Философия эпохи Возрождения.
Философия эпохи Возрождения (с франц. ренессанс) характеризуется как антропоцентризм, согласно которому, человек есть центр и высшая цель мироздания. В этот период возрождаются ценности античной культуры; философия помогает осознать безграничность человеческих возможностей; появляются идеи гуманизма. Если в эпоху средневековья принижалась роль человека, подчеркивалась его греховность, то в эпоху возрождения человек возвеличивается, воспеваются его достоинство, могущество и красота. Это нашло свое отражение не только в философии, но и в искусстве, в науке, в политике, в социальной жизни в целом. Так, идея гуманизма возникает в трудах Франческо Петрарка (1304-1374), Леона Баттиста Альберти (1404-1472), Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494) и др. мыслителей. Главной мыслью в произведениях философов становится идея свободы личности, «достоинства» и активной деятельности человека. Он сам творит мир, красоту и самого себя, возвышаясь, тем самым, до божественного уровня. Возникают идеи реформаторства в церкви. Началом реформации в 1517 г. послужило «95 тезисов против индульгенции», которые Мартин Лютер (1483-1546) повесил на дверях церкви, настоятелем которого он был. Мартин осуждал церковь за продажу индульгенций, вмешательство в мирские дела, также осуждал католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом и т.д., это послужило первым поводом к возникновению протестантизма. Попытки построения идеального государства сделаны в произведениях Томаса Мора (1478-1535) в его знаменитом труде «Утопия», Томазо Кампанеллы (1568-1639) в работе «Город солнца» и др. Главная идея – необходимость создания справедливого общества, где господствует социальное равноправие («утопический социализм»). В политической деятельности можно отметить Никколо Макиавелли (1469-1527), автора знаменитого произведения «Государь». Мыслитель попытался отделить нравственность от политики. Эти два качества несовместимы в управлении государством: чтобы успешно управлять государством Государь должен обладать одновременно качествами лисы и льва. В натурфилософии также происходят изменения. Возникает новая картина мира, в которой Бог, природа и космос единое целое, а Земля не является центром Вселенной. Единство Бога и природы в философии называется пантеизмом (с греч. pan – все, teos – бог), т.е. все есть Бог. Идеи пантеизма развивались Николаем Кузанским (1401-1464), который полагал, что Бог, охватывающий все сущее, содержит в себе мир. Абсолютный максимум и минимум, центр и окружность мира сливаются в божественном единстве. Бог абсолютно везде и нигде. Подобные утверждения он весьма оригинально доказывает разными геометрическими и математическими положениями. Одно из них – идея о равенстве конечного и бесконечного. Допустим, имеется бесконечная прямая линия, на которой находится конечный отрезок. Этот отрезок можно разделить на части от двух до бесконечности. Следовательно, конечный отрезок содержит в себе бесконечное. Если символически представить, что прямая – это Бог, а человек – отрезок, то человек становится равным Богу – Космосу. Идеи пантеизма продолжил Джордано Бруно (1548-1600), утверждавший, что Вселенная бесконечна и не имеет центра, число миров (звездных систем) во Вселенной также бесконечно. Бог не существует отдельно от материального мира, т.е. Вселенная и Бог одно целое. Такое толкование пантеизма отличается от пантеизма Кузанского, т.к. у Кузанского природа растворена в Боге, а у Бруно Бог растворен в природе, т.е. природа и бог у него отождествлялись. За свое вольнодумие Дж.Бруно был сожжен на костре католической инквизицией. Эпоха Возрождения знаменательна и переворотом в астрономии, который совершил Николай Коперник (1473-1543), и тем самым заложил основу в формировании нового мировоззрения. На смену геоцентрической модели мира Птолемея-Аристотеля пришла гелиоцентрическая модель, согласно которой центром мира является не Земля, а Солнце. Такую позицию Коперник изложил в своем труде «Об обращении небесных кругов», которую издал в год своей смерти.
|