Студопедия — Личность в системе толерантных и интолерантных отношений
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Личность в системе толерантных и интолерантных отношений






 

Выше мы рассмотрели, что толерантность и противоположное явление – интолерантность в психологии обычно представлены: как процесс и/или состояние организма; характеристика конкретного стиля поведения или действия индивида в той или иной ситуации; способность; черта характера; личностное качество; внутренняя установка, мировоззренческая позиция и пр. Как одно из наиболее существенных явлений и поведенческих характеристик индивидов интолерантность и толерантность представлены как общественные отношения и взаимодействия. Толерантность – как отношение, либо «толерантные взаимоотношения», либо «межличностная толерантность» отражает ту качественную сторону связи, которая возникает между людьми, вступившими во взаимодействие, как взаимное влияние друг на друга.

Известно, способность толерантных взаимоотношений формируется у каждого человека как существа социального, вступающего в связь с Другим человеком, у каждой общности, неизменно «соприкасающейся» с другими общностями. Если учесть: - человек как существо социальное постоянно находится в связях и взаимодействии с другими; - а, толерантность в этом случае выступает как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни, жизненная позиция; - то толерантность и интолерантность как отношение (особое) к кому-либо или чему-либо, для каждого человека свойственно проявлять постоянно.

Выявлено, толерантность и интолерантность как отношения:

- рассматривают через действия и поведение, к которым эти отношения и приводят, а уже в этих действиях иповедении разворачиваются: доверие / недоверие, открытость / агрессивность, сотрудничество / конфликтность, договоренность / непонимание, дискуссия / спор, убеждение / отрицание, уважение / ненависть;

- это «одновременно и оценочное, и установочное явления» (В.Я. Апчел).

Формируется межличностная толерантность (интолерантность) как и всякое отношение, на основании оценки другого индивида и только благодаря постоянной связи с ним. Но, прежде всего, объект оценивают относительно себя (как мера значимости для себя): опасный / неопасный; приятный / неприятный; полезный / вредный; безразличный / небезразличный [43], [44]. Действия и поведение наполняются эмоциями: толерантные – позитивными, интолерантные – негативными. Далее оценка порождает доверие/недоверие и через это готовность (установку) к сотрудничеству/конфликту. Можно сделать вывод о том, что толерантность – объективно динамичный феномен, за которым стоят ценностные основания, нравственные и психологические ориентиры, которые тоже динамичны (Б.З. Вульфов). Мы придерживаемся подобной точки зрения в своем исследовании и предлагаем это рассматривать через этапы становления толерантности педагога – как качества динамичного и компенсаторного (см. Приложение 2 «Толерантность педагога как динамичное, компенсаторное качество и как элемент системного образования»; Рис. 1 (краткий вариант), Рис. 2 (расширенный вариант) «Схема «Этапы становления толерантности как качества динамичного и компенсаторного»»).

«Декларация принципов толерантности» способствует пониманию смысла и значения тех явлений, которые несет в себе сама идея толерантности: толерантность – это уважение; принятие и понимание форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины. Признание того, что каждый свободен придерживаться своих убеждений; взгляды одного человека не могут быть навязаны другим; признание прав и основных свобод человека; признание различий по внешнему виду, положению, поведению, ценностям... Это не снисхождение или потворство, не безразличие, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказ от своих убеждений или уступки чужим (не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом). Это моральный долг. Толерантность как отношение порождает: доверие, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, жизнерадостность, дружелюбие. Ей способствуют: знания, открытость, общение, свобода мысли и совести, внимание друг к другу и солидарность. При этом «активная жизненная позиция», «гражданственность», «патриотизм» и другие важные и ценные качества непосредственно связаны именно с небезразличием, заинтересованным и пристрастным отношением человека к окружающему.

Соответственно интолерантность как отношение порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции – гнев, досаду, злобу и злость [150]. В интолерантных отношениях отсутствует доверие к индивиду. В целом под явлением «интолерантность» можно понимать совокупность установок индивида, которые определяют его негативное отношение к объектам (одному, многим или большинству), процессам, явлениям окружающего мира. У подобных индивидов их интолерантность может становиться чертой характера.Через интолерантные отношения, порою, индивиды стремятся к самоутверждению: систематически занимаются критической или критиканской деятельностью; склонны действовать поперек других; проявляют интолерантность выгоды – «погромче заявить о себе» непримиримо и разжигая страсти; проявляют интолерантность борьбы своим вмешательством в естественное течение дел («борцы за что-либо»). Так, «борясь», к примеру, за мир, подобные борцы могут (готовы) не оставить камня на камне от этого мира.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных и рассматриваются как взаимообратимые понятия.Если это учесть, то, чем более индивид толерантен, тем менее он интолерантен и наоборот.

Толерантные отношения (межличностная толерантность) имеют (и должны иметь) свои пределы. Если выстроить пирамиду мнений, которые отличаются от наших, то до какого-то уровня мы относимся к ним спокойно, с пониманием, т.е. толерантно, но с определенного – уже непримиримо (не следует эту позицию путать с интолерантностью, как недружелюбием). Важна мера, причем толерантность с позиций силы выглядит привлекательнее, чем толерантность с позиций слабости, когда некоторые индивиды, просто терпят то, противостоять чему у них нет сил. Но подлинной, глубинной толерантностью это не является.

Характер проявления толерантного и интолерантного поведения и действий зависит от свойств и качеств личности в целом. Склонность вести себя так или иначе может стать устойчивой личностной чертой. В современной психологической литературе рассмотрели (весьма условно) основные черты и отличия толерантной и интолерантной личности. Согласимся с данными отличиями, как мерой, границей проявления характеристик толерантной и интолерантной личности и представим в таблице «Особенности толерантной и интолерантной личности» (см. Таблица 3).

Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя и комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей и всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А инвариантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти и мести, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

В связи с вышесказанным, ценные качества, способствующие формированию толерантности, необходимо прививать подрастающему поколению, таким образом, чтобы они не оборачивались конфликтами, враждой. Следовательно, воспитание подрастающего поколения в духе толерантности – одна из наиболее актуальных общественных задач. В этом аспекте, личность педагога признана быть носителем и образцом здорового и конструктивного начала, как готовности и способности строить свои взаимоотношения с Другим(и) на основе понимания, принятия и признания многообразия бытия. Это моральный долг педагога.

Таблица 3







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1134. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия