Самоопределение как содержательный компонент социальной зрелости. Понятие, виды, способы самоопределения
Как и многие психологические понятия, понятие самоопределения имеет свои корни в философии. Проблема самоопределения решалась в рамках философского вопроса свободы воли. «Свободное бытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю». Согласно экзистенциализму Ж.-П.Сартра, «человек, так как он свободен, может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Следовательно, человек всегда достоин того, что с ним случается. У него нет оснований для оправдания» [286, с. 406]. По И.Канту, трансцендентальная свобода - «условие самоопределения воли своим собственным законом, благодаря чему начинается новый каузальный род в мире явлений. Трансцендентальная свобода делает возможной практическую свободу, а именно независимость воли от принуждения со стороны чувственных побуждений» [286, с. 407]. «Отличительная особенность человека - «детерминированность через сознание», иными словами, преломление мира и собственного действия через сознание, - вот основное для понимания проблемы свободы человека и детерминации бытия», - отмечает С.Л.Рубинштейн, размышляя над этой проблемой. - «Проблема свободы выступает в трех аспектах: а) как самоопределение - роль внутреннего в детерминации поведения на разных уровнях; б) как свобода человека в общественной жизни (свобода личности и общественное принуждение); в) как свобода в смысле контроля сознания над стихией собственных влечений» [278, с.354]. Самоопределение, таким образом, в современной философии понимается как «деятельное отношение к ситуации, бескорыстное и даже связанное с риском, поскольку оно направлено на защиту этических ценностей от того, что им угрожает» [286, с.403]. Русский философ Н.О. Лосский так пишет о необходимых условиях для самоопределения: «Сознание себя как причины событий, творческое создание их, подчинение их мне, позволяет понять, что не я определен миром, а я определяю, детерминирую его. Это осознание является необходимым условием для актов жизненного самоопределения человека [178, с.268]. А.Ф.Лосев высказывает мысль о том, что «личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит с собою и сам же соотносит со своим окружением», то есть самоопределяет себя [176]. У Ж.-П.Сартра самоопределение характеризуется следующим образом: «Человек, совершающий самоопределение, благодаря этому выясняет для себя, что он тот, быть которым избрал для себя, законодатель, - этот человек едва ли должен избегать чувства своей полной и глубокой ответственности» [286, с. 403]. «На человеке лежит ответственность за формирование собственного смыслового единства и за его реализацию. Становление человека обретает форму определения себя в мире - самоопределения» - обобщает М.Р.Гинзбург размышления М.М. Бахтина о природе человека [73, с.44]. Поход к пониманию самоопределения, намеченный С.Л.Рубинштейном в методологическом плане, развивает в своих работах К.А.Абульханова-Славская. Для нее, как и для С.Л.Рубинштейна, центральным моментом самоопределения является самодетерминация, собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. К.А.Абульханова-Славская рассматривает самоопределение как определение человеком направления в жизни: «Самоопределение - это одно из личностных образований, связанных с определением того или иного жизненного пути человека и отражающее продуктивность личностного развития. Осознание своей позиции в социальной действительности и составляет самоопределение. От стихийного способа жизни человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Суть этого определения в выборе условий, направления жизни, в выборе того образования, той профессии, которые максимально отвечали бы особенностям его личности, его желаниям, его способностям, в построении соответствующей стратегии жизни» [3, с.7]. «Способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, можно назвать жизненной позицией» [3, с.44]. Л.И.Анцыферова самоопределение человека по отношению к жизни в целом, а не только к отдельным событиям, считает становлением человека субъектом собственной жизни. Становление человека субъектом своей жизни знаменуется превращением становящихся и развивающихся отношений личности к людям, к миру, к своей деятельности, к самому себе и в итоге – к собственной жизни в устойчивые, сознательно строящиеся [23, с. 13]. В последние годы проблема свободы воли как основание субъектной активности личности и самоопределения привлекала исследовательское внимание не только в философском, но и в психологическом плане. Появились работы свободе Д.А.Леонтьева [173], Е.И.Кузьминой [161], Р.Шмидта [408], М.А. Макарушиной, Е.В. Эйдман, В.А. Иванникова [182]. Самоопределение понимается как возможный результат свободы воли и в качестве предмета исследования также занимает все большее место в современной психологии. Этот феномен является предметом исследования ряда отечественных психологов К.А.Абульхановой-Славской [3], Л.И.Анцыферовой [24], Л.И.Божович [44], М.Р.Гинзбурга [73], В.И.Журавлева [112], В.К. Зарецкого [116,117], Л.М.Карнозовой [153], Н.Э.Касаткиной [135], И.С.Кона [144], В.И.Красикова [153], А.К.Марковой [185], И.О.Мартынюк [187], Г.П.Никова и В.Ф.Сафина [269], Л.Солонько [313], Д.И.Фельдштейна [342], А.В.Юпитова [392] и др. Самоопределение рассматривается с точки зрения: -направленности личности (К.А.Абульханова-Славская, И.С.Кон, В.Ф.Сафин); -характеристики процесса развития личности (Г.П.Щедровицкий, О.С.Анисимов, С.Б.Крайчинская и др.); -анализа ситуации самоопределения (Л.И.Анцыферова, Г.П.Щедровицкий, А.В.Юпитов); -трудностей самоопределения (И.С.Кон, В.К.Зарецкий); -этапов и сфер самоопределения (А.К.Маркова); -типов самоопределения (М.Р.Гинзбург, Д.А.Иванов), -механизмов и условий самоопределения (Л.М.Карнозова, Г.П.Щедровицкий). Попытки построения общего подхода к рассмотрению феномена самоопределения личности были предприняты В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым, М.Р.Гинзбургом, А.К.Марковой. «Проблема самоопределения есть узловая проблема взаимодействия индивида и общества, в которой, как в фокусе, высвечиваются основные моменты этого взаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания и роль собственной активности субъекта в этой детерминации», - замечает М.Р.Гинзбург [73, с.20]. Он выделяет два существенных момента самоопределения: первый - самоопределение осуществляется по отношению к ценностям, второй - оно осуществляется в осознаваемых волевых актах.
|