Пасторальная поэзия Феокрита и ее подражатели в римской литературе
Феокрит – самый выдающийся поэтический талант александрийского направления. Родился ок. 300 г. Чувствительное восприятие природы, поэзия любовной тоски, тяга к интимному, внимание к деталям быта и незначительным людям. Историко-литературное значение Феокрита основано прежде всего на его «пастушеских», буколических стихотворениях. Буколический жанр имел опору в греческом фольклоре – песни пастухов, играющих на свирели, их состязания – обрядовые. Характеры в идиллиях—люди (чаще невысокого звания, даже рабы) и окружающая их природа. Являются и драматические характеры, т е изображены и грубые низкие нравы, и трудовые идеалы, и поэтическая психология, и страстный драматизм. Для Феокрита характерно соединение бытовизма, простоты и эстетического любования. Наряду с властителем появляется и образ маленького человека, черпающий свою утешение в красоте природы. Основная тема—эстетизма, беззаботного наслаждения жизнью, без внимания к трудовым и практическим сторонам действительности Самый известный подражатель Феокрита – Вергилий, который пишет сборник «Буколики». (42-39 г.). Там он воспроизводит жанр пастушеских идиллий. Как и у Феокрита, сборник состоит из 10 произведений. Но его отношение очень отличается. У Вергилия нет дистанции между автором и персонажами. Пастухи похожи на автора в образованности. Нереальность обстановки подчеркнута географическим смешением. Очень многое почти дословно переведено из идиллий Феокрита, но переосмыслено. Мосх Сицилийский и Бион Смарнский – сосредотачиваются исключительно на любовном мотиве. Лонг – «Дафнис и Хлоя» - единственный образец буколического (пасторального) романа.
Вся римская литература укладывается в третий (эллинистический) период развития античной литературы.
*** а) долитературный период (до средины III в.); б) первый век римской литературы (до средины II в.; время роста рабовладельческой республики); в) литература последнего века республики (период гражданских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.). II. Эпоха империи (30-е гг. до н. э. — 476 г. н. э.): а) литература времени перехода от республики к империи («век Августа», до 14 г. н. э.); б) литература императорского Рима: 1) 1-й век н. э. («серебряный век»); 2) позднейшая римская литература (II — V вв.).
47. Маньеризм в александрийской поэзии Каллимаха. Маньери́зм — форма искусства, которая предполагает воспринимать мир как соединение загадочных и ясных явлений. Она объявляет относительным противоречие между телесным и духовным, природой и человеком, признает соседство науки и оккультизма. Каллимах (ок. 310-240 гг. до н.э.) родился в Кирене, торговом городе на побережье Северной Африки. Творческий расцвет Каллимаха совпадает с его переездом в Александрию. Впервые литература становится предметом научной критики, научного анализа. Достижения новой науки, возникшей среди александрийских поэтов,- филологии во многом объясняют как общую направленность поэтики авторов этой школы, так и многие конкретные вопросы: подражательность в литературном творчестве, особое внимание и любовь к слову, увлеченность чисто теоретическими и методологическими вопросами. Каллимах прославился своими знаменитыми "Таблицами" из 120 книг. Этот каталог Александрийской библиотеки является первой библиографией в истории литературы. Отличительная черта эллинистической литературы по сравнению с предшествующим периодом в том, что человек как индивидуальность, с его внутренним миром личных интересов и вкусов, вне его связей общественных и политических становится объектом художественного изображения. Сбрасывание оков старой поэтики и эстетики сказалось к этому времени в решительном и последовательном отказе от традиционной мифологии и в радикальном преобразовании характера мифологической образности. Пересказ, переработка мифологических преданий, поиски мифов новых и малоизвестных, новая трактовка традиционных мифологических образов - вот что характерно для поэзии Каллимаха и других александрийцев. Организованность интеллекта, рационализм, строгая логичность мышления приводят Каллимаха к созданию на базе всех традиций литературы "малых форм". "Изящные выражения", представлявшие собой короткие, ученые, тонко отточенные произведения, прежде всего определяют особенности поэтики Каллимаха. Очевидно, основным произведением поэта был сборник "Причины" в 4 книгах. Каково было содержание отдельных книг, установить точно нельзя. Известно лишь, что первая книга начиналась с пролога, напоминавшего вступление к "Теогонии" Гесиода. Как и Гесиод, Каллимах рассказывает о сновидении на Геликоне, во времена которого Музы вступили с ним в беседу. Из других отрывков "Причин" наиболее известны элегии об Аконтии и Кидиппе и о локоне Береники.
|