Студопедия — Исторический смысл психологического кризиса 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Исторический смысл психологического кризиса 14 страница






отрывочные виды гор, рек и городов, которые мы мельком видим, проезжая мимо них. Отношение к телу не

прибавляет ни йоты к фактам психологии, оно дает нам в руки только принцип объяснения психологии.

Если отказаться от этого, то есть только два пути преодоления отрывочной психической жизни: или

чисто описательный путь, отказ от объяснения; или допустить существование бессознательного. Оба пути

испробованы. Но на первом мы никогда не придем к научной психологии, а на втором добровольно

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-74

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

75-

перейдем из области фактов в область фикций. Это альтернативы науки. Это прекрасно до ясности. Но

возможна ли наука с тем объяснительным принципом, который избрал автор? Возможна ли наука об

отрывочных видах гор, рек и городов, которым в примере Титченера уподоблена психика? И далее: как,

почему карта объясняет эти виды, при помощи карты страны объясняет свои части? Карта есть копия

страны, она объясняет, поскольку в ней отражена страна, т. е. однородное объясняет однородное. Наука

невозможна на таком принципе. На деле автор сводит все к причинному объяснению, так как для него и

причинное, и параллелистическое объяснение определяются как указание ближайших обстоятельств или

условий, при которых происходит описанное явление. Но ведь и этот путь не приводит к науке: хороши

«ближайшие условия»: в геологии — ледниковый период, физике — расщепление атома, астрономии —

образование планет, биологии — эволюция. Ведь за «ближайшими условиями» в физике идут другие

«ближайшие условия», и причинный ряд принципиально бесконечен, а при параллелистическом указании

Дело безнадежно ограничивается только ближайшими причинами. Недаром автор ограничивается

сравнением своего объяснения с объяснением появления росы в физике. Хороша была бы физика, если бы

она не шла дальше указания ближайших условий и подобных объяснений: она просто перестала бы

существовать как наука.

Итак, мы видим: для психологии как знания есть два пути — или путь науки, тогда она должна уметь

объяснять; или знание

об отрывочных видениях, тогда она невозможна как наука. Ведь оперирование геометрической

аналогией вводит нас в заблуждение. Геометрическая психология абсолютно невозможна, ибо она лишена

основного признака: идеальной абстракции, она все же относится к реальным объектам. При этом раньше

всего вспоминаешь попытку Спинозы исследовать человеческие пороки и глупости геометрическим путем и

рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях,

поверхностях и телах. Кроме описательной психологии, ни для какой другой этот путь не годится: ибо от

геометрии в нем только словесный стиль и видимость неопровержимости доказательств, а все остальное —

и в том числе суть — от ненаучного способа мыслить.

Э. Гуссерль прямо формулирует разницу между феноменологией и математикой: математика есть наука

точная, а феноменология — описательная. Ни много ни мало: для аподиктичности феноменологии не

хватает такого пустяка, как точность! Но представьте себе неточную математику — и вы получите

геометрическую психологию.

В конце концов вопрос сводится, как уже сказано, к разграничению онто- и гносеологической проблемы.

В гносеологии кажимость есть, и утверждать о ней, что она есть бытие, — ложь. В онтологии кажимости

нет вовсе. Или психические феномены существуют — тогда они материальны и объективны, или их нет —

тогда их нет и изучать их нельзя. Невозможна никакая наука только о субъективном; о кажимости, о

призраках, о том, чего нет. Чего нет — того нет вовсе, а не полунет, полуесть. Это надо понять. Нельзя

сказать: в мире существуют реальные и нереальные вещи — нереальное не существует. Нереальное должно

быть объяснено как несовпадение, вообще отношение двух реальных вещей; субъективное — как следствие

двух объективных процессов. Субъективное есть кажущееся, а потому — его нет.

Л. Фейербах к различению субъективного и объективного в психологии делает примечание: «Подобным

же образом для меня мое тело принадлежит к разряду невесомых, не имеет тяжести, хотя само по себе или

для других оно — тяжелое тело» (1955, с. 214).

Отсюда ясно, какую реальность приписывал он субъективному. Он говорит прямо: «В психологии к нам

влетают в рот жареные голуби; в наше сознание и чувство попадают только заключения, только результаты,

а не посылки, а не процессы организма» (там же, с. 213). Но разве возможна наука о результатах без

посылок?

Хорошо выразил это Штерн, говоря вслед за Г. Т. Фехнером, что психическое и физическое — это

выпуклое и вогнутое: одна линия представляется то такой, то такой. Но ведь сама по себе она не выпуклая и

не вогнутая, а округлая, и именно такой мы хотим ее знать независимо от того, какой она может показаться.

Г. Геффдинг то же сравнивает с одним и тем же содержанием, выраженным на двух языках, которые не

удается свести к общему праязыку. Но мы хотим знать содержание, а не язык, на котором оно выражено. В

физике освобождаемся же мы от языка, чтобы изучить содержание. То же должны сделать мы в психологии.

Сравним сознание, как это часто делают, с зеркальным отражением. Пусть предмет А отражен в зеркале,

как Аа. Конечно, было бы ложно сказать, что а так же реально, как А, но оно иначе реально, само по себе.

Стол и его отражение в зеркале не одинаково реальны, а по-разному. Отражение как отражение, как образ

стола, как второй стол в зеркале нереально, это призрак. Но отражение стола как преломление световых

лучей в плоскости зеркала — разве не столь же материальный и реальный предмет, как стол? Было бы

чудом все иное. Тогда мы сказали бы: существуют вещи (стол) и их призраки (отражение). Но существуют

только вещи — (стол) и отражение света от плоскости, а призраки суть кажущиеся отношения между

вещами. Поэтому никакая наука о зеркальных призраках невозможна. Но это не значит, что мы не сумеем

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-75

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

76-

никогда объяснить отражение, призрак: если мы будем знать вещь и законы отражения света, мы всегда

объясним, предскажем, по своей воле вызовем, изменим призрак. Это и делают люди, владеющие

зеркалами: они изучают не зеркальные отражения, а движение световых лучей и объясняют отражение.

Невозможна наука о зеркальных призраках, но учение о свете и об отбрасываемых и отражающих его вещах

вполне объясняет «призраки».

То же и в психологии: субъективное само по себе как призрак должно быть понято как следствие, как

результат, как жареный голубь — двух объективных процессов. Загадка психики решится, как загадка

зеркала, не путем изучения призраков, а путем изучения двух рядов объективных процессов, из

взаимодействия которых возникают призраки как кажущиеся отражения одного в другом. Само по себе

кажущееся не существует.

Вернемся опять к зеркалу. Отождествить А и а, стол и его зеркальное отражение, было бы идеализмом: а

вообще нематериально, материально только А, и его материальность есть синоним его независимого от а

существования. Но было бы таким же точно идеализмом отождествить а с X — с процессами,

происходящими сами по себе в зеркале. Было бы ложно сказать: бытие и мышление не совпадают вне

зеркала, в природе, там А не есть а, А есть вещь, а — призрак; но бытие и мышление совпадают в зеркале,

здесь а есть X, а есть призрак и Х тоже призрак. Нельзя сказать: отражение стола есть стол, но нельзя

сказать также: отражение стола есть преломление световых лучей; а не есть ни А, ни X. И А и Х суть

реальные процессы, а а есть возникающий из них, кажущийся, т. е. нереальный, результат. Отражение не

су-

ществует, но и стол и свет одинаково существуют. Отражение же стола не совпадает с реальными

процессами света в зеркале, как и с самим столом.

Не говоря о том, что иначе мы должны были бы допустить существование в мире и вещей, и призраков,

вспомним, что ведь само зеркало есть часть той же природы, что и вещь вне зеркала, и подчинено всем ее

законам. Ведь краеугольным камнем материализма является положение о том, что сознание и мозг есть

продукт, часть природы, отражающая остальную природу. И значит, объективное существование X и А

независимо от а есть догма материалистической психологии.

На этом мы можем кончить наше затянувшееся рассуждение. Мы видим, что третий путь

гештальтпсихологии и персонализма был, в сущности, оба раза одним из двух известных нам путей. Ныне

мы видим, что третий путь, путь так называемой «марксистской психологии», есть попытка соединить оба

пути. Эта попытка приводит к их новому разъединению внутри одной и той же научной системы: кто

соединит их, тот, как Мюнстерберг, пойдет по двум разным дорогам.

Как в легенде два дерева, соединенных вершинами, разодрали надвое тело древнего князя, так всякая

научная система будет разодрана надвое, если она привяжет себя к двум разным стволам. Марксистская

психология может быть только естественной наукой, путь Франкфурта ведет его к феноменологии. Правда,

он сам в одном месте сознательно возражает против того, что психология может быть естественной наукой

(1926). Но, во-первых, он смешивает естественные науки с биологическими, что неверно; психология может

быть естественной, но не биологической наукой, а во-вторых, он берет понятие «естественный» в его

ближайшем, фактическом значении, как указание на науки об органической и неорганической природе, а не

в его принципиально методологическом значении.

В русской литературе В. Н. Ивановский ввел такое употребление этого термина, давно принятое в

западной науке. Он говорит, что от математики и реально — математических наук надо строго отличать

науки, имеющие дело с вещами, «реальными» предметами и процессами, с тем, что «действительно»

существует, есть. Эти науки можно поэтому назвать реальными или естественными (в широком смысле

этого слова). У нас обычно термин «науки естественные» употребляется в более узком смысле, обозначая

лишь дисциплины, изучающие природу неорганическую и органическую, но не охватывающие природы

социальной и сознательной, каковая при таком словоупотреблении оказывается часто отличной от

«естества»; чем-то не то «неестественным», не то «сверхъестественным», если не «противоестественным»

(В. Н. И ан

в овский, 1923). Я убежден, что распространение

термина «естественный» на все, что реально существует, вполне рационально.

Возможность психологии как науки есть методологическая проблема прежде всего. Ни в одной науке нет

стольких трудностей, неразрешимых контроверз, соединения различного в одном, как в психологии.

Предмет психологии — самый трудный из всего, что есть в мире, наименее поддающийся изучению; способ

ее познания должен быть полон особых ухищрений и предосторожностей, чтобы дать то, чего от него ждут.

Я же говорю все время именно об этом последнем — о принципе науки о реальном. В этом смысле

Маркс, по его словам, изучает процесс развития экономических формаций как естественноисторический

процесс.

Ни одна наука не представляет такого разнообразия и полноты методологических проблем, таких туго

затянутых узлов, неразрешимых противоречий, как наша. Поэтому здесь нельзя сделать ни одного шага, не

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-76

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

77-

предприняв тысячу предварительных расчетов и предостережений.

Итак, все равно осознают, что кризис тяготеет к созданию методологии, что борьба идет за общую

психологию. Кто пытается перескочить через эту проблему, перепрыгнуть через методологию, чтобы сразу

строить ту или иную частную психологическую науку, тот неизбежно, желая сесть на коня, перепрыгивает

через него. Так случилось с гештальттеорией, со Штерном. Нельзя сейчас, исходя из принципов

универсальных, равно приложимых к физике и к психологии, не конкретизировав их в методологии, прямо

подойти к частному психологическому исследованию: вот почему этих психологов упрекают в том, что они

знают одно сказуемое, равно применимое ко всему миру. Нельзя, как то делает Штерн, с понятием, равно

охватывающим Солнечную систему, дерево и человека, изучить психологические различия людей между

собой: для этого нужен другой масштаб, другая мера. Вся проблема общей и частной науки, с одной

стороны, и методологии и философии, с другой, есть проблема масштаба: нельзя в верстах измерить

человеческий рост, для этого нужны сантиметры. И если мы видели, что частные науки имеют тенденцию к

выходу за свои пределы, к борьбе за общую меру, за более крупный масштаб, то философия переживает

обратную тенденцию: чтобы приблизиться к науке, она должна сузить, уменьшить масштаб,

конкретизировать свои положения.

Обе тенденции — философии и частной науки — одинаково ведут к методологии, к общей науке. Вот

эта идея масштаба, идея общей науки чужда до сих пор «марксистской психологии», и в этом ее слабое

место. Она пытается непосредственную меру психологических элементов — реакций — найти в

универсальных принципах: закон перехода количества в качество, и «забывание оттенков серого цвета» по

А. Леману, и переход бережли-

вости в скупость; триада Гегеля и психоанализ Фрейда. Здесь ясно сказывается отсутствие меры,

масштаба, посредующего звена между одним и другим. Поэтому с роковой неизбежностью диалектический

метод попадает в один ряд с экспериментом, сравнительным методом и методом тестов и анкет. Чувства

иерархии, различия между техническим приемом исследования и методом познания «природы истории и

мышления» нет. Вот это — непосредственное сталкивание лбами частных фактических истин с

универсальными принципами; попытка рассудить деловой спор Вагнера и Павлова об инстинкте ссылкой на

количество — качество; шаг от диалектики к анкете; критика иррадиации с гносеологической точки зрения;

оперирование верстами там, где нужны сантиметры; приговоры о Бехтереве и Павлове с высоты Гегеля; эти

пушки по воробьям привели к ложной идее третьего пути. Диалектический метод вовсе не един — в

биологии, истории, психологии. Нужна методология, т. е. система посредствующих, конкретных,

примененных к масштабу данной науки понятий.

Л. Бинсвангер (1922) вспоминает слова Брентано об удивительном искусстве логики, которой один шаг

вперед имеет следствием 1000 шагов вперед в науке. Вот этой силы логики не хотят у нас знать. По

хорошему выражению, методология есть рычаг, посредством которого философия управляет наукой.

Попытка осуществить такое управление без методологии, прямое применение силы к точке ее приложения

без рычага — от Гегеля к Э. Мейману — приводят к тому, что наука становится невозможной.

Я выставляю тезис: анализ кризиса и структуры психологии непреложно свидетельствует о том, что

никакая философская система не может овладеть психологией как наукой непосредственно без помощи

методологии, т. е. без создания общей науки; что единственным правомерным приложением марксизма к

психологии было бы создание обшей психологии — ее понятия формулируются в непосредственной

зависимости от общей диалектики, ибо она есть диалектика психологии; всякое приложение марксизма к

психологии иными путями и в иных точках, вне этой области неизбежно приведет к схоластическим,

вербальным конструкциям, к растворению диалектики в анкетах и тестах, к суждению о вещах по их

внешним, случайным, второстепенным признакам, к полной утрате всякого объективного критерия и к

попытке отрицать все исторические тенденции развития психологии, к терминологической революции, —

короче, к грубому искажению и марксизма, и психологии. Это есть путь Челпанова.

Не навязывать природе диалектические принципы, а находить их в ней — формула Энгельса (К. Маркс,

Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 387) здесь сменяется обратной: в психологию вводятся

принципы диалектики извне. Путь марксистов должен быть иным. Непосредственное приложение

теории диалектического материализма к вопросам естествознания, и в частности к группе наук

биологических или к психологии, невозможно, как невозможно непосредственно приложить ее к истории и

социологии. У нас думают, что проблема «психология и марксизм» сводится только к тому, чтобы создать

отвечающую марксизму психологию, но на деле она гораздо сложнее. Так же как история, социология

нуждается в опосредующей особой теории исторического материализма, выясняющей конкретное значение

для данной группы явлений абстрактных законов диалектического материализма. Так точно нужна еще не

созданная, но неизбежная теория биологического материализма, психологического материализма как

опосредующая наука, выясняющая конкретное применение абстрактных положений диалектического

материализма к данной области явлений.

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-77

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

78-

Диалектика охватывает природу, мышление, историю — она есть самая общая, предельно универсальная

наука; теория психологического материализма или диалектика психологии и есть то, что я называю общей

психологией.

Для создания таких опосредующих теорий — методологий, общих наук — надо вскрыть сущность

данной области явлений, законов их изменения, качественную и количественную характеристику, их

причинность, создать свойственные им категории и понятия, одним словом, создать свой «Капитал». Стоит

только представить себе, что Маркс оперировал бы общими принципами и категориями диалектики, вроде

количества — качества, триады, всеобщей связи, узла, скачка и т. п. — без абстрактных и исторических

категорий стоимости, класса, товара, капитала, ренты, производительной силы, базиса, надстройки и т. п.,

чтобы увидеть всю чудовищную нелепость предположения, будто можно непосредственно, минуя

«Капитал», создать любую марксистскую науку. Психологии нужен свой «Капитал» — свои понятия класса,

базиса, ценности и т. д., — в которых она могла бы выразить, описать и изучить свой объект, а открывать в

статистике забывания оттенков серого цвета у Немана подтверждение закона скачков — значит ни на

йоту не изменить ни диалектики, ни психологии. Эта идея о необходимости опосредующей теории, без

которой невозможно рассматривать в свете марксизма отдельные частные факты, давно осознана, и мне

только остается указать на совпадение выводов нашего анализа психологии с этой идеей.

Ту же идею вскрывает В. А. Вишневский в споре с И. И. Степановым (для всех ясно, что исторический

материализм не диалектический материализм, а его применение к истории. Поэтому, строго говоря, только

общественные науки, имеющие свою общую науку в истории материализма, могут называться марк-

систскими; других марксистских наук еще нет). «Как исторический материализм не тождествен

диалектическому материализму, так равно последний не тождествен специфически естественнонаучной

теории, каковая еще, к слову сказать, только рождается» (В. А. Вишневский, 1925, с. 262). Степанов же,

отождествляя диалектико-материалистическое понимание природы с механическим, считает, что она дана и

содержится уже в механистической концепции естественных наук. В качестве примера автор ссылается на

спор в психологии по вопросу об интроспекции (1924).

Диалектический материализм есть наука самая абстрактная. Непосредственное приложение

диалектического материализма к биологическим наукам и психологии, как это сейчас делается, не идет

дальше формально-логических, схоластических, словесных подведений под общие, абстрактные,

универсальные категории частных явлений, внутренний смысл и соотношение которых неизвестны. В

лучшем случае это может повести к накоплению примеров, иллюстраций. Но не больше. Вода — пар — лед

и натуральное хозяйство — феодализм — капитализм с точки зрения диалектического материализма —

одно и то же, один и тот же процесс. Но для исторического материализма какое качественное богатство

пропадает при таком обобщении!

К. Маркс назвал «Капитал» критикой политической экономии. Вот такую критику психологии хотят

перепрыгнуть ныне. «Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма», в

сущности, должно звучать так же, как «учебник минералогии, изложенный с точки зрения формальной

логики». Ведь это само собой разумеющаяся вещь — рассуждать логически не есть особенность данного

учебника или всей минералогии. Ведь диалектика не есть логика, даже шире. Или: «учебник социологии с

точки зрения диалектического материализма» вместо «исторического». Надо создать теорию

психологического материализма, и нельзя еще создавать учебники диалектической психологии.

Но и в критическом суждении мы лишаемся при этом главного критерия. То, как сейчас определяют,

словно в пробирной палате, согласуется ли данное учение с марксизмом, сводится к методу «логического

наложения», т. е. совпадения форм, логических признаков (монизм и пр.). Надо знать, чего можно и должно

искать в марксизме. Не человек для субботы, а суббота для человека; надо найти теорию, которая помогла

бы познать психику, но отнюдь не решения вопроса психики, не формулы, заключающие и суммирующие

итог научной истины. Этого в цитатах Плеханова нельзя найти по одному тому, что ее там нет. Такой

истиной не обладали ни Маркс, ни Энгельс, ни Плеханов. Отсюда фрагментарность, краткость многих

формулировок, их черновой характер, их строго ограниченное контекстом значе-

ние. Такая формула вообще не может быть дана наперед, до научного изучения психики, а явится в

результате научной вековой работы. Предварительно можно искать у учителей марксизма не решение

вопроса, даже не рабочую гипотезу (потому что они создаются на почве данной науки), а метод ее

[гипотезы] построения. Я не хочу узнать на даровщинку, скроив пару цитат, что такое психика, я хочу

научиться на всем методе Маркса, как строят науку, как подойти к исследованию психики.

Поэтому марксизм не только применяют не там, где надо (в учебниках вместо общей психологии), но и

берут из него не то, что надо: не случайные высказывания нужны, а метод: не диалектический материализм,

а исторический материализм. «Капитал» должен нас научить многому — и потому, что настоящая

социальная психология начинается за «Капиталом», и потому, что психология сейчас есть психология — до

«Капитала». В. Я. Струминский совершенно прав, когда самую идею о марксистской психологии как

2. «Сознание Исторический смысл психологического кризиса»

-78

Из книги:

(Выготский Л.С. = Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.)

 

 

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru || [email protected] || Icq# 75088656

79-

синтезе тезиса — эмпиризма с антитезисом — рефлексологией называет схоластическим построением.

Когда найден реальный путь, можно для ясности наметить в нем эти три точки, но искать при помощи этой

схемы реальных путей — значит становиться на путь спекулятивной комбинации и заниматься диалектикой

идей, а не диалектикой фактов — бытия. У психологии нет самостоятельных путей развития, надо за ними

искать обусловливающие их реальные исторические процессы. Не прав он только, когда утверждает, что

наметить пути психологии из современных течений вообще нельзя по-марксистски (В. Я. Струминский,

1926).

Что он развивает — верно, но это касается только исторического анализа развития науки, а не

методологического. Методолога не интересует, что в процессе развития психологии реально произойдет

завтра, поэтому он и не обращается к факторам, стоящим вне психологии. Но его интересует: чем больна

психология, чего ей недостает, чтобы стать наукой, и т. д. Ведь и внешние факторы толкают психологию по

пути ее развития и не могут ни отменить в ней вековую работу, ни перескочить на век вперед. Есть

известный органический рост логической структуры знания.

Прав Струминский и тогда, когда указывает, что новая психология пришла фактически к откровенному

признанию позиций старой субъективной психологии. Но беда здесь не в отсутствии учета внешних,

реальных факторов развития науки, которые пытается учесть автор. Беда в неучете методологической

природы кризиса. Есть своя строгая последовательность в ходе развития каждой науки; внешние факторы

могут ускорить или замедлить этот ход, они могут отклонить его в сторону, наконец, они могут определить

качественный характер каждого этапа, но изменить последовательность этапов нельзя. Можно объяснить

внешними факторами идеалистический или материалистический, религиозный или позитивный,

индивидуалистический или социальный, пессимистический или оптимистический характер этапа, но

никакие внешние факторы не могут сделать того, чтобы наука, находящаяся в стадии собирания сырого

материала, сразу перешла к выделению из себя технических, прикладных дисциплин или наука с развитыми

теориями и гипотезами, с развитой техникой и экспериментом занялась собиранием и описанием

первичного материала.

Кризис поставил на очередь разделение двух психологий через создание методологии. Каково оно будет

— зависит от внешних факторов. Титченер и Уотсон по-американски и социально по-разному, Коффка и

Штерн по-немецки и опять социально по-разному, Бехтерев и Корнилов по-русски и опять по-разному

решают одну задачу. Какая будет эта методология и скоро ли она будет, мы не знаем, но что психология не

двинется дальше, пока не создаст методологии, что первым шагом вперед будет методология, это

несомненно.

В сущности, основные камни заложены верно; верно намечен и общий, многодесятилетний путь; верна и

цель, верен генеральный план. Даже практическая ориентировка в современных течениях верна, только не

полна. Но ближайший путь, ближайшие шаги, деловой план страдают недочетами: в них нет анализа

кризиса и верной установки на методологию. Работы Корнилова кладут начало этой методологии, и всякий,

кто хочет развивать идеи психологии и марксизма, вынужден будет повторять его и продолжать его путь.

Как путь эта идея не имеет себе равной по силе в европейской методологии. Если он не будет загибаться к

критике и полемике, не будет переходить в путь брошюрной войны, а будет подниматься к методологии;

если он не будет искать готовых ответов; если он осознает задачи современной психологии, он приведет к

созданию теории психологического материализма.

Мы закончили наше исследование. Нашли ли мы все, что искали? Во всяком случае, мы у берега. Мы

подготовили почву для изысканий в области психологии и, чтобы оправдать свои рассуждения, должны







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия