Все приведенные выше наблюдения и их обобщение позволяют отметить
несовпадение социальных и этнических ритмов развития. Первое - это
спонтанное непрерывное движение по спирали, второе - прерывистое, с
постоянными вспышками, инерция которых затухает при сопротивлении среды.
Хронологические социальные сдвиги - смены формаций и этногенетические
процессы никак не совпадают. Иногда этнос, как, например, русский,
переживает две-три формации, а иногда создается и распадается внутри одной,
как, например, парфяне или тюркюты. Общественное развитие человечества
прогрессивно, этносы же обречены на исчезновение.
Теперь можно сделать вывод. Этногенез - инерционный процесс, где
первоначальный заряд энергии (биохимической, описанной В. И. Вернандским)
расходуется вследствие сопротивления среды, что ведет к гомеостазу -
равновесию этноса с ландшафтным и человеческим окружением, т.е. к
превращению его в реликт, когда он находится в пережиточном (персистентном)
состоянии, лишенном творческих сил. Именно благодаря высокому накалу
пассионарности происходит взаимодействие между общественной и природными
формами движения материи, подобно тому как некоторые химические реакции
идут лишь при высокой температуре и в присутствии катализаторов. Импульсы
пассионарности как биохимической энергии живого вещества, преломляясь в
психике человека, создают и сохраняют этносы, исчезающие, как только
слабеет пассионарное напряжение.
В заключение необходимо уточнить, в какой степени предложенная нами
концепция этногенеза соответствует теории диалектическою и исторического
материализма. Она соответствует ей полностью. Развитие общественных форм -
спонтанно; смена общественно-экономических формаций - явление глобальное,
несмотря на неравномерность развития в разных регионах; движение
общественной формы материи - поступательно и прогрессивно; направление его
- спираль. Следовательно, это - философская теория об общих законах
развития, и, значит, она на целый порядок выше) нежели антропосфера, взятая
как целое, и на два порядка выше, чем этносфера - мозаика этносов во
времени и пространстве. Иными словами, этнология - это частный случай
применения диалектического материализма с учетом спецификации темы и
аспекта.
Как известно, все природные закономерности вероятностны и, следовательно,
подчинены стохастическим закономерностям. Значит, чем выше порядок, тем
неуклоннее воздействие закономерности на объект; и чем ниже порядок, тем
более возрастает роль случайности, а тем самым и степень свободы. В первом
случае лимит - галактика, во втором - атом, ибо супергалактические и
субатомные явления исследуются иными способами и иначе воспринимаются нашим
сознанием. А между ними лежит градация порядков явлений. И каждый порядок
требует к себе внимания и специального подхода. Феномен этноса занимает в
этих пределах промежуточное положение. Тип движения в этносах - колебание,
развитие - инерционно и дискретно, устойчивость обеспечивается системными
связями, а неповторимость и творчество - эффектом биохимической энергии
живого вещества - пассионарностью, преломленной психикой как на
индивидуальном, так и на популяционном уровне.
Такова, по нашему мнению, дефиниция понятия "этнос". Это - элементарное
понятие, несводимое ни к социальным, ни к биологическим категориям. Этот
вывод - эмпирическое обобщение историко-географических фактов.