Базовые механизмы и этапы становления толерантности педагога
Толерантность актуализируется лишь тогда, когда «мнения, оценки, верования, поведение т.п. других людей не совпадают с мнениями, оценками, ожиданиями субъекта взаимодействия» [91, с.12]. Вопрос о толерантности - это вопрос о сущности и развитии толерантных отношений, т.е. как личность, в непосредственном взаимодействии с Другим(ми), реализует толерантный подход; «как при глобальных различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь» (М.П. Мчедлов); осмысление того «во имя чего, ради чего я действую толерантно, какие ценности я отстаиваю и каков для меня в этом смысл?!» (С.Л. Братченко). Опираясь на положение, выдвинутое С.К. Бондыревой: «толерантность и интолерантность – это особые отношения, которые формируются (как и всякое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь – оценка – отношение – поведение (намерение), толерантное или интолерантное» [43, с.4], рассмотрим этапы и те психологические механизмы, которые, вероятнее всего можно обеспечивают возникновение, развитие и становление толерантности (толерантного отношения). Определим этапы становления толерантности, либо терпимости, либо интолерантности (см. Приложение 2, Рис. 1 (краткий вариант), Рис.2. (расширенный вариант), «Схема «Этапы становления толерантности как качества динамичного и компенсаторного»»). Этап как «отрезок времени, ознаменованный каким-либо качественным изменением» [39, с.707] имеет пределы, границы развития. На наш взгляд границы толерантности определяются спецификой проявления личностью трёх П: Принятие, Признание, Понимание. Становление толерантности (исходя из результатов экспериментальной практики) скорее, определяется спецификой проявления личностью Терпения, Терпимости, Терпеливости и Принятия, что впоследствии и обусловит для личности некую меру и этапы развития толерантности, а через это становление и проявление толерантных, либо, интолерантных отношений к Другому.
Рис.1. Схема «Этапы становления толерантности как качества динамичного и компенсаторного» (краткий вариант) В становлении толерантности (толерантных отношений): -уместна формула: принять – значит признать, через понять. Следует как дефиниция в рамках рабочего определения: Принятие Другого (положительное отношение к человеку, отличному от тебя) – значит понимание (умение видеть Другого изнутри, т.е. способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его), и через признание (т.е.видеть в другом именно Другого, как носителя других ценностей, логики мышления, форм поведения), без осуждений, разрешить, т.е. дать право ему быть самим собой, быть независимым от мнения и действий субъекта взаимодействия. -механизм «Принятие» необходимо рассматривать как ведущий, стержневой и учесть следующее: 1) принятие ярче всего выражается в условиях межличностных взаимоотношений; формируется оно по этапам: 1-принятие человеком самого себя (феномен самопринятия), 2-принятие Другого, и, как следствие, 3-взаимное принятие; 2) способствует позитивному развитию личности через компоненты: безусловность и безоценочность, позитивность и положительная эмоциональная окрашенность; 3) проявляется через сознательное стремление к помощи и поддержке с обеих сторон (Друг друга), где это Принятие разворачивается или прекращает своё существование. Для объективного рассмотрения принятия, необходимо опираться на экзестенциально-гуманистический подход К. Роджерса. Им изучены условия становления принятия, как личностной особенности, которая обеспечивает формирование особого поведения, отношений, чувств: гармоничные – «Я принимаю тебя», «Ты принимаешь меня»; дисгармоничные – «Я не принимаю тебя», «Ты не принимаешь меня» [166]. Если механизм «Принятие» рассматривать как ведущий, стержневой, тогда необходимо выявить и особенности развития механизма «Принятие», обеспечивающего становление толерантности. Это могут быть последовательные этапы (см. Приложение 2, Таблица 2 «Этапы развития механизма «принятие» как ведущего в становлении толерантности»): 1 этап: становление толерантности личности через способность к безусловному принятию себя. Происходит развитие феномена самопринятия. Но достигается это в ситуации последовательной работы: Изучить самого себя; Понять самого себя, своё «Я»; Признать своё «Я»; Принять самого себя: Работа над собой как процесс «принятие человеком самого себя» (феномен самопринятия), включает следующее: 1) изучить самого себя. Учиться совершать индивидуальный анализ и давать собственную оценку уже совершенных действий, поступков, «шагов», так как любой поступок каждого человека – это его поступок, и только он сам вправе как-то его оценивать. Учиться процессу Самовосприятия личности:Восприятие себя через соотнесение себя с другим человеком (идентификация); Восприятие себя через восприятие себя другими людьми (обратная связь); Восприятие себя через результаты собственной деятельности (самооценка, индивидуальная и групповая рефлексия); Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний (Я-эмоциональное, внимание к чувствам); Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика (Я-физичское). 2) понять самого себя, своё «Я». Учиться «видеть себя как-бы изнутри» и понимать себя, свои особенности, собственную индивидуальность; осознать свое отношение к различным явлениям, социальным институтам, то есть глубже и полнее разобраться в себе и в своем отношении к миру: Кто Я? Какой Я? Мои Смыслы, идеи, цели? Что Я хочу, что Я могу, что Я могу себе позволить и что Я не могу себе позволить? Что важно для меня и что нужно мне и т.д. 3) признать своё «Я». Способность видеть свою индивидуальность, уникальность, из определенных, но отличных от других, ценностей, форм поведения, логики мышления, и через это осмысленно давать право этому быть, согласиться с тем, что это(оно) есть, разрешить этому быть, т.е. разрешить себе быть таким, каков ты есть. Признать, что это есть. Признать без условий. Это могут быть отношения, это может быть отношение к тебе, это может быть твоё отношение к чему-либо или к кому-либо, это может быть качество – твоё или другого человека, это может быть твоя бедность или болезнь, но это ВСЁ есть. И пока ты не признаешь, что оно есть – очень трудно будет что-либо изменить. Даже пойти ещё дальше, и начать искать важные и так нужные себе(именно себе) теперь смыслы в том, что есть, и что даже может быть. То есть начать извлекать, чему учит меня эта возникшая реальность. Чему учишь себя ты сам, чему учит тебя твоё тело, что ценного сокрыто (потенциал, резерв) в тебе самом, в твоей душе, в самой ситуации. В результате работы над собой происходит расширение сознания. 4) принять самого себя. Происходит принятие себя, как признание себя и безусловную любовь к себе такому, «каков я есть», отношение к себе как к «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору» (К. Роджерс), веру в себя и свои возможности, а через это доверие себе. 2 этап: становление толерантности личности через способность к безусловному принятию Другого. Происходит позитивное развитие личности через компоненты: безусловность и безоценочность, позитивность и положительная эмоциональная окрашенность в отношении к Другому. Достигается это в ситуации последовательной работы: Оценка Другого (как выбор); Понимание Другого; Признание Другого (как основа); Принятие Другого. Работа над собой как процесс «принятие Другого» проводится подобным образом, только имеет иную направленность: не на себя, а на другого человека. 3 этап: становление толерантности личности через способность к взаимному принятию Друг друга. Проявляется это через сознательное стремление к помощи и поддержке с обеих сторон (Друг друга), где Принятие разворачивается, или прекращает своё существование. Достигается это в ситуации последовательной работы: Оценка Друг друга (как выбор); ВзаимоПонимание Друг друга; ВзаимоПризнание Друг друга (как основа); ВзаимоПринятие Друг друга (см. Таблица 4).
Таблица 4
|