Студопедия — Средние века
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средние века

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
главный творец права – Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, Законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;

  • весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
    особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений;

  • отсутствует деление права на частное и публичное;
    нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

  • судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

  • право во многом основано на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

Для практического применения религиозных предписаний в подобных правовых семьях требуется деятельность специальных правоведов, вычленяющих юридические нормы и трактующих их применительно к современным условиям. Кроме того, современное государство с помощью законов поддерживает регулятивные возможности религиозных трактатов, устраняя пробелы, вызванные особенностями современного общества. суд не вправе пересматривать религиозные или кастовые правила. Он лишь следит за их точным исполнением20.

Средние века

Цель художественного творчества того времени - не эстетическое наслаждение как таковое, а обращенность к Богу. Другая черта средневекового искусства – монументализм. Еще одна особенность средневекового искусства - символизм.

Художественная культура Средневековья. Именно в эпоху Средневековья в Европе складываются первые художественные стили (10 век) Господствующим видом искусства становится архитектура. Использование в художественных произведениях символов - прообразов неизменного божественного прототипа породило каноничность средневекового искусства. Важная черта средневекового искусства - умозрительность. Живопись, скульптура, архитектура, литература имели в Средние века характер учительства и напоминания. Произведение искусства - текст, который учит. Папа Григорий Великий порицал уничтожение икон, говоря, что это лишает людей образования, так как, смотря на стены, они “могли бы прочесть то, чего они не могут прочесть в рукописях”. Назидательный характер имела и средневековая литература: жития, притчи, поучения. В театральном искусстве назидателен жанр моралите – дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами. В музыке непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности мелодическая линия должна была освобождать от власти повседневности.

В 10-12 вв. в западноевропейском искусстве складывается романский стиль. Его особенности – приземленность, тяжеловесность, незамысловатость, ясность объемов в архитектуре. Сохраняются элементы “звериного стиля” и натурализация. большое значение придается интерьеру, хотя и в нем господствовали простые строгие ритмы. Для изобразительного искусства характерны выразительность жеста, систематическая последовательность повествования и пафос духовности. Человек в скульптуре романского стиля слаб и ничтожен. Зато особое внимание скульпторы уделяли чудовищам и демоническим существам. Романская эпоха породила и развила новые типы светской архитектуры: феодальный замок и городской дом.

 

С середины 12 в. развивается готический художественный стиль. Архитектура и скульптура теперь связаны не с монастырями, а с городами. Главным конструктивным новшеством готической архитектуры является стрельчатый свод, который позволял перекрывать пространства любого плана. Скрепление свода мощными реберными конструкциями (нервюры, аркбутаны, контрфорсы) делает стены собора совершенно свободными от функции опоры, а значит тонкими, даже сквозными (отсюда огромные цветные окна). Таким образом, готика отрицает всякую идею тяжести. Готическая скульптура воплощает эмоциональную энергию человека, выражает чувства, эмоции, переживания. Готическая статуя полна непрерывного движения без перемещения в пространстве, но с неудержимым стремлением вверх. В живописи появляется центральная перспектива. Глубоко символична и икона. Самое главное в иконе – лик, особенно глаза с глубоким, проникновенным взглядом – символическое окно в божественный мир. Поэтому глаза непропорционально велики. Жест в иконе также символичен, он передает особый духовный импульс. Предмет в руках изображенного также является знаком. К примеру, апостол Павел изображается в западной традиции с мечом – символом Слова Божьего. Одежды на иконе – знак сана. Обнаженное тело – символ полной отданности Богу, мученичества, незащищенности грешников перед Богом. Символичен в иконе также цвет. Самый благородный цвет – золотой – знак сияния Божественной славы, символ Небесного Иерусалима. Белый цвет символизирует непорочность; черный – ад, максимальную удаленность от Бога. Символичный характер носил и такой широко распространенный в Средние века литературный жанр, как притча. В музыке строгая одноголосность - символ единения чувств.

5.2. Художественные направления и стили XVII-XVIII вв.: классицизм, барокко.

5.2.1. Искусство барокко. Происхождение названия “барокко” до конца не выяснено. Чаще всего его связывают с итальянскими словами “причудливый”, “странный” или латинским обозначением одной из фигур в логике. Стиль барокко возник и наиболее широко распространился в Италии. Желание выйти за границы возможного определило такие черты стиля как экспрессия, порыв, драматизм, иллюзорность, интерес к дисгармоничному, фантастическому, гротескному. Значительно возросла значимость зрелищности, эффектного воздействия. Барочный стиль оказался наиболее приемлемым для реализации интересов католической церкви, монархической власти и аристократии. Отсюда сверкающее великолепие, пышность, помпезность, роскошь, поражающая воображение и подчеркивающая могущество власти. Величие и богатство становятся синонимами красоты. А зрелищность, грандиозность, патетика, внимание к чувственному началу используются для привлечения верующих церковью.

Архитектура барокко отражала идею изменяющегося мира. Динамизм достигался здесь через использование таких архитектурных приемов как разные масштабы, деление одного здания или плоскости различными шкалами пропорций, неуловимое слияние сводов с куполами в церквях, обилие завитков и овалов, изогнутые и прерывистые антаблементы, слияние площади с окружающим пейзажем. Фасад зданий в стиле барокко был чисто декоративным, никак не отражал конструктивное пространство интерьера. Важным средством создания ощущения иллюзорности и динамичности мира стали светотеневые эффекты. “Любимый прием архитекторов барокко – затруднять путь свету, преломлять его или отводить в разные стороны, заставляя таким образом свет выхватывать из темноты как бы случайные куски пространства”. Светотеневой эффект усиливался при помощи подсветки, цветного мрамора, лепнины, скульптуры и живописи.

Особенно полно стиль барокко выразился в культовых постройках Франческо Борромини (1599-1667). В большинстве своих произведений архитектор использует скругленные, извилистые линии. Именно они отличают церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме. В плане здания – ромб с немного вогнутыми сторонами, дополненный сложными объемами с северной и южной сторон. Однако самым примечательным является фасад. Он разделен на два яруса колоннами и пилястрами. Пластику стен, как с наружи, так и внутри, усложняют ниши, пилястры, окна, а также живописные и скульптурные дополнения. Благодаря им зритель, особенно когда он находится внутри храма, видит не созданное архитектурное пространство, а безграничность, необозримую и неподвластную чувствам.

Архитектором зрелого барокко является Лоренцо Бернини. Крупнейшей архитектурной работой Бернини является завершение строительства собора св. Петра в Риме и оформление перед ним площади. Возведенные по проекту зодчего две полукруглые в плане колоннады, украшенные скульптурой, хорошо соответствуют собору Микеланджело, подчеркивают его главенствующую роль. Как архитектор и декоратор Бернини удачно показал себя в гигантских размеров бронзовом кивории в интерьере собора, в парадной Королевской лестнице (“Скала Реджа”), соединяющей собор св. Петра с Ватиканским дворцом.

Своеобразным явлением европейского зодчества стало русское барокко, отличающееся мерной ритмичностью зданий, отсутствием ассиметрии, общим впечатлением величавого и радостного покоя (Зимний дворец, Собор Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, архитектор Варфоломей Растрелли).

Характерными чертами стиля барокко в портретной скульптуре стало стремление понять и выразить прежде всего психическое состояние человека, изображение его деятельности и характера в неразрывном единстве. Особую роль в выражении эмоций в барочной скульптуре играет драпировка. Скульпторы барокко питали особое пристрастие к статуарным группам, где скопление людей, разнообразные развороты их тел создают впечатление неистовства и бесконечного движения.

 

Наиболее ярким скульптором, работающим в стиле барокко, был Лоренцо Бернини (“Давид”, композиция “Экстаз св. Терезы”, портреты кардинала Боргезе, папы Инокентия Х, Людовика ХIV). Характерной чертой скульптурных работ Бернини является их живописность (“Аполлон и Дафна”). Бернини является непревзойденным мастером создания световых эффектов. Он использует рассеянный свет и цветное освещение.

Характерными особенностями живописного барокко является высокий эмоциональный накал произведений, их повышенный динамизм, который достигался использованием ритмичного открытого мазка, контрастом светотени, характером композиции, изобилующей различными ракурсами в изображении людей и животных, в динамике драпировки одежды.

Характерной работой в стиле барокко является роспись потолка церкви Иль Джезу, выполненная Джованни Батистой Гаулли (1639-1709). прорыв из небесного мира к стоящим внизу прихожанам создает потрясающее впечатление исчезновения грани между реальным и иллюзорным пространством.

Среди наиболее ярких живописцев Италии, отразивших некоторые черты барокко, можно отметить Микеланджело да Караваджо (1573-1610). Для большинства его работ раннего периода характерно изображение типичной ситуации, обобщенного образа (“Лютнист”, “Игроки”). В то же время в его произведениях на библейские темы (“Неверие Фомы”, “Призвание апостола Матфея”, “Отсечение головы Иоанна Крестителя”) перед нами на полотнах предстают обыкновенные люди, только отдаленно напоминающие библейских персонажей. При этом художник возвышает ценности простого человека до общечеловеческих. В картине “Успение Марии” простертая фигура Богоматери в окружении апостолов дается без идеализации. Мастер пишет свои работы энергичными мазками, постоянно использует контраст света и тени. Его произведения наполнены светом, который как бы прорывается на полотно, разрушая единство и гармонию композиции и создавая ощущение драматизма, мятущегося движения (“Обращение Савла”). Чтобы подчеркнуть динамизм происходящего и силу эмоций своих героев, Караваджо изображает тела в разнообразных, часто необычных, ракурсах, использует струящуюся драпировку одежды.

Ведущим мастером барокко в Европе и Фландрии был Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Он создал своеобразную школу фламандского барокко, “привил искусству барокко относительную вольность нрава, простодушно-грубоватую чувственность, заставил любоваться натуральным здоровьем и натуральной силой. И все это у него удачно сплавилось с требованиями пышного декора, помпы, восхваления монархов и не вызывало ни малейшего протеста со стороны церкви”.

Первыми значительными произведениями Рубенса были алтарные картины “Водружение креста” и “Снятие с креста(Выделение главных фигур благодаря динамичным ракурсам, освещению, колористическому построению).

Обращаясь к античной мифологии, Рубенс выбирает такие сюжеты, в которых можно выразить бьющее через край движение (поединок, похищение). Для этих работ характерны напряженность и динамика, композиции строятся на асимметрии, на противопоставлении контрастных ц ветовых пятен. Так, в картине “Похищение дочерей Левкипа” фигуры молодых женщин показаны в выразительных ракурсах, они создают сложный линейный и цветовой ритм, передавая высокий накал и драматизм чувств.

Произведения Рубенса зрелого периода совершенны по форме: тональная многослойная живопись, часто по окрашенным грунтам, позволяет художнику донести до зрителя трепетное ощущение жизни. Катрину “Персей и Андромеда” можно считать высшим достижением мастера. Картина строится на сложных цветовых сочетаниях, тонких противопоставлениях теплых и холодных тонов, выверенности ритма. Рубенс был также замечательным портретистом. Он стремился к раскрытию богатого внутреннего мира модели, ее тонких настроений (“Портрет молодой женщины”, “Портрет Елены Фоурмен с детьми”). Художник обращался также к бытовым темам, эпическим пейзажам (“Крестьяне, возвращающиеся с полей”, “Крестьянский танец”).

 

5.2.2. Искусство классицизма. Его родиной стала Франция.

Характерными чертами классицизма стали нравственный пафос, утверждение гражданственных идеалов, культ героического, интерес к вечному и неизменному. В искусстве центральное место занял образ разумного человека, осознающего свой общественный долг. Главным принципом было требование показывать только красивое и возвышенное. Эстетическим и этическим идеалом стала античность Классицизм устанавливал свои канонические правила: равновесие в построении композиции, симметричные формы, ясность и четкость изображения, упрощенный декор с использованием героических мотивов (скрещенные шпаги, знамена, львиные маски, грифоны), цельность характера героев, гармония человека и облагороженной людьми природы (регулярные парки). Для классицизма характерны также мечтательность, идеализация и холодноватая отвлеченность. В интерьере XVIII в. используется мебель удлиненных простых форм, высокие светильники, вместо шелковых обоев – красное дерево. В одежде и прическе – античные мотивы.

Черты классицизма проявились в первую очередь в литературе, где ведущую роль стали играть этические коллизии типизированных героев. Теоретиком классицизма стал поэт Никола Буало. К образцам литературы классицизма относятся трагедии Пьера Корнеля,основанные на драматическом конфликте страсти и долга (“Сид”), прославлении героической воли (“Гораций”, “Цинна”). Критика деспотизма, борьба человеческих страстей, прославление нравственного долга характерны для трагедий Жана Расина “Британник”, “Федра”, “Береника”. Жан Батист Мольер объединил традиции народного театра с достижениями классицизма, создав жанр социально-бытовой комедии, высмеивавшей сословные предрассудки и ограниченность (“Мещанин во дворянстве”, “Тартюф, или Обманщик”, “Скупой”).

Лидером и основоположником стиля классицизма во французской живописи ХVII в. был Никола Пуссен. Его излюбленная тема – античные мифы. Сознательно отказываясь от изображения настоящего, художник тем самым противопоставил идеальное героическое прошлое погрязшей в пороках современности. В своих произведениях Пуссен воплотил стремление к величественному спокойствию, благородной сдержанности, гармонии. Работа “Танкред и Эрминия” является программной как для художника, так и для всего стиля классицизма. Она написана на сюжет поэмы Торквато Тассо “Освобожденный Иерусалим” и рассказывает, как Эрминия, неожиданно полюбив своего противника и врага – Танкреда, отрезает свои волосы, чтобы перевязать его раны. Композиция картины строго уравновешена. Она строится на выверенности масс, на сочетаниях больших цветовых пятен: желтого, синего, красного. Такое построение позволяет Пуссену подчеркнуть поэтически-возвышенный характер изображаемого.

Поздний период творчества художника отличается обращением к глубоким философским и нравственным темам. (картина “Аркадские пастухи”) Изображенные в картине четыре жителя счастливой легендарной страны Аркадии рассматривают надпись на надмогильной плите: “И я был в Аркадии”. Она воспринимается как напоминание о преходящей молодости, красоте, смерти. Изображенные художником фигуры людей похожи на античные статуи. Их уравновешенность, тщательно подобранные детали костюмов и окружения, ровное рассеянное освещение, – все создает настроенность на размышление о вечном. Эта же тема нашла воплощение в классических идеализированных пейзажах, созданных Пуссеном, где природа и ее состояние воспринимаются художником в неразрывной связи с человеком, его судьбой, историей жизни и смерти (“Пейзаж с Геркулесом и Какусом”, “Пейзаж с Полифемом”, “Пейзаж с Орфеем и Эвридикой”, серия картин “Поры года”).

Дальнейшее развитие классической французской живописи связано с деятельностью Клода Лоррена. Он был мастером пейзажа, создавшим лирический и “возвышенный образ природы. К лучшим пейзажам Лоррена относятся “Полдень”, “Вечер”, “Утро”, “Ночь”, в которых ощущение пространства, движения в глубину создается за счет высветления планов, тонко переданных оттенков света и тени. Художник часто вводил в свои пейзажи мотивы легенд и преданий, бытовые сцены.

 

С сер. XVII в. в произведения живописцев, скульпторов, графиков приходит официальность, холодный расчет, стремление впечатлить пышностью и большими размерами.

Новый всплеск классицизма наблюдается в живописи времен Великой Французской революции, когда стал востребован идеал героизма. Наиболее ярко особенности классицизма этого времени проявились в творчестве Жака Луи Давида В самой яркой работе Давида “Смерть Марата” предательски убитый герой революции изображен на месте, где случилась трагедия – в ванной. Такое, казалось бы, прозаическое место действия только подчеркивает трагичность и героичность момента. Почти черный траурный фон картины, простота интерьера, лаконичность складок простыни переводят только что происшедшее из повседневного в вечность.

Архитектура Франции также испытала на себе влияние классицизма. Уже в ансамбле Версаля общее конструктивное решение зданий, их строгая регулярная планировка связана с принципами классицизма. Однако пышный интерьер с зеркалами, резьбой, бюстами, гобеленами, декоративной живописью свидетельствуют о присутствии элементов барокко. Авторами этого грандиозного, построенного поэтапно комплекса зданий были Луи Лево Андре Ленотр, создавший регулярный версальский парк, и Жюль Ардуэн-Мансар

Наиболее высокими художественными качествами определяется парковый фасад главного корпуса. Он разделен на три этажа. Первый, цокольный, более тяжелый в сравнении с другими. Такое впечатление создается за счет использования здесь однотипных оконных проемов с полуциркульными завершениями и кладкой “под руст”. Первый этаж составляет своеобразную основу, на которой возвышается другой этаж – значительно более высокий, с большим количеством архитектурных деталей. Большие оконные проемы, строгие вертикали колонн небольших портиков, пилястры придают ему торжественную сдержанность. Завершает корпус третий этаж, более сдержанный в украшении. В нем использованы только пилястры. На его фоне хорошо читается скульптура, размещенная на аттиках портиков второго этажа. Вместе с декоративным украшением балюстрады и изображениями, завершающими вертикали, созданные входами (первый этаж) и колоннами портиков (второй этаж), это разрушает монотонность всего фасада, делает его гармоничным и величественным. Таким же совершенством отличаются и интерьеры дворца. Они удивляют, ошеломляют пышностью декоративного украшения, богатством стекла, хрусталя, зеркал, ценных пород деревьев, изяществом гобеленов, живописных полотен.

Наиболее крупным представителем классицизма во французской архитектуре ХVIII в. был Жан Анж Габриель. Его зданиям присуща идущая от стиля рококо легкость, грациозность, камерность в соединении с общей классической концепцией построек. Наиболее ярко талант зодчего раскрылся проекте Площади Согласия в Париже. Ее свободное пространство и связь с городом при помощи улиц-скверов были принципиально новыми решениями, ставшими впоследствии основой европейского градостроительства. Не менее привлекательно здание Малого Трианона в Версальском парке. В нем архитектор воплотил новый тип загородного дворца, слитого в единый художественный образ с парком, его естественными пейзажами.

 

В Англии идеи классицизма развивал архитектор Кристофер Рен. В Соборе Святого Павла в Лондоне в очертаниях башен еще чувствуется влияние барокко, но во всем остальном зодчий следует канонам классицизма. Прямые линии здания, размеренность ритма сдвоенных колонн создают ощущение величавого покоя и победы разума над чувством. В проектах Рена не только фасад, но и внутреннее пространство подчиняется спокойному классическому ритму. В интерьере церкви Сент Стивен Уолбрук в Лондоне простота декора, четкая выверенность объемов, мягко падающий сквозь прозрачное стекло рассеянный свет, - все способствует сосредоточенности для личного общения с Богом. Эта особенность английской церковной архитектуры того времени была связана с ведущей ролью протестантизма.

Среди скульпторов, работавших в стиле классицизма выделялся Франсуа Жирардон. Он работал преимущественно для Луврского дворца и парка Версаля. К числу наиболее значительных работ мастера относятся скульптурные группы “Похищение Прозерпины” и “Аполлон и нимфы” для Версальского парка. Жирардон выполнил и несколько монументальных и мемориальных произведений (надгробие Ришелье в церкви Сорбонны, конный памятник Людовику ХIV на Вандомской площади).

Крупные достижения Антуана Куазевокса также связаны с Версалем. Его талант блестяще раскрылся в декоративном убранстве дворца (Зеркальная галерея, Зал Войны), многочисленных портретных изображениях (бюст Людовика ХIV, принца Конде).

В классической скульптуре ХVIII в. наблюдается обращение к строгим и лаконичным решениям, поиск героических образов, воплощение античных идеалов гражданственности.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система источников традиционного африканского права. | Стажировка

Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 149. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия