ПМ периода империи
Новый этап российской истории начинается на рубеже XVII-XVIII вв. реформами Петра I. Четкий курс на Запад. Идеи об общественном договоре, частной собственности проникают в Россию, но трактуются радикальным образом наоборот. Феофан Прокопович (1682-1736),глава «ученой дружины» Петра I, используя теорию общественного договора, обосновывает идею ничем не ограниченной самодержавной власти: в момент совершения договора (обусловленного Божьей волей, а не разумом) народ полностью и навсегда отказывается от своих прав и свобод. Теорию Прокоповича принято называть патерналистско-бюрократической моделью неограниченной монархии. Ее можно рассматривать как оправдание нарождавшегося в России полицейского государства. Ф. Прокопович и В. Н. Татищев (1686-1750), историк и государственный деятель, следуя аристотелевской классификации государственных форм, доказывали, что в России в силу ее больших пространств и отсутствия достаточного просвещения у народа возможно лишь абсолютное «самовластие». Со второй половины XVIII в. в России начинают складываться классические направления в политической мысли Нового времени — консервативное, либеральное и революционно-демократическое (радикальное). Вопрос 19. Консерватизм в отечественной политической мыслиНа формирование консервативной политической мысли в России оказали несомненное влияние идеи европейских традиционалистов — Э. Берка, Ж. Де Местра и др.: их резко критическое отношение к теориям естественного права, идеям индивидуальной свободы и гражданского равенства. Российские консерваторы М. М. Щербатов (1733-1790), Н. М. Карамзин (1766-1826) подчеркивали незыблемость монархии и крепостного права, сословного построения общества. В трудах Карамзина, Аксакова и других славянофилов — 3 принципа, на которых д.базироваться государство: православие, самодержавие, народность В 1811 г. Карамзин пишет «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой резко критикует либеральные реформы, которые начал Александр I. В «Записке» впервые сформулирована важнейшая задача: не переносить механически на русскую почву выработанные европейской культурой понятия, а осмысливать собственный исторический опыт для создания новых законов и политических процедур. При всем разнообразии концепций можно выделить ряд общих признаков, присущих российской консервативной мысли: • провозглашение необходимости для России следовать по собственному пути развития, отличному от западного; • признание незыблемости самодержавной власти в России, допускающее возможность проведения реформ, не затрагивающих сути существующей системы власти; • критика парламентаризма (представительная система есть отчуждение власти от народа, а парламент — «ужасная говорильня»), либерализма и социализма (свобода и равенство, идеи народного суверенитета — самые лживые из политических идей); • религиозное (православное) мировоззрение, сакрализация явлений политической жизни, представление о монархе как о «помазаннике Божьем»; • сохранение традиционной системы отношений, общественной иерархии как основы самодержавной власти и отражения «иерархии небесной»; • высшая нравственная задача личности — служение общему благу, выразителем которого является государство. Вопрос 20. Либерализм в отечественной политической мысли. Вопрос 23. Понятие, структура и функции политической власти. Политическая власть – это - это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах.Виды политической власти:
Структура политической власти:
Функции политической власти: • определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития; • обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности; • регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение; • осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т. е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам. Ресурсы политич. Власти:
Вебер сказал, что отличие политич. Власти в том, что политическая власть она и только она обладает законным правом на применение насилия. Это необходимо для обеспечения порядка и все это законодательно установлено. Кто имеет право на насилие, обладает политич. Властью. Вопрос 24. основные теории власти.В политической науке существует несколько теорий власти, которые с различных позиций трактуют содержание, природу и основание власти. Основные подходы (они же теории как я понимаю):
В рамках этого подхода 3 теории: 1. теория сопротивления (см. выше. Внимание конфентрируется на властном воздействии преодолевающем влияние властных структур. Субъект возд. На объект, который сопротивляется) 2. теория обмена ресурсов (ис-ль Блау). Власть -это социальный обмен. Власть появл. Когда объект власти нуждается в ресурсах, которыми обладает субъект власти. Субъект взамен на ресурсы подчиняет себе объект. Например, людям пенсия нужна (пенсионеры- объект), пенсия- деньги, деньги у гос-ва(субъект) и чтобы получить деньги, пенсионеры подчиняются гос-ву. У власти есть след. ресурсы: материальная (дотации, пенсии и т. п.), принудительная (судеб. Система, система правоохранит. Органов и т. п., все чтоподавляет антисоц. Поведение), нормативная(законы). 3. Теория зон влияния. Власть- это функция наиболее важной и престижной роли. Соц. Роль- это то, что выполняет человек (вот работает человек в газпроме и управляет газ. Потоками, он имеет след-во больше возможностей на влияние в политич. Системе, нежели дворник Вася) Выдел. Два типы власти: интегральная (власть монополизируется 1 субектом) и интерпульсивная (власть равномерна распред. Между участниками)
У политич. Власти есть два основания: (законность. Конституция РФ) и легитимность(Вебер ввел понятие это.) Легитимность- это право мощность власти, поддержка власти со стороны граждан и проявл. Лояльности к власти по стороны граждан. (принятие нами власти, которая нам руководит) Подходы к легитимности политической власти: 1) Вебер Согласно веберовской теории, выделяются три типа легитимного господства. Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальный и сословный. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих наместников, которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная. Харизматический тип господства (от греч. charisma — божественный дар). Этот тип власти основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизмой, по Веберу, обладают великие герои, полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий — Будда, Иисус Христос,Магомет, великие завоеватели — Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. Харизматический лидер современности, согласно Веберу, это политик-демагог, который любыми путями добивается доверия масс, указывая цели действия. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Источником личной преданности харизматическому вождю является не традиция и не признание формального права на власть, а эмоционально окрашенная вера в его харизму и преданность ей. Однако со стабилизацией социальной системы данный тип господства трансформируется в традиционный или рационально-легальный. Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые имели личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. При данном типе господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам — законам. Управление же на основе законов осуществляется особым механизмом — бюрократией. Ее знания и компетентность, строгая иерархия и исполнительность позволяют сделать управление максимально эффективным и рациональным. Однако этот механизм должен находиться под жестким контролем избранных народом политических деятелей. Липсет «Легитимность, — отмечал он, — подразумевает способность политической системы порождать и поддерживать веру в то, что существующие политические институты больше всего подходят для данного общества» Он трактует легитимность в веберовском духе, как способность политической системы поддерживать веру в соответствие данных институтов принципам и нормам данногообщества.
|