Гомер и Вергилий
«Энеида»19 г. Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части: первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой". 1)Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий,как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. 2)Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. 3)Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы. 4)У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Вергилия - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. 5) Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. 6)Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. 7)У Вергилия Эней всецело находится в руках богов и творит не свою волю, но волю рока. У Гомера боги тоже постоянно воздействуют на жизнь людей, но это не мешает гомеровским героям принимать собств. Решения. 8) У Вергилия же все лежит ниц перед богами: а сложная психология героев, если изобр., то всегда в разладе с богами. 9)Боги у Вергилия изображены в более спокойном виде. Римская мифология требовала, чтобы Юпитер был не столь безвластным и неуверенным, как у Гомера. Он является единственным распорядителем людских судеб, в то время как другие боги с ним в этом отношении несравнимы. 10)Вмешательство богов, демонов и умерших в жизнь живых людей не только наполняет собой всю "Энеиду", но почти всегда отличается насильственным характером. 62. Особенности эллинистического эпоса Овидия "Метаморфозы" В “Метаморфозах” эпизоды разработаны в технике эллинистических эпиллиев. Но там эпизоды сочленены по классическому принципу гармонии и соподчиненности, здесь – по эллинистическому принципу “пестроты”. Чередующиеся сцены намеренно разнообразны по содержанию и по настроению и даже по жанровым признакам. В ткань эпического повествования вплетаются и монологи, напоминающие то элегию, то гимн, то любовную песню, и диалоги, напоминающие трагедию (спор Аякса с Одиссеем), и письма, напоминающие послания героинь, и отрывки, последовательно выдержанные в тонах идиллии. Мифологические персонажи осовременены, современность эта выступает в самых бытовых и будничных проявлениях. Боги и герои живут точь-в-точь как те читатели, для которых Овидий писал “Науку любви”. Даже самые патетические места Овидий умеет сравнением или метафорой свести к современному фону. Овидию в большей степени, чем эпос, близки различные жанры эллинистической поэзии, широко применявшиеся в римской литературе. Большой эпос дробится на множество самостоятельных картин. Отдельные части поэмы Овидия напоминают эпиллий (миф о Фаэтоне, похищение Прозерпины), другие приближаются к элегии (Полифем и Галатея), есть здесь и идиллия (Филемон и Бавкида), и гимн Вакху, и панегирик Тезею. В “Метаморфозах” есть даже контроверсии (спор Аякса с Одиссеем об оружии Ахилла) и суазорий (письмо Библиды). Популярность этого жанра превращений в литературе эллинистическо-римского периода иной раз свидетельствует о печали людей по поводу безвозвратного мифического времени и невозможности иметь старинную наивную и нетронутую веру в буквальный реализм мифа. Эти мифы свидетельствовали о гибели наивной мифологии в эллинистическо-римский период, о замене ее обыкновенной, трезвой и реалистической поэтизацией природы и человека.
|