральной и региональной властью. Судебная власть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее разделение воплощается в том, что Конституционный Суд выделяется из всей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры.

Однако, в конституционном проекте Монтескье недостаточно четко проводится идея равновесия властей. Законодательная власть явно играет доминирующую роль, исполнительную власть Монтескье называет ограниченной по своей природе, а судебную - вообще полу властью. Вопрос 12. Политические идеи в учении Жана-Жака Руссо.

Жан-Жак Руссо (Rousseau), 1712-1778, - один из наиболее ярких представителей Просвещения во Франции.Его главные политико-правовые труды: "Рассуждения о происхождении и причинах неравенства между людьми" (1754) и "Об общественном договоре, или принципы политического права" (1762).

Основой политико-правовой концепции Руссо была идея народного суверенитета. Руссо, как и многие его предшественников, исходит из идеи о наличии в истории человечества естественного состояния, в котором все люди равны. В отличие от Гоббс, он считает этот период "золотым веком". Этот период характеризуется состоянием свободы и равенства всех. Появление общественного неравенства Руссо связывает с возникновением частной собственности, прежде всего на землю. Люди, уступая своей естественной свободой, получают свободу гражданскую и, заключив общественный договор, создают государство и право. В концепции Руссо является важным то, что он отрицает необходимость наличия правителя и того, кем правят. Свобода, как и равенство, есть высшее благо людей, подчеркивал мыслитель. Для достижения такой свободы он выдвигает идею народного суверенитета, суть которой заключается в том, что, заключая такой общественный договор, все его участники получают равные права. Для этого необходимо, чтобы каждый индивид отказался от прав, принадлежавших ему ранее, в частности права на защиту своей личности и своего имущества, и вместо этих прав, основанных на силе, получил гражданские права и свободы, включая и право собственности. После заключения такого договора лицо и его имущество поступают под защиту сообщества. Индивидуальные права, таким образом, приобретают юридического характера, поскольку они обеспечиваются взаимному согласию и совокупной силой всех граждан. В результате общественного договора, образуется ассоциация равных и свободных индивидов, или республика. Как и Монтескье, он отрицает договор, как соглашение между правителями и теми, кем правят. В его концепции договор - это соглашение между равными субъектами. Подчиняя себя сообществу, индивид не подчиняет себя никому конкретно и остается таким же свободным, как и был раньше. Свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в единое целое - коллективную личность, интересы которой не могут противоречить интересам отдельной личности. Собственно, в этом суть идеи Руссо о народном суверенитете, то есть принадлежность суверенитета народу, как базовый принцип республиканского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществляемой им законодательной власти, поскольку политическая свобода возможна только в таком государстве, где законодателем выступает народ. Свобода, согласно Руссо, заключается в том, чтобы граждане находились под защитой законов и сами их принимали. А, давая определение закона, он подчеркивал: "Любой закон, если народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен; это вообще не закон". Участие всех граждан в законодательной власти исключает, по мнению Руссо, принятие решений, которые бы причинили вред отдельному индивиду. При народном суверенитете, соответственно, отпадает необходимость в том, чтобы верховная власть была ограничена естественными правами индивида. Ее границами служит общее согласие граждан. Общее благо, как цель государства, по убеждению Руссо, может быть выявлено только большинством голосов. Характеризуя народный суверенитет, Руссо выделяет две его важные признаки - он неотчуждаемых и неделим.

Собственно, политико-правовая доктрина Руссо, в значительной степени, легла в основу государственно-правовой практики периода Великой французской революции, со всеми ее положительными и отрицательными чертами. Определяющим было влияние Руссо на формирование ряда новых политико-правовых доктрин уже в более поздние времена. В частности, на формуваня такого течения, как радикализм.

Вопрос 13. Социально-политическая теория Иммануила Канта.

Иммануил Кант (1724–1804 гг.) – родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы “Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане” и “К вечному миру”, а затем обобщил в трактате “Метафизика нравов” (1797 г.).

Кант характеризует правовые законы как своего рода пер­вую ступень (или минимум) нравственности. Для учения Канта характерно определение государства через право: "Государство (civitas) — это объединение множества людей, подчиненных пра­вовым законам". Кант рассматривает форму государства в зави­симости от двух признаков: количества лиц, осуществляющих верховную власть, и формы правления. По этим признакам он выделяет автократию, аристократию, демократию: "власть госу­даря, дворянства, народа". Кант считал, что в будущем произой­дет полное прекращение межнациональных и межгосударствен­ных распрей, будут ликвидированы войны и установлен всеобщий мир. Путь к- прочному миру Кант видит в создании таких "ле­гальных" условий, которые объективно привели бы к созданию "федерации" всех народов нашей планеты, сохраняющих внутри нее свободу и политическую самостоятельность. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством наро­дов.

Существуют противоположные взгляды на политику. Если есть свобода и основанные на ней моральные и правовые законы, то политика – это их реализация. Если общественная жизнь рассматривается как «механизм природы, то политика – это искусство использования этого механизма для управления людьми».

Различные трактовки политики порождают два типа политиков:

1 – моральные политики: совмещают принципы политики с моралью

2 – политические моралисты: трактуют мораль исходя из государственной выгоды. Такая политика является пагубной и оказывается антиполитикой.

Когда человек осознает себя свободным и свобода становится общественной проблемой, возникают институты власти. Политическая жизнь становится







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 153. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия