Студопедия — СТРУКТУРА ПРЕДРАССУДКОВ: ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, СТЕРЕОТИПЫ, ДИСКРИМИНАЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СТРУКТУРА ПРЕДРАССУДКОВ: ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ, СТЕРЕОТИПЫ, ДИСКРИМИНАЦИЯ






1) Определение понятий«стереотип», «предрассудок», «дискриминация».

Прежде всего, попытаемся дать определение тому, что же такое социальныестереотипы и предрассудки. Это важно сделать, так как такие термины, какстереотип, предрассудок, дискриминация, расизм, сексизм, эйджизм во многомпересекаются. По большому счету каждый из приведенных терминов предполагаетнекую негативную оценку какой-либо группы или индивида – в этом состоитнекоторое сходство этих терминов и соответственно явлений. Однако немаловажнозаметить, что наряду со сходством, данные термины и стоящие за ними явленияимеют ряд специфических отличий, нюансов, в которых следует получшеразобраться, дабы не возникало путаницы и дабы предмет стал более ясен.

Итак, «Социальный стереотип – (от греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – устойчивое,категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либоявлении, явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальнойсреде.» (9, с.524)

В <st1:metricconverter ProductID=«1918 г» w:st=«on»>1918 г</st1:metricconverter>.У. Томас и С. Знанецкий ввели в научный обиход понятие социальной установки. Вдальнейшем оно уточнялось и конкретизировалось, и наиболее общепринятым насегодняшний день является определение Г. Олпорта: «Установка есть состояниепсихонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и динамическоевлияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которымион связан» (2, с.215).

«Стереотип – мнение о личностных качествах группы людей. Стереотипы могутбыть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации.» (7,с.748)

То есть из данных выше определений можно видеть, что стереотип – этонечто устоявшееся. Также, мыслить стереотипно – это значит во многом обобщать.Кроме того, важно заметить, что стреотип – это понятие более широкое, чем,скажем, предрассудок.

Интересный аспект воздействия стереотипов на межличностное и групповоеобщение затрагивает Н. Лебедева: она выделяет 4 основные характеристикистереотипов, влияющие на коммуникативное поведение.

Стереотипизирование – результат когнитивного «отклонения», вызванногоиллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками(например, англичане – консервативны, немцы – педантичны).

Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например,об ингруппе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а обаутгруппе – наиболее неблагоприятная).

Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить этиожидания.

Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться (поскольку людиневольно «отбирают» модели поведения других людей, согласные со стереотипами) (5,с.189).

Главные выводы исследований в области социального стереотипа былисуммированы Г. Тэджфелом в виде следующих шести положений:

1)Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширныечеловеческие группы (или «социальные категории») недифференцированными, грубымии пристрастными признаками.

2)Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной втечение очень длительного периода времени.

3)Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться взависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этотпроцесс происходит крайне медленно.

4)Социальные стереотипы становятся более «отчетливыми» и враждебными,когда возникает социальная напряженность между группами.

5)Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго довозникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.

6)Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда несуществует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудномодифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности иконфликта (5, с.192).

От понятия «стереотип» достаточно просто перейти к понятию«предрассудок». «Предрассудок – стереотипное представление о личности, группе,общности. Как правило спецификой таких социальных стереотип считается то, чтоони выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическоеотношение к какой-либо аут группе или общности (расовой, этнической, гендернойи др.) Поэтому предрассудки нередко определяют как разновидность негативныхаттитьюдов. Синоним предрассудка – предубеждение». (7, с.406).

Вообще, по-видимому, следует заметить, что суть предрассудка состоитименно в неоправданно негативной установке по отношению к группе и/или ееотдельным членам. То есть предрассудок – это всегда заведомое осуждение,которое внушает нам предубеждение против человека исключительно на основанииего идентификации с определенной группой. Предрассудок – это установка, то естьэто готовность действовать определенным образом на основании определенногосочетания чувств, убеждений. Таким образом, предрассудок можно определитьтакже, как некое сочетание установок, объединяющих аффект – наши чувства,тенденцию поведения – склонность действовать определенным образом и нашизнания, убеждения.

Более узкое определение предрассудка – «Предрассудок: неоправданно негативнаяустановка по отношению к группе и отдельным ее членам». (7, с.407)

Итак, немного разобравшись с тем, что же такое стереотипы и предрассудки,, логично перейти к определению дискриминации.

Дело в том, что стереотипы и предрассудки помимо некоего эмоционального,когнитивного аспектов содержат в себе также, что немаловажно, поведенческийаспект. То есть, если мы чувствуем, мыслим определенным образом, то и действуеммы в таком случае совершенно определенным, предсказуемым на основании нашихмыслей и чувств, образом. То есть, если стереотип и предрассудок – этонегативные чувства и мысли, то последний, третий аспект этих явлений –поведение – является ни чем иным, как дискриминацией. Если использоватьопределение Д.Майерса, «Дискриминация: неоправданно негативное поведение поотношению к группе и ее отдельным членам». (7, с.408)

Дискриминация многолика и может принимать различные обличья, взависимости от предмета, на который она направлена. Стереотипы и предрассудки,а вслед за ними и дискриминирующее поведение может возникать по отношению копределенным группам или их членам в связи с расой, половой принадлежностьюили, например, в связи с принадлежностью к определенной возрастной группе. Покрайней мере, дискриминация по этим признакам является, пожалуй, наиболеераспространенной. Именно поэтому следует остановиться на данных видахдискриминирующего поведения поподробней.

2) Расизм.

В самом общем виде расизм можно определить следующим образом.

«Расизм, совокупность антинаучных концепций,основу которых составляют положения о физической и психической неравноценностичеловеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуручеловеческого общества. Для всех разновидностей Р. характерны ложныечеловеконенавистнические идеи об исконном разделении людей на высшие и низшиерасы, из которых первые якобы являются единственными создателями цивилизации,призванными к господству, а вторые, напротив, не способны к созданию и дажеусвоению высокой культуры и обречены быть объектами эксплуатации.» (3, с.578)<span Arial Unicode MS"">

«Расизм:

Индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение поотношению к людям определенной расы;

Институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком),выражающаяся в том, что представителям определенной расы навязываетсяподчиненное положение.» (7, с.408)

То есть, как видно из представленных определений, основанием расизмаявляется расовая принадлежность, то есть, по сути дела некое внешнеенесходство, определенные различия в стиле жизни и проч.

Следует отметить, однако, что расовые предрассудки, будучи достаточночасто акцентировано критикуемыми, в нашем обществе несколько вытиснились изсознания. То есть внешне как-то неприлично в нашем обществе активно показыватьсвои расовые предрассудки и открыто дискриминировать представителей другойрасы. Более того, если спросить испытуемых об их расовых предубеждениях,большинство не согласиться с тем, что расовые предрассудки у них существуют.Тем не менее, истинные чувства опрашиваемых по отношению к представителямдругой расы могут быть несколько иными. «Предрассудки все еще обнаруживаются вответах на вопросы, касающиеся интимных контактов между представителямиразличных рас. Высказывание «Вероятно, я буду неуютно себя чувствовать, еслипридется танцевать с чернокожим партнером в общественном месте» выражает болеесильное расовое чувство, чем «Вероятно, я буду чувствовать себя неуютно, еслибуду ехать в одном автобусе с афроамериканцем»(7, с.410)

То есть по сути дела жесткие формы расового неприятия, жесткие формырасовой дискриминации (апартеид и проч.) с течением времени слабеют, однако неисчезают полностью. То есть дискриминация как бы смягчается, но не исчезаетнасовсем и может проявиться, когда вопрос касается каких-то интимных сфер жизниличности.

3)Сексизм.

Сексизм — это идеология, которая утверждает неравное положение и разныеправа мужчин и женщин. Если управляют мужчины — это патриархат, а если женщины- матриархат. В настоящее время все известные общества в мире — патриархальные,следовательно, сексистские.

Сексизм — это виддискриминации, соответствующий всем известным фашизму и расизму, только прифашистском или расистском режиме люди разделены на разные категории по расе, апри сексизме — по половому признаку. Разница также в том, что, в отличие отрасизма и фашизма, сексизм никогда не вызывал людей на массовый кровавый бой,вооруженный конфликт и т. п. Сексизм существует на более личном уровне.Например, изнасилование считается наказуемым преступлением, а изнасилованиежены мужем считается личным семейным делом, которое других не касается. Частона сексизм не обращают внимание, или его значением пренебрегают.

Не тольконекоторые личные отношения, но и структура нашего общества весьмапатриархальна: руководством, высокооплачиваемой и высоко оцениваемой работойзанимаются в основном мужчины; за ту же работу, что и мужчина, женщина получаетменьше; домашним хозяйством занимается, как правило, женщина, и т. д. Хотя этоположение очевидно несправедливое, многие к нему так привыкли, что не хотятничего менять.

Сексизм так глубоко укоренен в нашей культуре, в нашем обществе, в нашемсознании, что его часто просто не замечают. Нас всех воспитывают в духесексизма с раннего детства. Если не родители, то, по крайней мере, окружающаясреда, общество и традиции приучают мальчиков играть с машинками, а девочек — вкуклы. Далее, юноши должны быть сильными и смелыми, а девушки обязаны следитьза фигурой, и, наконец, мужчины должны содержать семью экономически, а женщины- следить за порядком в доме.

В языке стойко сохраняются и воспроизводятся культурные стереотипы о«женских» и «мужских» видах деятельности. Ярко выражена гендерная предвзятостьслов, обозначающих различные виды профессиональной деятельности. Это довольночетко проявляется в объявлениях о найме на работу (требуется столяр, управляющий,менеджер, брокер, пилот и т.д.). В официальном, публицистическом и научномязыковых стилях доминируют «мужские» названия, в то время как «женские»названия профессий и должностей почти отсутствуют, а если и есть, то «статус»их незначителен. Так профессии лифтерша, уборщица, кухарка, няня, продавщица,крановщица по статусу крайне низки всравнении со статусом «мужских» профессий и должностей: президент, министр,директор, завуч, управляющий, главный врач, летчик, ректор, депутат. То естьсами названия как бы предполагают задействованность лиц мужского рода. Словадепутатша, президентша и др. стоят в ряду разговорной или же
стилистически сниженной лексики.

Как отмечает Алла Денисова в своей работе «Язык вражды в российских СМИ:гендерное измерение», есть другойраспространенный прием сексизма — когда через указание на женственностьпроисходит приписывание инфантилизма, а вместе с ним -
несамостоятельности, потребности в опеке, некоей несамодостаточности: обращение«милые, дорогие наши женщины», «любимые наши женщины», дажена женских конференциях — «милые дамы», непременное указание на то,что «в зале столько красивых женщин». Остается ожидать гоголевское:«дамы, приятные во всех отношениях». Обратим особое внимание на словонаши — оно вносит оттенок интимности, притягивает весь контекст снова к частнойсфере. Не случайны на женских конференциях обязательные рассказы политиков ичиновников о своей жене и о разделении ролей в их семьях.

Подобно расизму, сексизмпредполагает превосходство в физических и интеллектуальных проявлениях, хотя неприводится убедительных аргументов в пользу того, что мужчины лучше, чемженщины – либо наоборот. Традиционные доводы – такие как указание наограниченность женщин в плане обучения (Нет пользы от кобылы скакуна и женщиныоратора. Собака умнее бабы), творчества, или ссылки на пресловутую женскуюлогику (У бабы волос долог, да ум короток. Курица не птица, баба не человек)или же психологическую неустойчивость продолжают жить в общественномсознании.

Языковые сексизмы как выражение безотчетных стандартов поведения играютнегативную роль в ситуациях, где нужна полная информация и объективная оценка.Иногда они способствуют возникновению и закреплению предубеждений, неприязни кновому. На сегодняшний день все феминистки сходятся во мнении, что с сексизмомнеобходимо бороться – назрели глубокие изменения в общественном сознании имежличностных отношениях.(6)

3) Эйджизм.

В самом обощем виде, в первом приближении эйджизм можно определить, какдескиминирующее поведение по отношению к определенной группе людей иликонкретному человеку на основании его принадлежности той или иной возрастнойгруппе.

Термин «эйджизм» означает дискриминацию одной или несколькихвозрастных групп по отношению к другим возрастным группам. Чаще всего эйджизмпроявляется в отношении людей пожилого возраста.

«Эйджизм (от лат ageism)– негативный стереотип в отношении людей какой-либо возрастной категории, ночаще всего подразумевается стереотип пожилого возраста». (9, с.614)

Следует отметить, что, как правило, когда мы говорим об эйджизме, мы, впервую очередь, имеем ввиду негативное отношение к людям пожилого возраста.Проявления эйджизма весьма разнообразны. Во многом негативное отношение к людямпожилого возраста проистекает из убеждения или, что практически то же самое, изубеждения, что пожилые люди – бесполезный балласт общества. По крайней мере,если говорить, о развитых странах Европы, тамошнее дискриминирующее поведениепо отношению к лицам пожилого возраста во многом вызвано именно этой идеей,убеждением, предрассудком о том, что пожилые люди, которые живут на социальныепособия, по сути дела являются лишними членами общества, иначе говоря, бесполезными.

Дискриминирующее поведение может быть разнообразным. Дело в том, что спожилыми людьми сложнее общаться, чем с людьми молодыми по ряду физиологическиобусловленных причин: пожилые люди медленнее молодых воспринимают информацию,они медленнее двигаются, часто они уже имеют определенные проблемы с памятью иим тяжело учиться. Все это и еще множество похожих на вышеперечисленные причин,создают в конечном итоге благодатную почву для убеждения в том, что «старики нина что не годятся», и «пожилой человек – обуза для семьи» и, в конечном итоге,для общества в целом. (8).

С учетом вышесказанного становится вполне очевидно, каким образом можетпроисходить дискриминация людей пожилого возраста. Пожалуй, прежде всего,следует отметить тот факт, что на многие должности берут претендентов не старшеопределенного возраста. Если кандидат старше, то, даже несмотря на его опыт ипрочие несомненные достоинства, он может быть дискриминируем исключительно повозрастному признаку – то есть, просто-напросто, не быть принятым на тудолжность, которой он вполне заслуживал. Также пожилые люди могут бытьдискриминируемы в своей семье – скажем, более молодые родственники могут неприслушиваться к их мнению, игнорировать.

Пожалуй, как ни прискорбно, но вполне оправданной является сентенция В.Д.Шадрикова о том, что «Наши старики – это забытые дети общества». По сути дела,имеется ввиду, что права детей мы каким-то образом пытаемся соблюдать иотстаивать, а вот права пожилых людей почему-то не столь занимают наши мысли,при том, что в условиях смертности, превышающей рождаемость, наше обществостремительно стареет.

Заключение.

Пожалуй, ни для кого не секрет, что то как мы мыслим в конечном итогевлияет на то как мы поступаем в жизни. Наши чувства, эмоции, убеждения и вконечном итоге поведение чрезвычайно взаимосвязаны. Дискриминирующее поведениево многом связано с такими явлениями, как стереотип и предубеждение. Основнаяопасность стереотипа и предубеждения заключается в том, что, то негативноеотношение, которое возникает в отношении группы или отдельного ее члена, вконечном итоге может и не основываться на реальных фактах. Более того, такиеявления, как социальные предрассудки и стереотипы в определенные моменты можетоказаться очень опасными. Например, с помощью национальной розни достигаетсясовпадение интересов групп, осуществляющих власть и частных лиц в части мощногоисточника эмоций. Там, где негативные эмоции могли бы быть направлены наконкретных людей и группы интересов, создается канал для «выпускания пара»,куда уходит значительная часть энергии и который дает возможность проявитьсильные эмоции. Типичный пример – современный российский антисемитизм, которыйне имеет пока серьезных проявлений в виде погромов, но постепенно нагнетается сиспользованием весьма солидных средств. По-видимому, он может быть использованв случае крупных провалов правительства или при необходимости серьезныхсоциальных потрясений для передела власти.

Таким образом, изучение таких явлений, как стереотипы, предрассудки идемонстрация их в виде дискриминирующего поведения, является очень важным всовременном мире. Полностью преодолеть дискриминацию, возможно, и не удастся,но сделать определенные шаги в сторону ее сдерживания и регулирования вполнереально.

Когда говорят о предрассудке или предубеждении, то подразумевается, что речь идет о пристрастной негативной социальной установке, т. е. о негативном отношении к членам определенной социальной группы или к этой группе в целом. С когнитивным компонентом предубеждения часто связан сильный, т. е. эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только искаженное восприятие социальных объектов, но и неадекватные действия по отношению к ним.

К числу наиболее известных предрассудков относятся:

– предубеждения по отношению к этническим и расовым группам (расизм);

– предубеждения по отношению к людям определенного пола (сексизм);

– предубеждения по отношению к людям определенного возраста (эйджизм);

– предубеждения по отношению к людям нетрадиционной сексуальной ориентации (гомофобия).

Точкой отсчета для современных исследований предубеждений, их происхождения и методов ослабления является выход в 1954 году книги американского психолога Г. Олпорта «Природа предубеждения».[41] Г. Олпорт рассматривал предубеждение как антипатию, основанную на искаженных и неверных обобщениях. Антипатия может проявляться в «нехороших мыслях» о других людях – членах определенных групп, в чувствах нелюбви, презрения, отвращения, а также в дискриминационных и даже насильственных действиях против них.[42]

За пятьдесят прошедших после выхода книги Г. Олпорта лет проведено много эмпирических исследований предубеждений, но и в наши дни психологи обычно выделяют три их компонента, соответствующие трем компонентам других социальных установок:

– когнитивный – безосновательно враждебные представления о социальной группе;

– аффективный – ненависть, отвращение, чувство брезгливости;

– поведенческий – негативное поведение, направленное на членов социальной группы из-за членства в ней.[43]

Предрассудок может нести и позитивную оценку объекта, быть не «против чего-то», а «в пользу чего-то» – предрассудком любви, например, к собственной группе. Но предубеждение «в пользу чего-либо» скорее можно определить как пристрастную позитивную социальную установку.[44]

При исследовании предубеждений наиболее важным является вопрос о причинах их возникновения. В работе Т. Г. Стефаненко[45] систематизированы причины возникновения предубеждений, выделенные представителями разных психологических школ. Первая причина связана с индивидуальными различиями,другими словами, есть люди, предрасположенные к проявлению предубеждений в отношении других людей и групп. По мнению Т. Адорно и его коллег, истоки негативного отношения к чужим группам у людей определенного психологического типа кроются в условиях их ранней социализации. У человека, воспитанного в семье, где царят жестоко регламентированные отношения и он ощущает крайнюю зависимость от родителей, часть агрессивности выплескивается на чужие группы.

Второй источник предубеждений – конкуренция между группами за ограниченные ресурсы, власть и статус, т. е. реальный конфликт интересов.

Третьим источником предубеждений может оказаться осознание индивидом своей принадлежности к группе, т. е. социальная идентичность. Предубеждение по отношению к другим группам возникает вследствие процессов (социальной категоризации, дифференциации, сравнения и оценки), направленных на достижение позитивного отличия своей группы от другой группы.

Четвертый источник предубеждений – социальное научение. Предполагается, что предрассудки детей есть отражение установок их родителей, друзей и других людей.

Пятым источником предубеждений является восприятие угрозы со стороны чужой группы. К предубеждениям может привести восприятие угрозы вне зависимости от того, реальна она или нет.

Хотя разные исследователи выделяют различные причины появления предрассудков, следует отметить, что для предубеждений характерна множественная причинность, а при их анализе необходимо учитывать не только психологические, но и исторические, культурные, экономические факторы.

Согласно теории Г. Олпорта, поведенческий компонент предубеждения включает в себя пять форм, или стадий. Самая слабая форма проявления предубеждения – вербальное выражение антипатии (неприязненные высказывания, оскорбления). Более интенсивная форма проявления предубеждения ведет к избеганию нелюбимой группы. На следующей ступени предубежденный человек предпринимает активные действия, стремясь к дискриминации членов такой группы – исключения их из некоторых сфер деятельности, лишения возможности обучения, определенных мест проживания и т. д. Агрессивные предубеждения следующего уровня проявляются в актах насилия – физических нападениях на членов определенной группы, осквернении их кладбищ и др. И наконец, крайняя форма предубеждений – истребление «чужих» (линчевания, погромы, гитлеровская программа геноцида).[46]

Следует помнить, что действия каждого уровня предубеждений облегчают переход к уровню более интенсивному.

Как измерить предрассудки? Специалисты в области социальных наук выделяют такие методы изучения социальных установок, как опросные методы, проективные методы, эксперименты. Среди основных опросных методов классическими являются следующие: шкала равных интервалов Л. Терстоуна, шкала суммарных оценок Р. Лайкерта, шкалограммный анализ Л. Гуттмана, семантический дифференциал Ч. Осгуда, шкала социальной дистанции Э. Богардуса.

Для ослабления предрассудков социальные психологи используют следующие механизмы:

– осознание и признание предрассудков;

– контакт между группами, обладающими равным статусом и преследующими общие цели (гипотеза контакта);

– специальный метод кооперативного обучения (мозаичный метод).[







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 515. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия