Жан-Люк Шабо
Легитивность: Демократическая (там, где действуют демократические принципы) Идеологическая (вера в идеологию) Технократическая Онтологическая (соответствие власти сложившемуся историческому ментальному порядку жизни в данной стране) Вопрос 26. Основные теории политических элит"Элитэ"- от франц. лучшее, отборное, избранное. Вальфредо Парето. Люди не равны. 1 превосходят др. по показателям. Элита: правящий класс(у власти сейчас) и не правящий (не имеет право политического решения, но тоже власть). У Элиты две группы: львы и лисы. По писхолог. Характеристикам, люди у власти как львы и лисы: манипуляторы и агрессивные. Лисы хитрые, львы властные. Гаэтано Моска. Во всех обществах всегда образуется два класс людей: правящий и которым правят. Первому(правящему) присущи больше по срав-ю с массой организованность, лучшие способности к управлению и способности идеологически обосновать свое присутствие в правящем классе. Происхождение, богатство, воен. Заслуги и способности у правлению отличают элиту. Три способа воспроизводства (формирования) прав. Класса: наследование, выборы, кооптация(несуществующие структуры властных органов, из них прав-во формируется орган. Само прав-во решает кто будет министром и т. п.) Роберт Михельс установил, что в функционировании любой власт. Структуры всегда присутствует процесс монополизации одной небол. гр. Людей определенного объема политич. Власти. Это приводит к тому, что эта грппа активно или пассивно пытается сохранить этот объем политич. Власти прибегая к различ. Средствам. В лбой политич. Власти формируется политич. Строй, который хочет сохр. Сови права. Это "железный закон олигархии". Струтура политической элиты: · высшая гр. (президент и его окружение, рук-во парламента, рук-во правительство) · Сред. гр. (депутаты, лидеры полит.партий) · Админитсративная (руководители подразделений, члены прав-ва, Циркуляризаия элит: · клас-ая (обновление элит. Носит эволюц. хар-р) · замещающая (более динамич. По срав. С 1 и боле епринудительная) · репродуктивная (связ. С измен. Прав. Класса и его идеологии) · Квази- замещающая
Вопрос 27. Политические элиты В. Парето
В соответствии с учением В. Парето в обществе существует социальная неоднородность (гетерогенность), определяемая изначально неравенством индивидов. Оно проявляется в физической, интеллектуальной, нравственной, психической сферах жизни. Существующую социальную неоднородность ученый считал естественным и очевидным социальным фактом. В силу этого обстоятельства в каждой сфере есть группа людей, обладающая наиболее высокими показателями деятельности. Это и есть элита. В обществе все его члены относятся либо к элите, либо к остальному, неэлитарному массиву населения. Сама элита, в свою очередь, делится также на две части - ту, которая управляет обществом ("правящая элита", "правящий класс"), и неуправляющую элиту, занятую преимущественно в науке и художественно-творческой сфере деятельности. Как видно, социальная структура общества выглядит у Парето достаточно просто. Если ее сравнить с пирамидой, то верхушку составит немногочисленная элита, все остальное пространство займет основная масса населения - не-элита. Элита отличается от остального населения, прежде всего своими качествами: умением убеждать людей, опираясь на человеческие чувства и эмоции; способностью применять при необходимости силу; высокой степенью самообладания; умением использовать для достижения своих целей слабости людей и др. Некоторые из этих качеств противоречат друг другу, например, умение убеждать и способность применять силу. Именно эти два качества Парето считал важнейшими, и если у действующей элиты их нет, она должна уступить место другой элите. Процесс обновления элиты происходит регулярно, социолог называет его циркуляцией. Без циркуляции ("круговорота") элиты общество не в состоянии поддерживать социальное равновесие, вне которого социальный организм обречен на разрушение. Элита и есть тот слой, а ее циркуляция - тот механизм общества, который поддерживает последнее в нормальном, функционирующем состоянии. Циркуляцию элиты Парето считает одним из основных законов существования человеческого общества.
Согласно концепции итальянского социолога, каждой элите соответствует свой стиль правления, базирующийся на доминировании одного из двух названных выше главных ее качеств - умении убеждать и умении принуждать силой. Первое из этих качеств основывается на "инстинкте комбинаций" ("осадки" первого класса), второе - на "постоянстве агрегатов" ("осадки" второго класса). Тот тип правителей, у которых преобладает умение убеждать, Парето называл "лисицами", ту же часть элиты, которая действует силой, - "львами". Не трудно понять, что "лисицы" - это символ хитрости, коварства, вероломства, "львы" - силы, мужества, непримиримости. «Львы» и «лисы» приходят на смену друг другу.
Вопрос 28. Политические элиты Моски. «Теория правящиего класса» («правящий класс» и «политический класс» – синонимы) Выдающийся итальянский социолог и политолог Моска (1858—1941) попытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В 1896 г. в «Основах политической науки» он писал: «Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда относительно малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым <...> и поставляет ему <...> материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма». Моска проанализировал проблему формирования политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием вхождения в нее является способность к управлению другими людьми, т.е. организаторская способность, а также выделяющее элиту из остальной части общества материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот слой наиболее способен к управлению, однако не всем его представителям присущи лучшие, более высокие по отношению к остальной части населения качества. Отмечая сплоченность группы управляющих и ее господствующее положение в обществе, Моска называл ее политическим классом. Этот класс подвержен постепенным изменениям. Существуют две тенденции в его развитии: аристократическая и демократическая. Первая из них проявляется в стремлении политического класса стать наследственным если не юридически, то фактически. Преобладание аристократической тенденции приводит к «закрытию и кристаллизации» класса, к его вырождению и, как следствие, к общественному застою. Это в конечном счете влечет за собой активизацию борьбы новых социальных сил за занятие господствующих позиций в обществе. Вторая, демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Равновесие между аристократической и демократической тенденциями наиболее желательно для общества, ибо оно обеспечивает как преемственность и стабильность в руководстве страной, так и его качественное обновление. Три способа воспроизводства (формирования) прав. Класса: наследование, выборы, кооптация(несуществующие структуры властных органов, из них прав-во формируется орган. Само прав-во решает кто будет министром и т. п.)
Концепция политического класса Моски, оказав большое влияние на последующее развитие элитарных теорий, подвергалась критике за некоторую абсолютизацию политического фактора (принадлежности к управленческому слою) в социальном структурировании общества, за недооценку роли экономики. Применительно к современному плюралистическому обществу такой подход во многом неправомерен. Однако теория политического класса нашла неожиданное подтверждение в тоталитарных государствах. Здесь политика приобрела главенствующее положение над экономикой и всеми другими сферами общества и в лице номенклатурной бюрократии сформировался прообраз «политического класса», описанного Моской. В тоталитарных государствах вхождение в политическую номенклатуру, приобщение к власти и управлению стали первопричиной экономического и социального господства «класса управляющих».
|