Основной вопрос философии или основные философские направления.
Еще в древности люди заметили, что мир можно разделить на две противоположные сущности. Это материальные и духовные (идеальные) явления. Проблема соотношения материальных и духовных явлений получила название основного вопроса философии (ОВФ). ОВФ – это вопрос об отношении сознания к материи, духовных явлений к материальным. (Ф.Энгельс). ОВФ разделяется на два подвопроса: 1) Что является первичным: материя или сознание? 2) Способно ли сознание верно отразить материальный мир, т.е. способен ли человек до конца познать мир? При ответе на первый вопрос философы разделились на два больших направления: материалисты и идеалисты. Материалисты – это философы, которые считают, что первична материя по отношению к сознанию, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (сущностью мира) является материя. Представители: др.гр. фил. Демокрит, англ. фил. Ф.Бэкон, нем. фил-ы Л.Фейербах, Марксисты и др. Идеалисты – это философы, которые считают, что первично выступает сознание по отношению к материи, т.е. они утверждают, что предельным основанием бытия (иначе сущностью мира) является сознание. Идеалисты, в свою очередь, разделяются на субъективных и объективных идеалистов. Субъективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут сознание человека (субъекта). Представители: англ. фил. Беркли, нем. фил. Фихте, австрийский физик Мах и др. Объективные идеалисты – это философы, которые в качестве предельного основания бытия берут мировое сознание, надприродное духовное начало. Представители: др.гр. фил. Платон, итал. фил. Ф.Аквинский, нем. фил. Гегель и др. При ответе на второй вопрос философы разделились на гносеологических оптимистов, агностиков и скептиков. Гносеологические оптимисты – философы, признающие познаваемость мира. В основном, это все материалисты. Агностики – философы, которые отрицают познаваемость мира. (англ. фил. Юм, нем. фил Кант и др.). Скептики – философы, которые выражают сомнение в познаваемости мира. (фрац. фил и матем. Декарт). Философы, признающие одно первоначало, называются монистами. Монисты могут быть как идеалисты, так и материалисты. Философы, признающие два первоначала, называются дуалистами (Декарт, Кант). А те, кто признают множество первоначал, называются плюралистами. Так, например, Лейбниц считал, что в основе мира лежат множество духовных монад. 6. Древнеиндийская философия. Возникновение философии в древней Индии связывают с Ведами. Веды (буквально означают ведение, знание) возникли в конце 2-го тыс.д.н.э. и состоят из 4 сборников (санхитов): Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы, включающие тексты в виде молитв, песнопений, гимнов в честь богов. Веды включают в себя и комментарии к сборникам – это Брахманы, Араньяки, Упанишады. В них говорится о возникновении Вселенной, о богах, о смысле жизни и цели человеческого существования. На ведах основана одна из первых религий – Брахманизм, главными понятиями которой стали: Сансара – бесконечный круговорот жизни и смерти. Карма – закон воздаяния за поступки в прошлых жизнях. Брахман – безличная мировая душа. Атман – индивидуальная душа человека. Цель Брахманизма – освобождение. Тот, кто осознает единство Атмана и Брахмана, достигает состояние мокши и освобождается от бесконечной цепи перерождений. По закону кармы душа (атман) вселяется в человека только определенного сословия. Поэтому в брахманизме большое значение имеет деление общества на определенные касты или сословия (варны): брахманы (священнослужители), кшатрии (воины, или представители власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники) и шудры (простолюдины). Лишь человек, рожденный в самой высшей варне – брахман, может достичь состояния мокши. В VI в.до.н.э. в Древней Индии возник буддизм. Его основатель принц Гаутама Будда (Будда – значит «просветленный»). Разделение общества на касты в буддизме не придавалось особого значения, как в брахманизме. Достичь наивысшего духовного состояния – Нирваны мог каждый, если осознаешь четыре благородные истины: 1) жизнь и смерть есть страдание, 2) существует причина страданий, 3) страдания могут быть прекращены, 4) есть путь избавления от страданий. Весьма значимым понятием в индийской философии и религии индуизма является Дхарма. Дхарма – вечный моральный закон (аналог абсолюта). Дхарма понимается также как долг человека – в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. В буддизме Дхарма – это закон Вселенной. В другой интерпретации Дхарма выступает как первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают. В целом, для религии и индийской философии характерно признание сверхчувственного мира, достигнуть которого не позволяют наши страсти и желания, так как это «плоды» материального мира. Цель человеческого существования осознание и соблюдение нравственных принципов, следование религиозным ритуалам, а также ведение практики медитации (йоги), выступающей как средство угасания желаний. Полной противоположностью является материалистическая школа чарвака-локаята. Локаятики считали, что загробного мира не существует. Лока – это единственный материальный мир. Человек состоит из четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Цель человека довольствоваться всеми благами, что дается при жизни.
7. Древнекитайская философия. Большое влияние на развитие китайской философии оказали книги И-цзын (Книга перемен), которая составлялась примерно с XII по VI вв.д.н.э., и Шу цзин (Книга истории) X-IX вв.д.н.э. В И-цзын говорится об изменчивости мира, в котором действуют два начала: Инь – женское, темное, пассивное начало и Ян – мужское, светлое, активное начало. Инь – Ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала – энергии «ци» («космическое дыхание»). В Шу цзин говорится о пяти первоначалах мира: вода, огонь, дерево, металл, земля. Идея двух начал получила свое развитие в даосизме VI в.д.н.э., основателем которого был Лао-Цзы,написавший знаменитый трактат «Дао дэ цзин». Дао – буквально означает путь, по которому проходят все вещи. Дао – это космический и нравственный закон, которому подчиняется природа и люди. Суть учения даосизма можно метафорически представить так: Дао подобно воде, которая податлива и в тоже время неодолима. Именно уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы делает воду могущественной, так как мягкость и податливость – спутники жизни, а жесткость и сила – спутники смерти. Человек рождается мягким и слабым, а умирает жестким и крепким. В связи с этим, главной категорией даосизма является у вей – недеяние или бездействие. Всякое действие, означает пустую трату сил или вмешательство в естественный ход событий. Поэтому «мудрый правитель, следуя Дао, не делает ничего, чтобы управлять страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии». Значительный вклад в китайскую философию внесло учение конфуцианства, основатель Конфуций (Кун-цзы) (551-479 д.н.э.). Философом было систематизировано учение об инь–ян и пяти первоначалах, которые вошли в приложение книги И-цзын. Обожествляя и почитая небо, как сакральную духовную силу, Конфуций большое внимание уделяет проблеме нравственности и целостности государства. В систему конфуцианской философии входят следующие понятия. Ритуал – упорядоченная система действий, который необходимо соблюдать и следовать всем, живущим в государстве, только в этом случае можно добиться единства всех людей между собой и космосом (Небом), почитаемым как божественная сила. Такое единство осуществляется через «ли» – этикет, который позволяет понять человеку нормы, правила ритуала. Для достижения гармонии и единства с природой и обществом, человек, также, должен воспитывать в себе «жэнь» – человечность. «Жэнь» понимается как высшая добродетель, гуманность, человеколюбие, милосердие и т.д., и выступает принципом нравственности: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Основой «жэнь» выступает «сяо» – сыновняя почтительность, уважение родителей и старших, почитание старшего брата младшим. «Сяо» должно соблюдаться не только в семье, но и в государстве, подданные должны почитать государя, т.к. государство это большая семья. Если правильно осмыслить эти понятия и действовать в соответствии с понятым, то в семье и государстве будет порядок и гармония, что и является целью учения конфуцианства.
|