Средневековая философия.
Характерной чертой для средневековой философии является теоцентризм – признание Бога причиной всего сущего. В целом средневековая философия была направлена на объяснение священного писания – Библии (экзегетика – искусство правильного толкования), поэтому ее называли служанкой богословия. Основные позиции средневекового мировоззрения следующие. 1) Идея креационизма – сотворение мира Богом из ничего. 2) Бог вечен, неизменен, непознаваем и предстает перед человеком как сакральная истина, которая познается через веру. 3) Человек выше природы, но зависит от воли Бога. Средневековую философию можно разделить на два этапа: патристика (II-VI в.н.э.) и схоластика (VII- XV в.н.э.). На этапе патристики (от греч. pater – отец), иначе учение отцов церкви, формируется христианская теология (богословие), разрабатываются догмы христианства, определяющую роль, здесь играет философия Платона, и его последователей (неоплатоников), в частности Плотина. На этапе схоластики (от греч. schola – школа), иначе церковная школа, продолжается разработка теологии в рамках рационалистической методики. Появляется интерес к формально-логическим проблемам, определяющую роль в этом играет философия Аристотеля. Ярким представителем патристики являлся Августин Аврелий (354-430). В качестве основных проблем, рассматриваемых философом, можно выделить следующие: 1) Проблема бытия (Бог сотворил мир не только в его конечной форме, но и саму материю). 2) Проблема веры и разума (постижение истины осуществлялось не разумом, а верой). Верую, чтобы понимать, говорил Аврелий. 3) Проблема исторического процесса (развитие общества идет от несовершенного «града земного» к совершенному «граду Божьему»). 4) Проблема сущности человека (в человеке присутствует духовное и телесное начало, и именно человек наделен свободой в пределах божественного предопределения). 5) Проблема добра и зла. Если бог сотворил мир, то откуда зло? Аврелий отвечал: «Зло не в Боге, а в свободе выбора человека. Если человек идет к богу, то это добро, если нет, то зло». Оправдание Бога при наличии в мире зла, называется проблемой теодицеи (от греч. theos – Бог, dike – справедливость). Ярким представителем схоластики является Фома Аквинский (1225-1274). В осмыслении бытия Бога и мира большое значение он уделял разуму, оставляя за верой первостепенное значение. Разум должен подкреплять веру, говорил философ. Но, если возникнет противоречие между разумом и верой, то предпочтение необходимо отдать вере. Аквинский выводит пять доказательств бытия Бога: 1) Перводвижение. Каждая вещь имеет свой источник движения в другой вещи, а та, в свою очередь, в другой вещи, следовательно, должен быть первый источник движения и это – есть Бог. 2) Первопричина. Все в мире является следствием какой-то причины. Цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, должна быть первая причина – Бог. 3) Случайность и необходимость. Случайное зависит от необходимого (закономерного). Законов множество, но должен быть первый закон, который есть Бог. 4) Первосовершенство. Все в мире имеет разную степень совершенства (хуже, лучше). Должен быть эталон совершенства, который есть Бог. 5) Целесообразность. Все в мире имеет цель, следовательно, существует разумное начало, которое и направляет все в мире к цели, т.е. Бог. Рассматривая проблему сущности и существования, Аквинский их разграничивал. Сущность (эссенция) – это «чистая идея» вещи или явления, существующая в разуме Бога (Божественный замысел), а существование (экзистенция) сам факт бытия вещи. Именно, в божественной воле сущность обретает существование. Учение Аквинского в философии понимается как томизм (с лат. Thomas – Фома), а современная католическая философия как неотомизм. В рамках средневековой схоластики поднимается проблема общих понятий – универсалий. В связи с этим возникают такие направления, как реализм, номинализм и концептуализм. Вопрос стоял следующим образом. Что представляют собой универсалии, т.е. общие понятия? Например, если мы рассмотрим единичное понятие конкретного дерева, то это понятие будет под собой иметь конкретный материальный объект. Но если мы рассмотрим понятие дерева вообще (общее понятие), то это понятие не будет иметь под собой предметного (материального) содержания. Ставится вопрос, где это общее понятие? Либо оно существует только в мысли человека после вещей в виде формы мышления. Либо оно самостоятельно, и существует до вещи, в мире идеальных сущностей, как это ранее описывалось Платоном. Номиналисты считали, что универсалии – это простые слова (лат. nomina – имя), они существуют только в мыслях человека, т.е. после вещей. Яркий представитель номинализма Иоганн Росцеллин (1050-1123). Реалисты считали, что универсалии существуют самостоятельно до вещи, т.е. в божественном разуме. Такую позицию поддерживал Фома Аквинский. Компромиссное решение приняли концептуалисты (от лат. соединять), они утверждали, что каждая вещь содержит в себе единство общего и частного, сущности и явления. Яркий представитель концептуализма Иоанн Дунс Скот (1266-1308).
|