Студопедия — Античные писатели о Гомере
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Античные писатели о Гомере






Платон жил во времена, когда мифология трансформировалась и отделилась от жизни людей, с которой раньше была неразделима. Боги стали идеализироваться и поэтому гомеровское описание порочных, очеловеченных богов шло наперекор морали того времени. (V-IV вв до н.э.).

Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял Гомера (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.

Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, — это символ; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космического движение богов и душ вообще и т. д.

x Ксенофан Колофонский – древнегреческий философ и поэт, считается основателем элейской школы. Жил он на рубеже VI и V вв. до н.э. (годы жизни в точности неизвестны).

Тоже критиковал Гомера. Почти атеист. Ксенофан – автор многих элегий, в которых он осмеивал культ физической силы, выступал против роскоши и пьянства, проводил орфические мотивы переселения душ. В пародийных "Силлах" Ксенофан дал свою знаменитую критику антропоморфизма. Это произведение можно считать первой сознательной попыткой опровержения мифологии. "Но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать произведения [искусства] подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же – похожими на быков и придавали бы [им] тела такого рода, каков телесный образ у них самих [каждый по-своему]". А обе поэмы, как и все творчество того времени, пронизаны атнопоморфностью богов (если кто не в курсе – очеловечиванием).

Произведения Ксенофана имеют философски-критическую направленность (А22.25). Он мыслит бытие вполне материально: "Из земли все [возникло] и в землю все обратится в конце концов". Поэтому Гомер по сравнению с его философствованиями выглядит сказочником.

Ученик Платона, Аристотель совершенно по-другому относился к Гомеру.

Гомер – безусловно любимейший и совершеннейший поэт мирового значения для Аристотеля. Гомер для Аристотеля существует в литературе как бы вне времени. Особенно Аристотель хвалит Гомера за мудрость, и даже за "точную" мудрость. Аристотель преклоняется перед величием и мудростью Гомера, ссылается на него как на безоговорочный источник информации. Но изучает Аристотель Гомера больше не научным, а интуитивно-чувственным способом.

Итого:

Аристотель:

· Обожествляет, идеализирует Гомера, преклоняется перед ним

· Восхищается им как поэтом (т.е. поэтич. чутьё и худ. приемы)

· Восхищается как философом

· Примерами из Гомера подтверждает собственные суждения

Платон:

· Не принимает его в свое идеальное гос-ство

· Осуждает за неуважение к богам

· Осуждает за натурализм

Ксенофан:

· Гомер сказочник

· Описывает красивую жизнь с роскошью и богатырями

· Гомер говорит о прямом влиянии богов, существование которых сам К. ставит под сомнение, на ход битвы


21. Дидактическая поэзия как жанр от Гесиода до Лукреция
.

Дидактическая поэзия - вид поэтич. творчества, имеющий целью поучать, доказывать полезность какого-л. предмета в стихотворной форме. Первые образцы Д. поэзии у древних греков - Гесиод (поэма его «Труды и дни») и др. философы, математики, астрономы, излагавшие свои труды стихами. У римлян - Вергилия «Георгики», Горация «Ars poetica» и друг.

 

Основными размерами были первоначально дактилический гекзаметр, позднее элегический дистих. К другим образцам дидактической поэзии следует отнести произведения Гесиода (7-8 вв до н.э.) «Теогония» — эпическую поэму об истории происхождения мира и богов — и «Труды и дни» — поэтическое повествование о земледелии, содержащее значительный дидактический элемент. В 6 в. до н. э. появились дидактические стихотворения Фокилида и Феогнида; такие философы, как Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, излагали в поэтической форме свои учения. В 5 в. не поэзия, а проза заняла ведущее место в дидактической литературе. Новый подъем дидактической поэзии начался в период эллинизма, когда показалось заманчивым применить художественную форму для изложения научных идей. Выбор материала определялся не столько глубиной познаний автора в той или иной области знания, сколько его стремлением рассказать как можно подробнее о малоизученных проблемах: Арат (дидактическая поэма «Явления», содержащая сведения об астрономии), Никандр (2 дидактических стихотворения о средствах против ядов). Примерами дидактической поэзии являются поэмы о строении земли Дионисия Периегета, о рыбной ловле — Оппиана, об астрологии — Дорофея Сидонского. Еще до знакомства с греческой дидактической поэзией у римлян существовали собственные дидактические произведения (например, трактаты по сельскому хозяйству), однако на них рано оказали влияние художественные средства греческой дидактической поэзии. Появились латинские переводы эллинистических авторов (Энний, Цицерон). Наиболее крупными оригинальными произведениями являются философская поэма Лукреция Кара «О природе вещей», представляющая собой изложение материалистического учения Эпикура, и эпическая поэма Вергилия «Георгики», в которой он, учитывая бедственное состояние сельского хозяйства Италии вследствие гражданской войны, поэтизирует крестьянский уклад жизни и восхваляет труд земледельца. По образцу эллинистической поэзии написаны поэма Овидия «Фасты» — поэтический рассказ о старинных обрядах и сказаниях, вошедших в римский календарь, — и его вариации на эротическую тему, содержащие элемент дидактики. Дидактическая поэзия использовалась также для распространения христианского вероучения: Коммодиан («Наставления язычникам и христианам»). Жанр дидактической поэзии существовал вплоть до нового времени. В Византии для лучшего запоминания многие учебные пособия были написаны в стихотворной форме.

 

В дидактическом эпосе отражается новый этап развития общества. На смену героическому эпосу, который отражает племенные отношения, приходят произведения, свойственные для предгосударственного этапа развития социума, когда община разлагается, появляется имущественное неравенство.

 

Гесиод впервые в истории европейской лит-ры рассказывает свою биографию.

Родился в Беотии. это сельскохозяйственная часть Греции. Самые плодородные почвы. Беотия – место, где живут простаки, так считали все греки. Отец Гесиода – купец. Брат – Перс (имя такое), хитрый, мелочный. Он подкупает судей и отнимает у Гесиода землю, которую отец по наследству передал ему. Но Перс оказался умён только в аферистских делах. Он не умел обращаться с землёй и в короткий срок промотал всё наследство. И тогда он обратился к Гесиоду за помощью. Гесиод, само собой злорадствует, и пишет огромную поэму, дабы унизить брата и показать ему, как нормальные люди обращаются с наследством. Поэма написана в поучительном тоне.

 

Поэма эта - образец

дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема (1 - 380) построена на проповеди правды, со вставкой эпизодов о Прометее и о пяти веках. Гесиод говорит об обязанности сильных уважать правду: тут - апофеоз труда и справедливости. Вторая, основная тема (380 - 764) посвящена полевым работам, земледельческим орудиям, скоту, одежде, пище и пр. Вся поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими перед нами образ крестьянина, скопидома в душе, знающего, как и когда можно выгодно устроить свои хозяйственные дела, сметливого, дальновидного, расчетливого, которого трудно пронести.

Обличение социального неравенства, возведение идеи справедливости в высший этический принцип, воспевание труда как основы жизни». Стиль Гесиода - противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского стиля.

Гесиод не жалеет красок для обрисовки человеческого падения, которое происходит в железный век. Здесь все друг другу чужие: дети родителям, брат брату, хозяин гостю, товарищ товарищу. Здесь все построено на наживе и насилии, и сам Гесиод предпочитал бы не жить в этом веке.

По стилю обе главные поэмы Гесиода - эпос со всеми его отличительными чертами (гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект). Однако эпос здесь не героический, но дидактический: ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических повествований, а язык обнаруживает и всякого рода простонародные элементы, традиционные формулы оракулов и вполне прозаическую мораль.

ПРИМЕР ДИДИКТИЧЕСКОЙ ЛИРИКИ: ФЕОГНИД

БИОГРАФИЯ

 

ФЕОГНИД (Theognis или Theugnis), из Мегары, VI в. до н.э., греческий поэт. Под именем Феогнида сохранился сборник элегий, насчитывающий примерно 1400 стихов. Заклятый враг демократии, Феогнид вынужден был покинуть Мегару и удалиться в изгнание.

Сборник, сохранившийся под именем Феогнида, открывают три обращения: к Аполлону, Артемиде, Музам и Харитам — богиням красоты. До сих пор не удалось ни выявить композиционные принципы сборника, ни разделить его на отдельные элегии. Наиболее отчетливо прослеживается цикл элегий, адресованных молодому аристократу Кирну. Феогнид излагает ему унаследованный от предков моральный кодекс аристократа, верного идеалам своего класса. В основе кодекса лежит деление всех людей согласно их происхождению на «хороших, благородных», то есть аристократов, и «злых, подлых», к которым относятся все остальные.

Для Феогнида характерны страстная полемичность, необычайное раздражение и презрение к людям. До нас дошло около 1400 стихов, разделяемых на две неравные части: 1280 стихов – наставления любимцу Феогнида, Кирну, и около 150 стихов – любовная элегия.

Четкая антидемократическая идеология Феогнида, его неумолимая последовательность в политических выводах, продуманность и прочувствованность всех последствий гибели аристократии – все это заставляет относить Феогнидовский сборник уже не к VII и не к VI вв., но по крайней мере к V в. до н.э.

 

РИМСКАЯ ДИДАКТИКА: ЛУКРЕЦИЙ

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 95–55 до н.э.) – римский поэт и философ, последователь Эпикура.

Лукреций является одним из первопроходцев в области латинского стихосложения. Он перенял и развил латинский гекзаметр эпического поэта Энния (239–169 до н.э., ср. I 117–119), у него же заимствовал некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии.

Цицерон, в письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., упоминает его поэму О природе и признает в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство». Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия. История безумия и самоубийства Лукреция легла в основу поэмы Теннисона Лукреций (Lucretius, 1868).

Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура (ок. 340–270 до н.э.).

В шести книгах поэмы Лукреций последовательно освещает космологические воззрения, в т.ч. учение об атомах и пустоте как первоначалах, о спонтанном отклонении атома, концепцию множественности миров, опровергает идеи провидения и участия богов в создании Вселенной, критикует представления о бессмертии души и переселении душ и называет страх перед смертью ничтожным.

Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.


22. Отражение распада родовой общины и формирование нравственных норм в поэме Гесиода "Работы и дни"
;.

Принципиальная ее новизна состояла, однако, в том, что гомеровский гексаметр, предназначенный для воспевания героических подвигов эпических героев, здесь был с соответствующими модификациями приспособлен для воспеваний честного труда и наставлений по земледелию.

Социальная обстановка в Беотии была в это время мрачной. «Лучшие», «вожди», то есть бывшие племенные вожди, которые в эпоху межплеменных и всяких прочих войн в самом деле должны были показывать соотечественникам примеры доблести в бою, составили теперь привилегированную прослойку общества и, не имея сил для набегов на чужие земли, прибирали к рукам имущество своих сограждан – у кого за долги, у кого по суду, у кого силой. Отстоять свою самостоятельность было в таких условиях еще одной задачей Гесиода.

1)Труды и дни дидактический эпос, адресованный Персу.

2)Свободная цепная композиция

3)Гесиод выступает в своей поэме как человек-повествователь, который рассказывает сам о себе и стремится донести до других людей, а прежде всего до своего брата, собственные взгляды.

4)Нужно вступить на путь честного труда на родной земле, а не вести процесс и давать взятки судейским.

5)О неправедных царях-судьях написана первая в европейской литературе басня о животных (ястреб и соловей). Она иллюстрирует жестокую власть могущественных над талантливым, но слабым поэтом, но он говорит, что поэт должен и работать – заниматься земледелием. Эти поучения дополняет календарь земледельческих работ.

Гесиод описывает жизнь, как столкновение. По его словам, «злом переполнена земля». Это не гомеровское честное соревнование (вспомним игры после похорон Патрокла), не честная битва. Это именно мелочная, междоусобная распря. «Тысячи несчастных кругом». Мир раскололся не на сильных и слабых, как это у Гомера, а на богатых и бедных. Т.е. дело уже не в покровительстве богов, а в том сколько у тебя денег. Свой век Гесиод называет «железным» - это век раздора, когда старые ценности рухнули. Нет былого закона, семейные и дружеские узы значат всё меньше.

Он за мирную жизнь. Он за добродетель. Труд, а не война – залог успеха. Труд несет спокойствие, здоровье, достоинство. Гесиод защищает простолюдина, бедняка, простого крестьянина. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Это делает образ его мыслей в значительной мере патриархальным, неповоротливым и слишком расчетливым, практическим. Поэтому его классовый антагонизм с царями и судьями, "пожирателями даров", в сущности говоря, есть явление временное и в значительной мере для самого Гесиода случайное. На почве предпринимательской ему будет нетрудно договориться с аристократами, в особенности, когда эти последние сами начнут втягиваться в растущую денежную и торгово-предпринимательскую культуру.


23. Особенности древнегреческой элегии VII - VI вв. до н. э. на примерах
Тиртея и Мимнерма
.

Тиртей - элегический певец военной доблести спартанцев.

1)"Благоустройство" (ευνομία), наиболее прославленная элегия Т. - прославляла законность и благоустройство, воззвание к патриотизму и мужеству всего спартанского народа во имя благ, неразлучных с царством закона и порядка. 2)Другие элегии Т. известны под именем "Увещаний" (υποθηκαί), как назывались и некоторые из Солоновских стихотворений. Основной мотив двух "увещаний" - противопоставление героя и труса, превознесение одного и беспощадное осуждение другого. В элегиях Т. слышится звон оружия, смятение битвы, но вместе с тем и уверенность в победе, если воины последуют внушению поэта.

3)Защищать родную землю, родных детей и старцев - вот обязанность гражданина в военное время. Благодаря этому "увещания" Т. получают общее значение гражданских песен на случай войны.

Тиртей писал "воинственные элегии" и "эмбатерии" - маршевые песни, исполненные высокого гражданского чувства.

 

МИМНЕРМ (расцвет между 650 и 600 до н.э.), греческий поэт и музыкант, возможно, уроженец города Колофон в Малой Азии.

1)Мимнерм использовал элегию для того, чтобы передавать радости и разочарования любви, излагать свои меланхолические взгляды по поводу краткости юности и горестей старости.

2)является первым известным нам представителем типичной для Греции так называемой объективной любовной элегии, то есть такой, в которой поэт рассказывает о любовных переживаниях героев мифа или местных преданий, опосредованно выражая и свои собственные чувства (вместо того чтобы говорить от своего лица, как это делается в субъективной элегии).

3) смысл и ценность жизни он видит только в молодости и пользовании ее благами, прекраснейшее из которых — любовь.

4)Произведения Мимнерма отличались музыкальностью стиха, искренними и живыми чувствами, яркой образностью. В эллинистическую эпоху творчество Мимнерма было разделено на 2 книги. Одна из них получила название Нанно (Nanno), по имени флейтистки, возлюбленной поэта.

5)Мимнерм был создателем нарративной (повествовательной) элегии

Мораль сей басни: Тиртей воспевал войну, битвы, героизм. Мимнерм – любовь, жизнь. Тиртей – поэт-воин. он за ОБЩЕСТВЕННЫЙ идеал. Мимнерм – поэт-философ, его стихи затрагивают проблемы ЛИЧНОСТИ. Стихи Мимнерма – индивидуалистичные, он говорит о внутреннем мире.


24. Социально-политическая элегия Солона и Феогнида
.

Солон (VII – VI вв. до н.э.), будучи не только поэтом, но и политическим деятелем видит смысл своего поэтического творчества в воздействии на граждан.

1)В своих наставительных элегиях автор призывает к честному труду, стремлению к добродетели.

2)в произведениях Солона одно из ведущих мест занимают

политические мотивы.

 

3)Закон возмездия принимает теперь более нравственный и вместе с тем более объективный характер, независимый от зависти бессмертных.

 

4)Жажда денег и безрассудство ведут к обратным последствиям, граждане становятся рабами тиранов. «Если вы в силу слабости испытали худшее, не возлагайте за это вину на богов. Вы сами подняли этих людей, вручив им власть, и тем самым осудили себя на постыднейшую зависимость».

 

5)Слишком сильные люди — источник опасности для государства.

Феогнид (поэт-аристократ, участник политической борьбы, живший в VI в. до н.э.), как и Солон, был

автором нравоучительных политических элегий.

1)культ родовой доблести, ненависть к победоносной "черни", зависть к

новоиспеченным богачам, в руках которых оказалась власть

2)До наш дошел большой сборник элегий Феогнида (около 1400 стихов),

основная часть которых – наставления любимцу поэта, мальчику Кирну. Он

старается развить в Кирне осторожность и недоверие к людям.

3)для Феогнида характерны страстная полемичность, необычайное раздражение и презрение к людям.

4)До нас дошло около 1400 стихов, разделяемых на две неравные части: 1280 стихов - наставления любимцу Феогнида, Кирну, и около 150 стихов - любовная элегия.

5)Это - проповедник насилия и жестокости, даже ненависти ко всем этим "грузчикам" и "корабельной черни". Он хочет "крепкой пятой придавить неразумную чернь, пригнуть ее под ярмо". Однако и к "благородным" он относится не лучше. "Благородные" погрязли в жадности и денежном фетишизме

6)Для себя он оставляет честь, золотую середину, почитание богов и Правды.


25. Хоровая лирика Пиндара
.

Пиндар, самый знаменитый из всех классических лириков, родился около Фив между 552/1 и 518/7 гг., умер в 448/7 г

1)Первое известие 6 его поэтической деятельности относится к 501 г.

2)В цельном виде до нас дошло 4 книги эпиникиев Пиндара, называемых по роду воспеваемых состязаний.

3)Но спецификой его творчества являются крупные и торжественные произведения – религиозные гимны, дополненные личной оценкой Пиндара

4)Восхваляются слава, богатство, здоровье, сила, удача, жизненная энергия. В соединении и гармонии двух начал, общенародного величественного духа порядка и крепости, с одной стороны, и благородного, неущемленного обладания жизненными и материальными ценностями - с другой.

5) Любимой темой Пиндара является судьба человека. Пиндар (Пифийская VIII) выразительно говорит об эфемерности человеческой жизни:

6)Большое место Пиндар отводит патриотическим темам.

7)Политический элемент, однако, очень слаб в стихотворениях Пиндара. Пиндар не касается никаких злободневных вопросов, не вмешивается во взаимные распри государств и защищает законность и порядок вообще.

 







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 807. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия