Понятие научного метода. Классификация методов познания
Метод означает путь, способ познания действительности. Под методом понимается также совокупность приемов, которые используются при познании действительности. Методы существуют разные. По объему, по широте их можно подразделить на 3 основные группы: философские, общенаучные, частнонаучные методы Философским методом является диалектика. Из нее вытекает ряд требований, которые должен выполнять любой исследователь. 1. предметы, явления, процессы надо рассматривать в их взаимосвязи и в взаимовлиянии друг на друга. 2. предметы, явления, процессы надо рассматривать в их движении, развитии и при этом в единстве постепенных количественных изменений и коренных качественных изменений. 3. необходимо раскрывать внутренний источник, внутреннюю причину изменения, движения, развития предметов, явлений, процессов, которыми являются внутренние противоречия. Кроме этого все законы, категории диалектики являются всеобщими философскими методами исследования. Чтобы изучать противоречия, надо знать, что такое противоречш какие они бывают. Общенаучные методы - методы, которые используются во всех науках или в большинстве наук, например, наблюдение как целенаправленное восприятие чего-либо, сравнение как сопоставление предмета или их признаков, свойств, черт на основе сходства или различия, анализ как реальное или мыслимое разложение предмета, объекта на составляющие его части, элементы и изучение этих частей по отдельности, синтез как реальное или мыслимое соединение частей в единое целое и изучение этого целого для получения глубоких знаний, эксперимент как постановка объекта в специально созданные условия с целью выявления как он поведет себя в этих условиях, моделирование как изучение объекта на специально созданной модели, которая является аналогом этого объекта. Т.о. научные знания об этом объекте в целом, индукция как движение 28 Категории «возм-ть и действит-ть» Возм-ть – это то,что при наличии соотв-х усл-ий может стать действит-ю, а действит-ть – уже осущ-ая возм-ть. У идеалистов понимание возм-ти и дейст-ти поставлено с ног на голову. Действит-м миром они считают дух-ый мир(мир созн-я), а произв-м – матер-ый мир. Метафизики отрывают возм-ть и дейст-ть др. от др. Одни из них утв-т, что всё возможно и ничего невозм-ого нет, другие отриц-т о существ-и действит-ти, прир. и общ-ва (субъект.идеалисты). с позиции диал.-материал. фил. возм-ть и действ-ть порожд-ся объект.проц-ми. Возм-ть и дейст-ть взаимосв-ы и переходят др. в др. Воз-ть – это исх-ый мемент разв-я, а дейст-ть – итог, рез-т разв-я. Новая дейст-ть создает новые возм-ти. Возм-ть подразд-т на: - конкр.реальную (возм-ть,кот. связана с конкр. усл-ми места,времени и простр-ва, необх-ми для ее перехода в дейст-ть) - абстрактную формальную (возм-ть, кот не связана с конкр. усл-ми места,времени и простр-ва, необх-ми для ее перехода в дейст-ть) Напр. полет чел-а в космос в усл-х феод-ма была абстр.формальной возм-ю, а в наст.время – это не только реально возм-но,но и действит-но. Чел-к,коллектив, общ-во,гос-во должны ставить перед собой решения конкр. реал. возм-ти. В то же время не упускать из вида и более отдаленные абстр. возм-ти. 36.Сущн. диалектико-материал-ого понимания истории . Сущн. диал-материал. понимания истор.: основой и главн. причиной разв-я общ-ва признается разв-е способа произв-ва. Этот подход был разработан МиЭ. Главн. причина разв-я, измен-я дух., полит. и соц. проц-сов: измен-е способа произв-ва (единство производит.сил и произв. отнош-й). Совок-ть производ. отнош-й - базис общ-ва. Базис опред-т надстройку - совок-ть разл. идей: полит., правовых, фил-их., религ., худож., а также соотв-щих организ-ий и отнош-ий. Разв-е матер. произв-ва и истор. общ-ва в целом подчиняются опред-ым з-нам. Поэтому истор. это не хаос событий, а направл-ый и законом-ый процесс, в кот. сменяют друг друга различн. способы материал. произв-ва, в кот. чел-во послед-но проходит разл. этапы - общественно-эконом-ие формации. Общ.-экон. формация – это общ-во, на опр-ной ступени его истор-ого разв-я, кот. хар-ся соотв-щим ему способом произв-ва, эконом-м. базисом и надстройкой. Маркс пок-т, что основн. противор-е в общ-ве его развивающим – противор-е м/д производит. силами и производств. отнош-ми, кот. со временем принимают форму конфл-та. Т.е. когда производит-ые силы не могут дальше развиваться эффект-но в рамках старых производств-х. отнош-й и требуют замены их на новые производит-ые силы,тогда наступает эпоха соц. револ-и. И ни одна общ-экон. формация не разрушится, пока не разовьется этот конфликт. В др. работах МиЭ док-ли, что обществ.бытие как материал.жизнь общ-ва опред-т обществ.сознание, его дух, жизнь. Они док-т, что главн. движущей силой разв-я выступают народные массы; что разв-ие общ-ва есть естеств.-историч. процесс разв-я и смены общ-эконом. формаций. Т.е. старая формация, исчерапавшая себя со временем заменяется на новую и этот процесс происходит по таким же объект. законам, что и законы естествознания.
|