Студопедия — КРИВАЯ ЭТНОГЕНЕЗА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРИВАЯ ЭТНОГЕНЕЗА






Во всех исторических процессах от микрокосмоса (жизнь одной особи) до
макрокосмоса (развитие человека в целом) общественная и природные формы
движения соприсутствуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить
характер связи. Это особенно относится к мезокосму, где лежит феномен
развивающегося этноса, т.е. этногенез, понимаемый нами как процесс
становления этноса от момента возникновения до исчезновения или перехода в
состояние гомеостаза.

Нелишне отметить, что такое понимание отлично от бытовавшего еще недавно в
этнографии: этногенез - происхождение этноса, т.е. момент, завершающийся
появлением этнического самосознания.

В географическом аспекте основой для возникновения этноса служит популяция,
которая в интересующем нас сюжете может рассматриваться как группа
пассионарных особей, приспособившая определенный ландшафт к своим
потребностям и одновременно сама приспособившаяся к ландшафту.

Но момент рождения краток. Появившийся на свет коллектив должен немедленно
организоваться в систему с определенным разделением функций между ее
членами. В противном случае он будет просто уничтожен соседями. В целях
поддержания целостности системы устанавливаются социальные институты,
характер которых в каждом отдельном случае запрограммирован
обстоятельствами места (географическая обусловленность) и времени (стадия
развития человечества). Именно потребность в самоутверждении обуславливает
быстрый рост системы, территориальное расширение и усложнение
внутриэтнических связей; силы же для развития ее черпаются в пассионарности
популяции как таковой. Рост системы и создает инерцию развития, медленно
теряющуюся от сопротивления среды и рассеяния свободной энергии.

Даже при снижении жизнедеятельности этноса ниже оптимума социальные
институты продолжают существовать, иногда переживая создавший их этнос.
Так, римское право прижилось в Западной Европе, хотя античный Рим и гордая
Византия превратились в воспоминание. Но что можно откладывать по ординате,
если на абсциссе отложено время? Очевидно, ту форму энергии, которая
стимулирует процессы этногенеза, т.е. пассионарность. При этом надо
помнить, что максимум пассионарности, равно как и минимум ее, отнюдь не
благоприятствует процветанию жизни и культуры. Пассионарный "перегрев"
ведет к жестоким кровопролитиям как внутри системы, так и на границах ее, в
регионах этнических контактов. И наоборот, при полной инертности и вялости
населения какой-либо страны, когда уровень пассионарности приближается к
нулю, теряется сопротивляемость окружению, этническому и природному, что
всегда - кратчайший путь к гибели. Пассионарность присутствует во всех
этногенетических процессах, и это создает возможность этнологических
сопоставлений в глобальном масштабе.

Но нами не преодолена другая трудность: еще не найдена мера, которой можно
было бы мерить пассионарность. На основании доступного нам фактического
материала мы можем говорить только о подъеме или спаде, о большей или
меньшей степени пассионарного напряжения (частоте событий в жизни этноса),
но во сколько раз-мы не знаем. Однако это препятствие несущественно, ибо
отношение порядка "больше" - "меньше" уже само по себе является достаточно
конструктивным и плодотворным в естествознании для построения
феноменологических теорий, а точность измерения наблюдаемых величин и
формализация эмпирических наук-далеко не единственный и не всегда удобный
путь познания.

Поэтому отмеченная "трудность" - скорее не недостаток концепции, а ее
собственность.

В наше время школьное образование приучило читателя к двум предвзятым
мнениям: вере в свидетельства и убеждению в реальности чисел натурального
ряда. Оба мнения не то чтобы неверны, но неточны.

Достоверность исторических источников ныне ограничена исторической
критикой, принцип коей - сомнение. Натуральные числа - абстракция, ибо в
природе существуют не числа, а феномены. Натуральные числа удобно применять
в бухгалтерии, а не в природоведении или истории, где нет ничего
принципиально равного или тождественного. Математический аппарат
применяется в физике давно, но нельзя "думать, что все явления, доступные
научному объяснению, подведутся под математические формулы... об эти
явления, как волны об скалу, разобьются математические оболочки - идеальное
создание нашего разума"[39]. А Альберт Эйнштейн сказал еще более
категорично: "Если теоремы математики прилагаются к отражению реального
мира, то они неточны; они точны до тех пор, пока не ссылаются на
действительность"[40]. Но преклонение перед математикой в начале XX в.
превратилось в своеобразный культ, отвлекший много сил у естественников и
гуманитариев.

Для определения фазы этногенеза необходимо выявить главные параметры
изучаемой эпохи, на основании сочетания коих можно дать ей однозначную
характеристику. Таковыми будут императив поведения, момент толчка и логика
событий. Логика событий отражает вехи флуктуации биосферы, в том числе
пассионарности этносистемы[41]. Любая этническая система иерархична, т.е.
суперэтнос включает в себя несколько этносов, этнос - субэтносов или
консорций и т.д. Увеличение числа таксонов низшего ранга всегда связано с
подъемом пассионарности, и наоборот. Таким образом, сопоставление величин
пассионарности не прямо, но косвенно все-таки возможно, хотя подсчет числа
таксонов может быть осуществлен только методом экспертных оценок. Именно
этот метод позволяет сделать обобщение тех изменений в уровне пассионарного
напряжения суперэтнических систем, которые имели различных локальных
этногенезов. Графически эта представлена на рис. 4.

Рис. 4. Изменение пассионарного напряжения этнической системы (обобщение)

По оси абсцисс на рис. 4 отложено время в годах, где исходная точка кривой
соответствует моменту пассионарного толчка, послужившего причиной появления
этноса. По оси ординат отложено пассионарное напряжение этнической системы
в трех шкалах:
1) в качественных характеристиках от уровня P2; (неспособность
удовлетворить вожделения) до уровня Р6 (жертвенность);
2) в шкале "количество субэтносов (подсистем этноса) индексы n+1, n+3 и
т.д., где n - число субэтносов в этносе, не затронутом толчком и
находящемся в гомеостазе[42];
3) в шкале "частота событий этнической истории" (событие в нашем понимании,
совпадающем с трактовкой, впервые предложенной К. П. Ивановым, - процесс
разрыва этнических связей). В зависимости от таксономического ранга
этнической системы: конвиксия (или консорция) - субэтнос - этнос -
суперэтнос можно говорить о масштабе события. Для построения кривой
пассионарного напряжения мы выделяем события этнического масштаба:
столкновения двух или более субэтносов. Пунктирной кривой отмечен
качественный ход изменения плотности субпассионариев в этносе. Названия фаз
этногенеза соответствуют отрезкам, отложенным по шкале времени. Эта кривая
есть обобщение 40 индивидуальных кривых этногенеза, построенных нами для
различных суперэтносов, возникших вследствие различных толчков. Для каждого
толчка качественные характеристики уровня пассионарного напряжения
одинаковы, и изменяются они в указанной последовательности от неспособности
удовлетворять вожделения до жертвенности. Однако эти характеристики следует
рассматривать как некую усредненную "физиономию" этноса. Одновременно в
этносе присутствуют представители всех отмеченных на рисунке типов, но
статистически господствует тип, соответствующий данному уровню
пассионарного напряжения.

Непривычная по виду кривая проявления пассионарности равно не похожа ни на
линию прогресса производительных сил - экспоненту, ни на синусоиду, где
ритмично сменяются подъемы и спады, повторяясь, как времена года, ни на
симметричную циклоиду биологического развития. Предложенная нами кривая
асимметрична, дискретна и анизотропна по ходу времени. Она хорошо известна
кибернетикам как кривая, описывающая сгорание костра, взрыв порохового
склада и увядание листа. Ограничимся первым примером.

Костер вспыхнул с одного края. Пламя охватывает сучья кругом и быстро
поглощает кислород внутри костра. Температура падает, и окружающий кислород
воздуха врывается внутрь поленницы, заставляя дрова вновь вспыхнуть. После
нескольких вспышек остаются угольки, медленно остывшие и превращающиеся в
пепел. Для повторения процесса нужен новый хворост и новая вспышка пламени.
Так же, если толкнуть шар - он сначала движется ускоренно, за счет силы
толчка; затем теряет инерцию от сопротивления среды и останавливается,
точнее, приходит в состояние равновесия со средой, что называется в
механике покоем.

Процессы этногенезов, как и вышеописанные, вызываются взрывами, или
толчками, внешними по отношению к антропосфере, которая из-за этих
импульсов превратилась из монолитной в мозаичную, т.е. стала этносферой;
единое человечество стало разнообразным, вечно меняющимся сочетанием особей
и микропопуляций, чем-то похожих друг на друга, а чем-то разных, главным
образом - по стереотипам поведения.

Причинами толчков могут быть только мутации, вернее - микромутации,
отражающиеся на стереотипе поведения, но редко влияющие на фенотип. Как
правило, мутация не затрагивает всей популяция своего ареала. Мутируют
только некоторые, относительно немногочисленные особи, но этого может
оказаться достаточно для того, чтобы возникли новые "породы", которые мы и
фиксируем со временем как оригинальные этносы. Ареалы взрывов этногенеза,
или пассионарных толчков, отнюдь не связаны с определенными регионами Земли
[43] (см. рис. 5).

На рис. 5 римской цифрой обозначен порядковый номер толчка, арабскими
цифрами пронумерованы этносы, возникшие вследствие данного пассионарного
толчка.

Для каждого этноса приводится его историческое или условное название, а
затем в скобках - название географической или этнокультурной области его
появления, соответствующее точке на карте. В некоторых случаях дается
краткая характеристика или важнейшие события фазы подъема. После номера в
скобках указана дата толчка.

Зоны пассионарных толчков - это узкие полосы, шириной около 300 км при
широтном направлении и несколько больше при меридиональном, примерно на 0,5
окружности планеты. Они похожи на геодезические линии[44]. Возникают толчки
редко - два или три за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и
тому же месту. Так, за тысячу лет до н.э. отчетливо прослежены два толчка:
в VIII в. - от Аквитании, через Лациум, Элладу. Киликию, Парс до Индии, и в
III в.- по степям современной Монголии и Казахстана.

Рис. 5. Оси зон пассионарных толчков

Легенда к карте пассионарных толчков

* I (XVIII в. до н.э.). 1. Египтяне-2 (Верхний Египет). Крушение
Древнего царства. Завоевание гиксосами Египта в XVII в. Новое царство.
Столица в Фивах (1580 г.) Смена религии. Культ Озириса. Прекращение
строительства пирамид. Агрессия в Нумибию и Азию. 2) Гиксосы
(Иордания. Северная Аравия). 3) Хетты (Восточная Анатолия).
Образование хеттов из нескольких хатто-хуритских племен. Возвышение
Хаттуссы. Расширение на Малую Азию. Взятие Вавилона.

* II (XI в. до н.э.). 1) Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси). Завоевание
княжеством Чжоу империи Шан Инь. Появление культа Неба. Прекращение
человеческих жертвоприношений. Расширение ареала до моря на востоке,
Янцзы на юге, пустыни на севере. 2) (?) Скифы (Центральная Азия).

* III (VIII в. до н.э.). 1) Римляне (центральная Италия). Появление на
месте разнообразного италийского (латино-сабино-этрусского) населения
римской общины-войска. Последующее расселение на среднюю Италию,
завоевание Италии, закончившееся образованием Республики в 510 г. до
н.э. Смена культа, организации войска и политической системы.
Появление латинского алфавита. 2) Самниты (Италия). 3) Эквы (Италия).
4) (?) Галлы (южная Франция). 5) Эллины (средняя Греция). Упадок
ахейской критомикенской культуры в XI-IX вв. до н.э. Забвение
письменности. Образование дорийских государств Пелопоннеса (VIII в.).
Колонизация эллинами Средиземноморья. Появление греческого алфавита.
Реорганизация пантеона богов. Законодательства. Полисный образ жизни,
б) Лидийцы. 7) Килиикийцы (Малая Азия). 9) Персы (Персида).
Образование мидян и персов. Дейок и Ахемен - основатели династий.
Расширение Мидии. Раздел Ассирии. Возвышение Персиды на месте Элама,
закончившееся созданием царства Ахеменидов на Ближнем Востоке. Смена
религии. Культ огня. Маги.

* IV (III а. до н.э.). 1) Сарматы (Казахстан). Вторжение в европейскую
Скифию. Истребление скифов. Появление тяжелой конницы рыцарского типа.
Завоевание Ирана парфянами. Появление сословий. 2) Кушаны-согдийцы
(Средняя Азия). 3) Хунны (южная Монголия). Сложение хуннского
родоплеменного союза. Столкновение с Китаем. 4) Сяньби. 5) Пуё. 6)
Когурё (южная Маньчжурия, Северная Корея). Возвышение и падение
древнего корейского государства Чосон (III-II вв. до н.э.).
Образование на месте смешанного тунгусо-маньчжуро-корейско-китайского
населения племенных союзов, выросших впоследствии в первые корейские
государства Когуре, Сидла, Пэкче.

* V (I в. н.э.). 1) Готы (южная Швеция). Переселение готов от
Балтийского моря к Черному (II в.). Широкое заимствование античной
культуры, закончившееся принятием христианства. Создание готской
империи в Восточной Европе. 2) Славяне. Широкое распространение из
Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Черного морей. 3) Даки
(современная Румыния). 4) Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина).
Возникновение христианских общин. Разрыв с иудаизмом. Образование
института церкви. Расширение за пределы Римской империи. 5) Иудеи-2
(Иудея). Обновление культа и мировоззрения. Появление Талмуда. Война с
Римом. Широкая эмиграция за пределы Иудеи. 6) Аксумиты (Абиссиния).
Возвышение Аксума. Широкая экспансия в Аравию, Нубию, выход к Красному
морю. Позже (IV в.) принятие христианства.

* VI (VI в. н.э.). 1) Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Объединение
племен Аравийского полуострова. Смена религии. Ислам. Расширение до
Испании и Памира. 2) Раджпуты (долина Инда). Низвержение империи
Гупта. Уничтожение буддийской общины в Индии. Усложнение кастовой
системы при политической раздробленности. Создание религиозной
философии Веданты. Троичный монотеизм: Брама, Шива, Вишну. 3) Боты
(южный Тибет). Монархический переворот с административно-политической
опорой на буддистов. Расширение в Центральную Азию и Китай. 4)
Табгачи. S) Китайцы-2 (северный Китай: Шэньси, Шаньдун). На месте
почти вымершего населения северного Китая появились два новых этноса:
китайско-тюркский (табгачи) и средневековой китайский, выросший из
группы Гуаньлун. Табгачи создали империю Тан, обеднив весь Китай и
центральную Азию. Распространение буддизма, индийских и тюркских
нравов. Оппозиция китайских шовинистов. Гибель династии. 6) Корейцы.
Война за гегемонию между королевствами Силла, Пэкче, Когуре.
Сопротивление танской агрессии. Объединение Кореи под властью Сияла.
Усвоение конфуцианской морали, интенсивное распространение буддизма.
Формирование единого языка. 7) Ямато (Японцы). Переворот Тайка.
Возникновение центрального государства во главе с монархом. Принятие
конфуцианской морали как государственной этики. Широкое
распространение буддизма. Экспансия на север. Прекращение
строительства курганов.

* VII (VIII в. н.э.). 1) Испанцы (Астурия). Начало реконкисты.
Образование королевств: Астурия, Наварра, Леон и графства Португалия
на базе смешения испано-римлян, готов, алан, лузитан и др. 2) Франки
(французы). 3) Саксы (немцы). Раскол империи Карла Великого на
национально-феодальные государства. Отражение викингов, арабов,
венгров и славян. Раскол христианства на ортодоксальную и папистскую
ветви. 4) Скандинавы (южная Норвегия, северная Дания). Начало движения
викингов. Появление поэзии и рунической письменности. Оттеснение
лопарей в тундру.

* VIII (XI в. н.э.). 1) Монголы (Монголия). Появление "людей длинной
воли". Объединение племен в народ-войско. Создание законодательства -
Ясы и письменности. Расширение улуса от Желтого до Черного моря. 2)
Чжурчжэни (Манчжурия). Образование империи Цзинь полукитайского типа.
Агрессия на юг. Завоевание северного Китая.

* IX (XIII в. н.э.) 1) Литовцы. Создание жесткой княжеской власти.
Расширение княжества Литовского от Балтийского до Черного моря.
Принятие христианства. Слияние с Польшей. 2) Великороссы. Исчезновение
Древней Руси, захваченной литовцами (кроме Новгорода). Возвышение
Московского княжества. Рост служилого сословия. Широкая метисация
славянского, тюркского и угорского населения Восточной Европы. 3)
Турки-османы (запад Малой Азии). Консолидация османским бейликом
активного мусульманского Населения Ближнего Востока, пленных
славянских детей (янычары) и морских бродяг Средиземноморья (флот).
Султанат военного типа. Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней
Азии и Северной Африки до Марокко. 4) Эфиопы (Амхара, Шоа в Эфиопии).
Исчезновение Древнего Аксума. Переворот Соломонидов. Экспансия
эфиопского православия. Возвышение и расширение царства Абиссиния в
Восточной Африке.

Как мы уже говорили, один и тот же толчок может создать несколько очагов
повышения пассионарности (и как следствие - несколько суперэтносов), если
его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так,
толчок VI в. н.э. задел Аравию, долину Инда, Южный Тибет, северный Китай и
среднюю Японию. И во всех этих странах возникли этносы-ровесники, причем
каждый из них имел оригинальный стереотип и культуру. Соседи их - Византия,
Иран, Великая степь; айны были старше. В XII в. появились чжурчжэни и
монголы; они были моложе всех. Западная Европа, лежавшая в развалинах после
Великого переселения народов, обновилась в IX в., а Восточная - в XIV в.
Именно поэтому Россия и Литва - не отсталые по сравнению с Францией и
Германией, а более молодые этносы. Впрочем, Россию правильнее называть
суперэтносом, ибо Москва объединила вокруг себя много этносов, не прибегая
к завоеванию.

Представленную на рис. 4 кривую можно в случае надобности применить к
консорции, конвиксии, субэтносу и этносу, соответственно меняя масштаб
времени, учитывая при этом влияние этнических контактов. На суперэтническом
уровне при синхронизации этногенезов мы увидим динамику этнокультурных
систем (см. рис. 6) и их контакты, которые бывают и кровавыми, и мирными,
экономическими, идеологическими и эстетическими. В разных исторических
коллизиях, климатических вариациях на фоне спадов и подъемов пассионарности
результаты столкновения бывают различны. Эти контакты и есть предмет
этнической истории.

Ясно, что относительная длительность этногенеза различна. Вся фаза подъема
длится примерно 300 лет; процесс роста идет весьма интенсивно. Примерно
такова по длительности и акматическая фаза. Именно в этом периоде
складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и
создаются для формирования суперэтнических культурных образований. Надлом
длится меньше и занимает по времени от 150 до 200 лет. Особенно сильно
варьируют по своей длительности фазы инерции и обскурации. Это зависит как
от интенсивности внутренних процессов разложения этноса, так и от
исторической судьбы, определяемой степенью развития материального базиса,
накопленного за предшествовавший период, физико-географическими условиями
ареала и состоянием смежных этносов. Наконец, положительность фазы
гомеостаза, в которой существуют исторические реликты, уже целиком зависит
от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток
разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он становится изолятом и
существует неопределенно долго, т.е. до тех пор, пока на его землю не
позарятся соседи. Таким образом, весь цикл этногенеза занимает от момента
оформления этносоциальной системы до превращения этноса в реликт около 1200
лет, конечно, при отсутствии внешнего смещения, которое может нарушить
процесс этногенеза в любой фазе.

Уровни этнической иерархии для восходящей ветви этгогенеза (подъем пассионарности)   Уровни этнической иерархии для нисходящей ветви этгогенеза (спад пассионарности)
Рис. 6. Динамика этнокультурных систем Евразии I-XV вв.






Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия