Студопедия — Маша П 41. Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях "Облака" и "Лягушки"
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Маша П 41. Борьба Аристофана с разрушителями полисной идеологии в комедиях "Облака" и "Лягушки"






Краткое содержание комедии “Облака”: Стрепсиад – простой земледелец, который еле сводит концы с концами из-за поведения его сына. Сына зовут Фидиппид, и все отцовские деньги он тратит на участие в скачках и на покупку лошадей. Стрепсиад во всем винит покойную мать: он хотел назвать сына “Фидонид”, т.е. “бережливый”, не матери нужно было, чтобы имя было связано с лошадями (окончание “ипп”). Так и получилось это бессмысленное имя – Фидиппид. Стрепсиад заводит с сыном серьезный разговор: нужно учиться мудрости (для защиты своих прав в суде нужно было знать софистику), потому что иначе они совсем разорятся. Для этого он предлагает ему идти в обучение к Сократу, “мыслильня” которого расположена недалеко от дома Стрепсиада. Сын не хочет туда идти, потому что считает Сократа и всех софистов бездельниками и бахвалами. Тогда Стрепсиад, желая научиться защищаться от кредиторов в суде решает сам пойти к Сократу в обучение. Вначале у порога дома Сократа его встречает ученик Сократа. Уже он блещет полученными познаниями и поражает Стрепсиада своей мудростью (он также рассказывает со всей серьезностью случай, что однажды Сократ не смог закончить свои наблюдения над звездами, потому что ему с крыши “в рот наклала ящерка”). Наконец, Стрепсиада приводят к мудрецу Сократу. Сократ, чтобы мысли “не притягивало к земле”, висит в небесах в гамаке и “паря в пространствах, мыслит о судьбе светил”. После краткой беседы Сократ решает взять его в ученики, перед этом совершив обряд посвящения: на Стрепсиада надевают венок и обсыпают его горсткой муки (чтобы он стал в речах “тертым”, как мука). После призывной молитвы к Сократу спускаются богини, в которых он верит – хор Облаков. Стрепсиад в полном восторге, но он считает главным богом Зевса. Сократ объясняет ему, что Зевса нет, а всем управляет Вихрь, который дует на облака, а они посылают дождь, мечут громы и молнии. Поверив этому, Стрепсиад начинает обучение. Ничего у него не получается: он стар и глуп, не понимает, что такое “трехмерный” и “четырехмерный” размер, чем отличается мужской род от женского (“фазан” и “фазыня”, “корзина” и “корзан”), размышлять он не может, потому что в его одеяло заползли клопы и кусают его. В общем, Стрепсиад быстро понимает, что ему здесь делать нечего, а надо заставить заниматься этим сына. Он уговаривает сына: рассказывает о тех премудростях, которым его научили (но сын считает их глупостью и ерундой), напоминает ему, сколько денег на него истратил, и сын соглашается, но напоминает, что отец об этом пожалеет. В четвертом эписодии происходит спор Правды (олицетворение справедливости) и Кривды (олицетворение софистской мудрости). Они пытаются переманить на свою сторону Фидиппида. В речах оказывается более искусной Кривда. Побеждает Кривда, потому что говорит юноше, что в школе Сократа он будет жить припеваючи, так как скромные и честные люди теперь не в почете в Афинах. Фидиппид заходит в дом Сократа. Проходит время, и Фидиппид возвращается к отцу из обучения. Он тощий, желтый и бледный. Они идут в дом. Радостный Стрепсиад прогоняет пришедших кредиторов Пассия и Аминия. И тут случается ужасное: Стрепсиад просит сына спеть ему что-нибудь, а тот начинает цитировать Еврипида, которого Стрепсиад терпеть не может. Он набрасывается на сына и бьет его, но сын сильнее и поколотил его. Стрепсиад в ужасе. Но тут сын, воспользовавшись приемами софистов, доказывает ему, что дети вправе бить своих отцов. Стрепсиад понимает, какую глупость он совершил, отдав сына в обучение Сократу, и решает хоть как-то насолить мудрецу. Он идет и поджигает дом. Когда Сократ застает его с огнем в руках на крыше его дома и в ужасе спрашивает, в чем дело, Стрепсиад отвечает: “Паря в пространствах, мыслю о судьбе светил”. Комедия заканчивается сожжением дома Сократа.

Краткое содержание комедии “Лягушки”: Дионис, бог театра, вместе со своим рабом Ксанфием приходит к храму Геракла. Он стучится к нему в дверь. Геракл, со свойственной ему вспыльчивостью, отворяет дверь. Дионис, одетый в львиную шкуру, пугается Геракла и прячется за Ксанфия. Геракл, увидеть его, начинает раскатисто хохотать: “На женской рубашонке шкура львиная!” (женская рубашонка – обычный наряд изнеженного, женоподобного Диониса). Он рассказывает Гераклу о том, что перечитал трагедию Еврипида “Андромеда” (поставлена в 412 г. до н.э., за семь лет до постановки “Лягушек”.Произвела сильное впечатление на зрителей). И ему страшно захотелось увидеть Еврипида, потому что Дионис “ищет поэта настоящего”, а все остальные поэты современности – “пустые болтунишки, мразь, сороки бестолковые”. Но Еврипид умер, и чтобы он снова творил, нужно забрать его на землю. Тогда Дионис решается отправиться к Аиду. Но как это сделать? Знает только Геракл, который туда ходил за Кербером. Геракл перечисляет способы: петля, цикута, броситься со столпа. Но Дионису все способы не нравятся. И он предлагает последнее средство – есть озеро, где сидит паромщик, седой старик, который переправит его за два гроша в царство Аида. Там он увидит змей и чудищ. Ксанфий боится идти в преисподнюю и просит Диониса найти себе кого-нибудь из мертвых в сопровождающие. Мимо проходит похоронное шествие. Дионис спрашивает мертвеца, не поможет ли он донести поклажу до Аида. Но тот требует две драхмы, а Дионис не готов столько платить. Приходится Ксанфию остаться. У озера Харон объявляет, что не перевозит рабов, если только они не воевали на море. Но Ксанфий не воевал, и ему приходится оббегать озеро кругом. Диониса сажают на весла, и он гребет в такт хору лягушек, которые как раз появляются. Наконец, приплывает он в царство Аида, где уже находит Ксанфия. Он спрашивает: “Видел ли ты лжесвидетелей, отцеубийц и взяточников?” Ксанфий говорит, что видел. Дионис говорит: “А я и сейчас вижу”, и показывает на зрителей. По дороге к Аиду они встречают оборотня Эмпусу. Дионис, испугавшись, полностью нарушает законы сценического действия, устремляется в зрительный зал к креслу жреца Диониса и умоляет его защитить своего бога. Но Эмпуса исчезает, и они продолжают путь. Они видят элевсинские мистерии, где славят Иакха. Хор из двадцати четырех мистов. У ворот дворца Аида они встречают Эака – грозного судью преисподней. Но комедии он выступает в качестве привратника-раба. Он не узнает Диониса и думает, что это Геракл. Хочет позвать чудовищ на расправу, потому что Геракл украл Кербера. Дионис боится и умоляет Ксанфия поменяться с ним одеждой, чтобы Эак не выместил на нем свою злобу. Так они и делают. Но в следующий раз из ворот выходит служанка, которая говорит, что Гераклу приготовлен прием от Персефоны: еда, танцовщицы, вино. Они переодеваются обратно. Тут на сцену выбегают две яростных торговки, которые принимают Диониса за Геракла, а тот у них сожрал их товар и не заплатил, а потом прикинулся помешанным (в трагедиях Геракл часто изображался безумцем, это пародирование). Они хотят его побить. Для помощи решают позвать Клеона и в бешенстве убегают. Дионис просит раба снова переодеться. В этот момент прибегает Эак со слугами, начинается драка. Дионис злорадствует. Но Ксанфий, которого схватили и хотят побить, делает предложение:”Вот мой раб [Дионис], возьми у него показания под пыткой. Если на меня укажет, то тогда казни меня”. Эак соглашается, но Дионис заявляет, что он бог. Ксанфий парирует: “Если ты бог, то боли не почувствуешь”. Дионис говорит: “Ты тоже считаешь себя богом [Гераклом], надо и тебя проверить”. Эак решает выпороть обоих. Во время порки каждый из них вскрикивает под ударами, но искусно делает вид, что их что-то волнует или поражает, а не от боли. Эак, которого перехитрили, уходит прочь. Ксанфий и Дионис входят в дом. В четвертом эписодии Ксанфий и Эак беседуют о своих хозяевах, и Ксанфий ни во что не ставит Диониса. Эак ему рассказывает, что наглец Еврипид занял место Эсхила (трон). В пятом эписодии Дионис судит спор Еврипида и Эсхила, кто из них лучше. Начинается агон, во время которого Еврипид и Эсхил по очереди обвиняют друг друга. Еврипид критикует древнейшую форму трагедии (Эсхил такие и писал), в которой выступает только один актер. Главная же роль принадлежит хору. Он издевается над возвышенно-мифологическим, героическим стилем Эсхила и его пристрастием к метафорам из области войны и вооружения. Он высмеивает и упоминания в трагедиях Эсхила грифонов, характерных для восточного искусства. Затем Еврипид хвалится: у него в трагедиях у всех ролей есть слова: и у царей, и у слуг – реалистические бытовые персонажи. Он утверждает, что научил людей красноречию. После этой речи выступает Эсхил. Он критикует Еврипида за то, что при нем греки стали слабыми, безнравственными, стали водиться с ворами. Он утверждает, что нарисовал в трагедиях героев, образцы для подражания (“Семеро против Фив”). Он обвиняет Еврипида в безнравственности его трегедий – на сцене “потаскушка” Федра. Эсхил считает, что такие вещи недостойно описывать в трагедиях. Его раздражает, что цари у Еврипида всегда одеты в лохмотья. Дальше они по очереди придираются друг к другу о стихах. Эсхил очень талантливо доказывает, что все прологи Еврипида похожи друг на друга и их можно продолжить фразой “потерял бутылочку”. После долгих споров Дионис решает: стихи обоих авторов надо положить на весы. Чьи будут весить больше, тот и лучше. Оказывается, что стихи Эсхила весят больше. Дионис убеждается, что Эсхил лучше, и забирает его на землю. А место на Роне достается Софоклу, так как он второй после Эсхила. На этом комедия заканчивается.

Собственно, ответ на вопрос. В Древней Греции первый официальный комический агон провели еще в 486 году до н.э. С того времени на празднике великих Дионисий, а затем на Ленеях выступали три, а затем пять поэтов, предлагая каждый по одной комедии.

Подобно трагедии, комедия была изначально связана с хором, песни и пляски которого отличались безудержно веселым и непристойным характером. Далее к хору присоединялись актеры, вступавшие с хором в хор и потасовку (агон). Подобную потасовку можно увидеть в комедии Аристофана “Лисистрата”, где афинские старики и женщины начинают драку. Древнеаттическая комедия по своему характеру всегда была публицистична и выражала интересы большинства. В литературной комедии тема спора была всегда связана с актуальными социально-политическими событиями, но по своему происхождению агон – рудимент фольклорной комической игры, входившей в обрядовый ритуал праздников плодородия, где изображалась борьба весны с зимой, молодого года со старым, представителей одного пола с другим и т.д.

Аристофан родился в 445 году до н.э. Это было время расцвета Афин – время правления Перикла, расцвет литературы, искусства, философии, красноречия. Однако в обществе существовали и серьезные проблемы, решение которых и пытался найти Аристофан в своих комедиях.

Комедия “Облака” была поставлена в 423 году до н.э. и заняла последнее место. Она не пользовалась большой популярностью, и Аристофан, судя по всему, хотел переписать некоторые части своего произведения, о чем свидетельствует ненужный агон, где спорят Правда и Кривда. Свою редакционную работу он не завершил. Тем не менее спор Правды и Кривды имеет очень большое значение для комедии, т.к. символизирует борьбу старых полисных идей с новыми, софистическими.

Аристофан поставил комедию в самый разгар Пелопонесской войны (Афины и Спарта 431-404), завершившейся полным разгромом Афин и потерей влияния в Греции.

Комедии, как жанру крестьянскому, было присуще выражать интересы крестьянского населения. Именно по сельским землевладельцам война нанесла наибольший удар. По плану Перикла, жители Аттики должны были отдать на разграбление спартанцам всю землю, в то время как афинский флот разорял окрестности полуострова Пелопоннес. Тактика плодов не принесла, а крестьяне были разорены набегами спартанцев. В то же время сильно разбогатели продавцы оружия и других предметов, необходимых для войны. С самого начала войны в результате между различными социальными силами начались конфликты. Землевладельцы, которых война разоряла, стремились к окончанию военных действий, а ремесленники хотели войны до победного конца, потому что им она была выгодна. Для принятия решений все жители Аттики участвовали в народном собрании. Выступавшие на собраниях были опытные ораторы, которые выдвигали и одинаково доказательно обосновывали нужные им идеи. В результате крестьяне запутывались и понимали, что их в любом случае обманут. Это приводило к недоверию к речистым лидерам демократии – демагогам. Отсюда и открытая враждебность по отношению к искусству убеждать – риторике, и ее носителям – разным философам, сливавшимся в сознании человека в образ злобного софиста. Еще причиной ненависти к софистам было то, что они за обучение брали плату, а это простым людям казалось безнравственным. Обучение у софистов могли себе позволить только юноши из богатых семей – элитарное образование, и, как следствие, непонимание софистики большинством людей.

Аристофан не раз сокрушался по поводу падения нравов в Афинах и связывал политические неурядицы с моральным обликом общественных деятелей и правителей Афин. Комедия озаглавлена по хору, образ которого сложен и фантастичен. В начале облака изображают парение высокой поэтической мысли, в дальнейшем либо изображают новых богов, либо воплощают заумные идеи последних. В конце комедии хор облаков поет от имени вечных олимпийских богов.

Ученые долго спорили, соответствует ли образ Сократа настоящему мыслителю. Но они пришли к выводу, что Аристофан никогда не изображал реальных исторических персонажей. В его комедии Сократ, так же как и Клеон в комедии “Всадники”, является лишь комической маской (актер даже надевал маску Сократа), то есть это обобщенный образ “мудреца”, сложившийся в сознании народа.

Каков же этот мудрец? Это старый, худой, желтокожий, крайне непривлекательный человек, который отрицает существование богов (Сократ в комедии признает только существование облаков-богинь, которых изображает хор женщин), требует деньги за свое обучение и учит людей кривдой побеждать правду в суде. Осмеянию подвергается и изучение Сократом небесных светил – ему во время наблюдений “с крыши в рот наклала ящерка”. Высмеивается и манера Сократа объяснять явления абстрактные явлениями бытовыми. Например,

Сила земная

Притягивает влагу размышления.

Не то же ли случается с капустою?

Высмеиваются и изыскания софистов в области науки о языке. Исследованию их подвергалось содержание грамматических категорий: падежей, числа, рода. Но простое население такими вещами не интересовалось. Измученные войной, крестьяне считали софистов и ученых шарлатанами, бездельниками, которые даром получают деньги за то, что говорят умные слова и обманывают простых людей. Чему может научить такой человек? Только неправде. И действительно, после обучения у Сократа сын Стрепсиада Фидиппид перестает уважать своего отца, бьет его, считая, что раз можно бить провинившегося ребенка, то по пословице “Старик – вдвойне ребенок” можно бить и отца. Конфликт разрешается тем, что Стрепсиад идет и сжигает дом Сократа, чтобы хоть как-то отомстить ему.

Таким образом, Аристофан в “Облаках” подверг осмеянию всю новую науку, не делая различия между ее натурфилософскими, грамматическими и этическими течениями. Степень зловредности новых учений в “Облаках” измеряется глубиной нравственного ущерба, который они наносят воспитанию гражданина, отрывая его от заветов традиционной морали. Об этом говорит и Правда в споре с Кривдой.

Комедия “Лягушки” была поставлена автором в 405 г. до н.э. и удостоена первой награды на празднике Леней. “Лягушки” встретили столь восторженный прием, что их поставили вторично в том же году.

В то время, когда создавалась комедия, в Афинах произошли крупные исторические события. В мае 411 г. олигархи захватили власть в стране и ограничили число полноправных граждан пятью тысячами человек. Но уже осенью того же года демократическая конституция была восстановлена и главари заговора (Писандр, Фриних) устранены. С большим трудом афиняне восстановили флот, который одержал ряд побед над спартанцами в 406 году. Людские резервы были настолько истощены, что на военную службу пришлось призвать рабов. Не случайно Харон говорит Ксанфию, что перевозит только тех рабов, которые воевали на море.

В комедии отражены актуальные вопросы литературной критики и определения роли искусства в жизни общества. Непосредственным поводом для сочинения этой комедии явилось известие о смерти Еврипида, полученное в Афинах годом раньше. Во время репетиции умер Софокл. У трагиков не оказалось достойных продолжателей, и дальнейшая судьба трагедии волновала всех, так как великие Дионисии нельзя было представить без трагического агона.

Итак, отражены две важные идеи. Первая – призыв к афинскому народу лечить тяжелые раны государства, полученные во время войны, забыть прежние политические разногласия. Эту идею высказал хор в первой части комедии, где Дионис переправляется через озеро вместе с перевозчиком Хароном. Вторая идея была в споре двух лучших мастеров трагедии о задачах драматической поэзии. Это и есть основная часть пьесы. Цель искусства и для Еврипида, и для Эсхила бесспорна: “разумней и лучше сделать граждан родимой страны”. Но Эсхил считает, что для этого нужно воспитывать граждан сильными духом и храбрыми, внушать им возвышенные мысли и обращаться к ним только в величавых речах. Еврипид полагает, что люди станут лучше тогда, когда поэты раскроют перед ними правду жизни, о которой нужно говорить простым человеческим голосом. Эсхил же считает, что житейской правдой прикрываются низменные побуждения людей, недостойные внимания поэтов. Он видит в трагедиях Еврипида развращающее влияние. Не случайно в своих произведениях Еврипид использовал приемы софистов, недоверие к которым уже выразилось в комедии “Облака”. Таким образом, автор в этом произведении продолжает борьбу с новой идеологией, утверждая ценности старого времени. На землю Дионис забирает не Еврипида, как он хотел в начале комедии, а Эсхила.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 711. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия