Прения сторон.
Прения проводятся в соответствии со статьей 292 УПК РФ, но в пределах тех вопросов, которые подлежат разрешению с участием присяжных заседателей. В соответствии с ч. 2 ст. 336 УПК РФ в прениях стороны не вправе касаться обстоятельств, которые рассматриваются после вынесения вердикта. Если участник прений упоминает о таких обстоятельствах, то председательствующий останавливает его и разъясняет присяжным, что указанные обстоятельства не должны быть приняты ими во внимание при вынесении вердикта.
Стороны не вправе ссылаться на недопустимые доказательства или доказательства, которые не были исследованы в судебном заседании, прервать и разъяснить присяжным, что указанные обстоятельства не учитываться ими при вынесении вердикта.
После выступления сторон с репликами подсудимому предоставляется последнее слово в соответствии со ст. 293 УПК РФ.
Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями (ст. 338 УПК РФ).
После окончания судебного следствия с учетом прений сторон судья в письменном виде формулирует вопросы, подлежащие разрешению присяжными заседателями. Выйти за пределы предъявленного обвинения судья не может, поэтому важно в самом начале, принимая дело к производству, оценить полноту предъявленного обвинения и правильность составления обвинительного заключения. В отсутствии коллегии присяжных вопросы оглашаются и передаются сторонам. Стороны высказывают свои замечания по вопросам и вносят предложения о постановке новых вопросов. Судья обязан предоставить сторонам время для ознакомления с вопросами, формулирования замечаний и вопросов.
Около 80% приговоров по делам, рассмотренным с участием присяжных заседателей, отменяется из-за ошибок в вопросном листе.
Судья не вправе отказать подсудимому и его защитнику в постановке вопросов о наличии фактических обстоятельств, исключающих ответственность подсудимого или влекущих его ответственность за менее тяжкое преступление. Такое нарушение может повлечь в последующем отмену обвинительного приговора.
По каждому деянию, в совершении которого обвиняется подсудимый, ставятся три основных вопроса: доказано ли, что имело место деяние; доказано и, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении деяния. Можно соединить три вопроса в один. При идеальной совокупности преступлений вопросы ставятся один раз, поскольку присяжные устанавливают фактические обстоятельства, а не юридическую их оценку.
Недопустима постановка вопросов с использованием юридических терминов (убийство, разбой, изнасилование и т.п.). Не могут ставиться вопросы, ответы на которые требуют догадок и предположений.
Если речь идет о покушении на преступление, судья должен в доступных для присяжных формулировках поставить вопрос о причинах, по которым преступление не было доведено до конца. При этом вопрос должен содержать описание фактических обстоятельств (сломалось лезвие ножа, была своевременно оказана медицинская помощь и т.п.), а не просто ссылку на таковые.
При постановке частных вопросов, позволяющих установить виновность лица в менее тяжком преступлении, необходимо, чтобы при этом не ухудшалось положение подсудимого, не нарушалось его право на защиту, не ставился вопрос о виновности другого лица.
После обсуждения вопросного листа и замечаний на него судья удаляется в совещательную комнату, где окончательно формулирует вопросы и подписывает вопросный лист. Недопустимо включать в вопросный лист вопросы, которые не были предметом обсуждения.
Вопросный лист оглашается в присутствии присяжных заседателей и передается старшине присяжных. Перед удалением в совещательную комнату присяжные вправе получить от председательствующего разъяснения по возникшим у них неясностям по поставленным вопросам, не касаясь ответов на эти вопросы.
|