ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.
Можно выделить несколько основных утверждений, лежащих в основе теории социальной идентичности и касающихся видов идентичности: Человек обладает идентичностью двух типов — личной и социальной. Личная идентичность связана с индивидуальными характеристиками человека (веселый, умный) или ролями, которые он играет в межличностном взаимодействии (сын, отец), а социальная — с его принадлежностью к какой-либо социальной группе (студент, женщина, русский, житель Севастополя). Существование двух типов идентичности является отражением двойственности человеческой природы: стремления подчеркнуть свою уникальность и желания быть защищенным, принятым другими людьми. Таким образом, социальная идентичность — часть «Я» человека, которая включает в себя знание о своем членстве в социальной группе вместе с ценностной и эмоциональной значимостью этого членства. В определенном смысле оба типа идентичности социальны. Их социальность проявляется в том, что они возникают в ходе общения человека с окружающими, а их содержание и важность определяются его контекстом. Именно ситуация общения во многом определяет, какие особенности припишет себе человек, как он воспримет себя — как уникальную личность или как члена социальной группы. Эта социальность обоих типов идентичности и позволила некоторым авторам говорить о трудности установления различия между ними и, как следствие, о его бесперспективности. Среди сторонников этой позиции особенно выделяются точки зрения Г. Бриквелла и У. Дуаза, которые, выдвигая тезис о подобии личной и социальной идентичности, обосновывают его по-разному. Например, Г. Бриквелл полагает, что осознание человеком своей принадлежности к какой-либо социальной группе (женщины, профессора) предполагает приписывание им себе ряда индивидуальных характеристик и особенностей поведения, с помощью которых конструируется личная идентичность (зависимый, умный). Вместе с тем личная идентичность также редко бывает собственно индивидуальной, т.е. негрупповой. Если человек описывает себя как веселого, он тем самым относит себя к группе «весельчаков». Вообще, по мнению Г. Бриквелла, личная идентичность является продуктом социальной: восприятие человеком социального давления и адаптация к нему — это активный процесс, промежуточным результатом которого является социальная идентичность, а конечным — личная. Другой вариант сближения социальной и личной идентичности предлагает У. Дуаз, который полагает, что личная идентичность — это социально обусловленный конструкт. Эта социальная обусловленность, по его мнению, заключается в том, что: Существуют разделяемые большинством членов общества представления о личной идентичности: несмотря на то, что люди по-разному описывают представителей ингруппы и аутгруппы, представители разных групп описывают себя по одним и тем же параметрам; В рамках этих представлений можно выделить организующие принципы, задающие структуру самоописания. В частности, самоописания разных людей конструируются вокруг таких измерений, как экстраверсия, приятность, зависимость, эмоциональная стабильность, интеллект; Различные социальные факторы и переживания могут оказывать влияние на эти представления: сопоставление самоописаний, сделанных мужчинами и женщинами, показывает, что оппозиция между феминным и маскулинным у женщин выражена сильнее, чем у мужчин, а баллы по маскулинности выше у людей, имеющих высокий социальный статус. Таким образом, критериями отличия социальной идентичности от личной не являются: Способ возникновения (и личная, и социальная идентичности социальны по происхождению); Характеристики, составляющие содержание идентичности (личностные особенности могут входить в состав как социальной, так и личной идентичности). Вместе с тем, по мнению некоторых авторов, социальная идентичность включает в себя больше определений эмоциональных состояний, ценностей и социальных ролей, чем личная. Одновременно личная идентичность включает в себя больше личностных черт, чем социальная; Название идентичности («сын» может быть маркером как личной, так и социальной идентичности). Единственным критерием, по которому проведение различия между личной и социальной идентичностями в рамках теории социальной идентичности кажется целесообразным, это их функции. По мнению сторонников теории социальной идентичности, личная идентичность связана с осознанием человеком своего отличия от других, а социальная — подобия с некоторыми из них.
|