Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Типология государства. Формационный и цивилизационный подходы




В настоящее время выделяют 2 основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подходоснован на объединении гос-в в рамках конкретной общественно – эк-кой формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уровень развития производственных сил и производственных отношений), который в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства.

Формационный подход присущ марксистскому учению о гос-ве. Марксистская теория различает 4 типа гос-в: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, и социалистическое гос-во.

Особенности формационной типологиисостоит в том, что она выявляет связи гос-ва и права с другими социальными явлениями.

Суть цивилизационного подходасостоит в том, что при хар-ке развития конкретных стран и народов следует учитыватьне только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно – культурные факторы.

К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в т.ч. религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.п.

В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образуют цивилизацию.

В юр. лит-ре отсутствует типология гос-в по цивилизационному критерию. Выделяют этапы цивилизации:

- локальные цивилизации- существуют в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.).

- особенные цивилизации(китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.

- всемирная цивилизация– охватывающая все человечество. Формируется в наст. время и основываетсяна принципе глобального гуманизма, включающего достижения челов-кой духовности.

В лит-ре выделяют первичныеивторичныецивилизации. Гос-во этих цивилизаций отличается по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли.

Гос-во первичной цивилизации– явл. частью базиса, а не только надстройки (древнеегипетское, шумерское, японское, сиамское и др.).

Гос-во вторичной цивилизации– оно не составляет элементы базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс (западноевропейское, восточноевропейское, североамериканское, латиноамериканское и др.).

В типологии гос-в выделяют гос-ва переходного состояния (переходные гос-ва - (от феодального к буржуазному).

В учебной юр. литературе используются и др. классификации гос-в: например, демократическиеинедемократические,гос-ва западнойивосточной цивилизации.

Классификация гос-в по их отношению к религии: светские( все виды религиозных организаций отделены от гос-ва - РФ, Германия, Франция, все гос-ва СНГ),клерикальные(где та или иная религия официально имеет статус гос-ой и занимает привилегированное положение –Великобритания, Щвеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.),теократические(гос. власть принадлежит церкви, религиозные нормы составляют основной источник законодательства, глава гос-ва явл. высшим религиозным деятелем – Иран, Пакистан, Марокко и др.),атеистичекие гос-ва(сдесь религиозные организации преследуются властями – были Советское гос-во, а ткже некоторые бывшие социалистические гос-ва).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 95. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.005 сек.) русская версия | украинская версия