Историческое значение римской литературы. Особенности древнеримской мифологии
конецформыначалоформыРимская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII — XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима Только буржуазный «неогуманизм» XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. Перемена ориентировки привела к тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, рассматривать как чисто подражательную. Историческое значение римской литературы заключается, стало быть, в том, что это такой вариант античной литературы, расцвет которого происходил на более расширенной базе римской державы и на более поздней ступени античного общества, вариант, который по своим специфическим качествам легче мог содействовать формированию новой западноевропейской литературы.
конецформыначалоформыВ противоположность художественно одаренным и подвижным эллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; религиозные их представления, всецело вылившись в культе, выразились в немногочисленных, однообразных и скудных содержанием мифах. В богах римляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображались в виде символов. Первоначальная система Р. мифологии сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий, под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти. На второй стадии мифологических представлений стояли божества природы, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого. Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества - олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношений общественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои.
В красноречии были известны два направления: азианское и аттическое. Азианский стиль отличался цветистым языком, афоризмами и метрическому построению концов периода и его частей. Для аттизма же характерен сжатый простой язык. Цицерон (106-43гг до н э) выработал стиль, в котором сочетались и азиатский, и аттический направления. Первая дошедшая до нас его речь—«В защиту Квинкция» о возвращении ему незаконно захваченного имущества принесла Ц. Успех. Еще большего успеха достиг он своей речью «В защиту Росция Америнского». Защищая Росция, кот. родственники обвиняли в убийстве родного отца, Ц. выступил против насилий сулланского режима, Ц. Добился популярности в народе. В 63г стал консулом, стал выступать против интересов бедноты и демократии, клеймит позором их предводителя Люция Катилину. Известный трактат «Об ораторе» (диалог между двумя известными ораторами, Лицинием Крассом и Марком Антонием, свои взгляды вложил в уста Красса: оратор должен быть человеком разносторонним) был написан после его возвращения в Рим после ссылки, написал трактаты «Оратор» (излагает свое мнение о применении различных стилей в зависимости от содержания речи и подробно излагается теория ритма, особенно в концовках членов периода), «Брут» (говорит об истории греческого и римского красноречия с целью показать превосходство римских ораторов над греческими). В своих речах сам отмечает «обилие мыслей и слов», желание отвлечь внимание судей от невыгодных фактов. Говорил, что «оратору следует преувеличивать факт». В теоретических трудах о красноречии обобщил те принципы, которым следовал в своей практической деятельности.
В Риме драматические представления являлись одним из видов "игр", устраивавшихся во время различных празднеств. Существовали как сценические представления, так и цирковые (скачки и езда на колесницах+гимнастические состязания:бег, борьба, кулачный бой и т.д.), и гладиаторские. Первая трагедия была поставлена в 240г. до н.э. После представления трагедий обычно давалась короткая "заключительная пьеса" - ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение. Сперва театральное сооружение имело временный характер. На площади воздвигались подмостки, а публика стоя глядела на игру. Для римского гражданина актерское мастерство считалось "бесчестием"; ему разрешалась любительская игра в фольклорной ателлане, но актерство, как профессия, было сопряжено с лишением многих гражданских прав (в противоположность грекам).
|