Становление социальной зрелости как интеграция индивида в социальную систему
Процесс вхождения или интеграции индивида в социальную систему традиционно определяют как социализацию личности и рассматривают в рамках социальной психологии, социологии. Такой подход отражен в концепциях М.И.Бобневой [40], В.П.Зинченко [122], И.С.Кона [145], Ч.Кули [163], Т.Парсонса, Р.Мертона [348], Дж.Мида, Ю.Хабермаса, Н.Смелзера [348], Т.Шибутани [370], Е.В.Шороховой [377] и др. В этих концепциях утвердилось понимание социализации как той части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества. Т.Парсонс считает процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляющимся посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими» [348]. Он подчеркивает естественный характер этого процесса адаптации. Р.Мертон предлагает судить об успешности социализации по статусу референтной группы индивида [18]. По Ч.Кули, влияние социума на процесс социализации выражается в формировании «зеркального Я», «зеркальной самости»[163]. Ч.Кули определил три стадии в построении зеркального Я: 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2)наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чувства по поводу этого мнения. Несколько стадий в развитии личности выделяет Дж.Мид [348]. Стадии у него связаны с принятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня». Он трактует процесс становления человеческого «Я» как происходящий «внутри» индивида социальный процесс. Для обретения индивидом самости в полном смысле слова он должен ввести в свое индивидуальное сознание социальный процесс в форме принятия установки других человеческих индивидов по отношению к нему и друг к другу, а также принять их установки по отношению к социальной деятельности, а затем действовать в направлении всеобщего социального процесса. Ю.Хабермас относит к области социализации личности процесс образования факторов, позволяющих человеку отдавать отчет в своих действиях [138]. Наряду с процессом социализации происходит и «персонализация», в ходе которой формируется индивидуальность. Успешная социализация, как отмечает Н.Смелзер, обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму [138]. Люди почти не имеют врожденных моделей поведения, но они наделены способностью их освоить. Каждое общество ценит определенные личностные качества выше других, и дети осваивают эти ценности благодаря социализации. Отсутствие единообразия в поведении показывает, что по своей сущности социализация - двусторонний, разнонаправленный процесс формирования неповторимой личности. По мнению Т.Шибутани, «социализация есть непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой» [370, с.404]. И.С.Кон трактует социализацию как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества [148]. Г.М.Андреева при характеристике содержания процесса социализации выделяет три сферы, в которых осуществляется этот процесс: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой для этих сфер является процесс расширения, умножения социальных связей личности с внешним миром [17]. Г.М.Андреева отмечает особую противоречивость позиций при исследованиях именно сферы самосознания. Самый главный факт, который подчеркивается, состоит в том, что оно может быть представлено как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении некоторой идентичности. Рассматривая основные грани становления самосознания, И.С.Кон развивает положение о том, что уникальный внутренний мир каждого человека воплощает в себе общечеловеческие ценности и обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим [144]. По мере развития ребенка, его «Я» обогащается многочисленными новыми качествами, преломляющимися в системе самооценок и в сознании своей индивидуальности, причем «образ Я» постоянно согласуется с «Мы» и включает множество социальных характеристик. И.С.Кон считает, что наиболее заметные сдвиги в характере социальной перцепции происходят между 7 и 10 годами, когда ребенок научается мысленно ставить себя на место другого, эмоционально сопереживать и делать «психологические» заключения о других людях. Английский гуманистический психолог Р.Бернс исследовал процесс влияния социальных факторов на развитие Я-концепции [43]. Каждая из установок Я-концепции имеет когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие. Источником оценочных значений является социокультурное окружение индивида. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. Р.Бернс приводит целый ряд исследований, в которых выявлены факты, когда люди ведут себя не в соответствии со своими установками. В.А.Ядов, соглашаясь с выделением тех же трех компонентов социальных установок, предлагает рассматривать их как подсистемы диспозиционной системы личности в целом [394]. Со времени Г.Тарда считается, что механизмы социализации включают в себя такие формы, как: 1) имитация, подражание; 2) индентификация; 3) руководство [297]. А.Бандура наблюдение и подражание считает важнейшими формами активности человека, способствующими его наученнию социальному поведению [354]. На актуальность проблемы подражания как фактора становления человека-творца указывал Б.Ф.Ломов [175]. В качестве одного из механизмов социализации называют конформизм. Особенности этого явления были подробно изучены С.Ашем, К.Осгудом и Ф.Крачфилдом, а в отечественной социальной психологии И.С.Коном, А.П. Сопиковым, учениками А.В.Петровского [316]. Конформизм означает «сознательное приспособленчество к господствующим вкусам и мнениям, ориентацию на то, чтобы соответствовать какому-то признанному или требуемому стандарту» [144, с.269]. К механизмам социализации относят внушение - как «процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; социальную фасилитацию - стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее» [369, с.199]; социальную адаптацию, социально-психологическую адаптацию как «взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности» (О.И.Зотова и И.К.Кряжева [124,с.219], А.М.Растова [264]). «В самом механизме социализации как переходе от интерпсихического к интрапсихическому, стоит механизм интериоризации-экстериоризации, предложенный Л.С.Выготским. В нем необходимо выделять три различные грани - индивидуализация - переход от социальной коллективной деятельности к индивидуальным формам деятельности; интимизация - переход от «мы» к «я», отражающий процесс становления самосознания личности; производство внутреннего плана сознания - преобразование внешнего во внутреннее», - говорит о механизмах социализации А.Г.Асмолов [29, с.82]. В.С. Мухина к механизмам процессов социализации - индивидуализации относит идентификацию и обособление [202]. Объективно идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации, а обособление – как механизм индивидуализации личности. К элементарным формам идентификации относится бессознательное уподобление, имитационное обучение, сопереживание и соучастие. Факторы среды (социальной, человеческой, макросреды, микросреды и др.) являются теми факторами, под влиянием которых происходят процессы социализации, идентификации, адаптации. «Совокупность природных и социальных факторов среды образует то, что называют «жизненной средой» [16, с.169]. Изучением влияния среды на становление и развитие личности, процессы социализации, поведение человека занимались И.Альтман, Р.Баркер [16], Л.П.Буева [56], Л.Ф.Бурлачук [57], Л.С.Выготский [171], Б.Д.Парыгин [227], А.-Н. Перре-Клермон [231], О.Н.Яницкий [400]. В разработанной У.Бронфенбреннером модели социальных влияний на процесс социализации выделены три уровня [16]: -микроуровень, к которому относится семья, школьный класс, группа сверстников; -своеобразный промежуточный уровень, который представлен не теми группами, куда непосредственно включен ребенок, но теми взрослыми, через посредство которых это влияние оказывается; -макросоциальные структуры, к которым относятся законы, социальная политика, нормы и ценности общества, а также традиции и обычаи. В рамках этого подхода разрабатывается понятие институтов социализации (Г.М.Андреева [17], Х.Ремшмидт [269]). Так называют «те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта» [17, с.284]. Институты социализации являются важным параметром социализации. От них зависит ее содержание. К числу институтов социализации относят политические, экономические, общественные институты, в том числе - семью, детские дошкольные учреждения, образовательные учреждения, трудовые коллективы, неформальные группы, официальные организации. К самому важному и влиятельному институту социализации И.С.Кон относит семью. «Влияние семьи ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. На ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, эмоциональный тон взаимоотношений, преобладающий в семье тип контроля и дисциплины» [146, с.77]. Б.Г.Ананьев большое значение придает школе, так как поступление в нее обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих отдельному человеку доступ к истории человечества и к программам его будущего [13]. Как выражается А.В.Мудрик, именно в школе может возникнуть опасность для ребенка стать жертвой социализации, то есть обозначить слишком однозначно свою позицию на полюсах шкалы: полная адаптация к социуму - игнорирование социального опыта [199]. При выделении стадий социализации в этом подходе акцент делается на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, завоевании положения в той или иной общности, ценностей, норм, культуры. Например, Г.М.Андреева выделяет три стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую [17]. А. В. Мудрик выделяет три группы норм, называя их задачами каждого возраста или этапа социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические [199]. Социально-психологические задачи, в частности, трактуются как становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самоактуализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфическое содержание и способы их решения. Критериями социализированности личности являются: 1) содержание сформированных установок, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая) [316]. Подход к становлению социальной зрелости личности как к процессу адаптации в имеющихся общественных условиях ярко представлен в исследованиях так называемой школьной зрелости. Я.Йирасек ввел понятие школьной зрелости, как характеристики требований общества к ребенку, поступающему в школу. «Под школьной зрелостью мы понимаем достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. Он должен быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях» [367, c.252]. К признакам эмоционального компонента школьной зрелости относится достижение сравнительно хорошей эмоциональной устойчивости (меньше импульсивных реакций) и использование эмоциональной емкости при мотивировании школьных занятий. Под социальной зрелостью Я.Йирасек понимает «потребность ребенка общаться с детьми и подчиняться интересам и принятым условностям детских групп, способность взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения» [367, c.252]. Большинство исследований развития личности ребенка в отечественной психологии лежит в рамках именно этого подхода - В.A.Кондрашов [147], Р.В.Овчарова [216], Е.М.Дубовская, О.А.Тихомандрицкая [41] и др. Возникают термины «социально-незрелые», «социально-запущенные» дети, то есть дети - не соответствующие определенной социальной норме. Так, В.Т. Кондрашенко говорит о «социально незрелой личности», отличающейся общим признаком – нежеланием трудиться [81, с.96]. Р.В. Овчарова определяет социально-педагогическую запущенность как состояние личности ребенка, которое противоположно воспитанности как определенному уровню развития социально значимых свойств и качеств личности [216]. Социально и педагогически запущенные младшие школьники, как правило, характеризуются неадекватной самооценкой, задания учителя выполняют, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходят к решению своих проблем, они отличаются неустойчивым настроением, менее социально приспособлены, в их поведении часто наблюдается негативизм, упрямство, эгоцентризм, отличаются игнорированием социальных требований и культурных норм поведения.
|