Воображение - психический процесс создания новых образов на основе прошлого опыта. Является видом психической деятельности человека, который возник в орудийной деятельности, т е предвосхищая заранее цель своей деятельности человек тем самым развивал свое воображение. В процессе онтогенеза воображение формируется в тесной взаимосвязи с мышлением и памятью. Функции воображения: 1. регулирования поведения и деятельности чел-ка на основе представления возможных их результатов; 2. Прогнозирования, которое обеспечивает развитие человеческой практики (вообще весь технический прогресс); 3. Обеспечения вероятностного мышления, т.е. воображение выступает основным механизмом творческого решения нестандартных задач. Виды воображения: 1. По наличию цели: непроизвольное – непреднамеренное (т.к. отсутствует цель) и без волевых усилий создание новых образов. Этот вид возникает с определенным видом восприятия; произвольное – целенаправленное, преднамеренное использование чел-ком своего опыта и реконструкция их в новые образы (литературные образы, картины) всегда есть цель и волевое усилие; 2. По критерию оригинальности создаваемых образов: воссоздающее или репродуктивное – формирование новых образов на основе описания или условного изображения (дама в кринолине, читаешь и представляешь). Это воображение дает чел-ку возможность познать то, что он непосредственно не воспринимает в данный момент. Оно может значимо влиять на организацию общения между людьми, эффективность которого во многом зависит от умения чел-ка представить внутреннее состояние другого чел-ка, а также представить возможное развитие событий. Часто здесь создается установка; творческое или продуктивное – создание совершенно новых, оригинальных, не имеющих аналогов образов. Этот вид воображения лежит в основе литературной, художественной, музыкальной, научной, конструкторской деятельности (гиперболоид инженера Гарина, Беляев предвосхитил появление лазера через 53 года). Творческое воображение называют фантазией, когда в новом образе отдельные элементы находятся в необычном, часто нереальном сочетании (чудовища). Иногда выделяют: пассивное и активное воображение, исходя из регулирующей функции этих видов. При пассивном воображение не приводит к активности и выступает как заместитель активной деятельности (как суррогат реальности). Мечта может выступать формой пассивного воображения (как у Манилова), но мечта может относится и к активной форме, если будет воплощаться в жизнь. Творческая активность, порождающая фонтази, в значительной мере спонтанна, связана с личной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности Механизмы (операции) процесса воображения:1. Агглютинация (склеивание)- механическое не реальное объединение частей, свойств различных несовместимых предметов (русалки, кентавр); 2. Гиперболизация (преувеличение) – предметов, их качеств, количества элементов и т.д (Буратино, шаржы); 3. Аналогия – многие орудия труда были сделаны по аналогии с рукой чел-ка (грабли); 4. Типизация – в новом образе фиксируется наиболее существенные, значимые признаки или свойства определенных групп объектов (модели – красивые женщины). Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).
Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчес тва, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат. На рис. 50 в качестве иллюстрации показана одна из сюжетно неопределенных картинок, которая используется в проектном тесте типа ТАТ для изучения потребности в достижении успехов