Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Готический собор. Конструктивные особенности, символизм и оптические иллюзии




Готческий собор - синтез средневековой культуры. Собор - некое адаптационное пространство между миром земным и миром небесным, средство трансформации, развоплощение пространства. В интерьере возможны изображения средневековых легенд. Из-за витражей и драгоценных камней свет причудливо играл. Иногда он исходил не столько от окон, сколько от самих стен. Этим светом готика отличалась от романского стиля. Романский собор окрашен в цвет золота и меда + в нем была мозаика. Католицизм рассматривает христианство как познание божества. В византийской (православный, романский стиль) традиции считалось, что познать бога не возможно. От этого разница в архитектуре. В Византии мозаика отражает свет, но не пропускает через себя(символ божественной тайны) и в готическом соборе есть ощущение прозрачности. Свет пропускается через стены и делает огромное здание невесомым, воздушным, прозрачным.

В готике новое отношение к пространству. Стремились к развоплощеиию камня. Если в романском стиле использовали камень и дерево, то в готике камень и стекло. Стекло для витражей делали с пузырьками. Создавалась оптическая иллюзия - своды романских соборов в несколько раз мельче. Но в готическом крестовые своды устремленные ввысь кажутся невесомыми. Повторяются одни и тс же формы. Они то бесконечно маленькие, то бесконечно большие. Но нигде нет повторения элементов. Везде своя индивидуальность. Если смотреть вверх на шпили, никакого движения вверх нет. Должна быть неподвижность, т.к. 6017 не нужно развитие и движение. Но эффект парения есть. Вещи, камни парят, колыхаются. Скульптуры - основание скошено и есть ощущение, что статуя съедет с основания. Роспись: есть два потока. Один направлен ввысь, другой в бездну. От этого эффект парения. Крестовые своды - балдахины внизу уже чем вверху. Они как бы висят, а от них уже спускаются колонны как корни у дерева - от этого невесомость. Изображения: фрески, рельефы, скульптуры, иконы. Икон в католицизме меньше чем в православии. Видно пространства: бога, праведников, грешников. На изображениях идет игра с энергетикой. Ангелы без плоти. Иисус руками, разведенными не до конца, сминает как бы все несовершенное. Готический собор очень сильно влиял на психику людей. Человека для религии подготавливали не проповедями, а именно обстановкой и влиянием на подсознательном уровне. В соборе есть переходы динамики и покоя, контраст и чередование динамики и неподвижности, воздушности и тяжеловесности - именно по этому собор символ и воплощение готики.

15. Образы пространства мироздания в «Божественной комедии» Данте и готической архитектуре.

“Божественная комедия” отличается четкой и продуманной композицией: она разделена на три части (“кантики”), каждая из которых изображает одну из трех частей загробного мира, согласно католическому учению, - ад, чистилище или рай. Каждая часть состоит из 33 песен, а к первой кантике добавлена еще одна песнь-пролог, так что всего получается 100 песен при троичном членении: вся поэма написана трехстрочными строфами – терцинами.

Проводником Данте в кругах небесного рая является Беатриче, которая олицетворяет небесное сознание, то есть рай - это экстрафизический мир, где не действует земной разум, который постигает информацию посредством аналитических умозаключений, но в экстрафизическом пространстве рая происходит непосредственное восприятие истины. А именно земной разум способен постигать образы земного физического мира, а также метафизические образы ада и чистилища, но рай имеет природу экстрафизического света, который не доступен разуму.

Образы рая могут быть доступны для восприятия, если человек способен видеть экстрафизическую природу райского света, и поэтому проявления рая в психологических чертах человеческого характера тоже являются сложно распознаваемыми, но всё же рай имеет проекции в физиогномике человеческого лица и соотносится с числами в нумерологии так же, как остальные миры мироздания, которое описано в Божественной Комедии.

Ад в системе мироздания обладает специальной функцией изоляции и - в последних своих глубинах - аннигиляции греха и грешников.

В трех устах троеликого Демона казнятся самые гнусные, по мнению Данте, предатели: Иуда, Брут, Кассий. Центр мироздания, совпадающий с центром земли, скован льдами. Зло - в сосредоточии тяжести вселенной. Величайший грех есть вместе с тем и величайшее безобразие, окаменение, неподвижность, обморок сознания.

В построение картины Ада Данте исходил из христианской модели мира.

Черты средневекового мировоззрения обнаруживаются и в композиции «Божественной комедии», в которой велика роль мистических чисел 3, 9, 100 и др. Поэма делится на три кантики (части) — «Ад», «Чистилище», «Рай», в соответствии со средневековыми представлениями об устройстве загробного мира. В каждой кантике по 33 песни, итого вместе со вступительной песнью поэма состоит из 100 песен. Ад подразделяется на 9 кругов в соответствии с тяжестью и характером грехов: в 1-м круге («Лимбе») наказываются некрещенные не по своей вине (античные мыслители, новорожденные дети); во 2-м круге — сладострастники; в 3-м круге — чревоугодники; в 4-м круге — скряги и расточители; в 5-м круге — гневливые и завистливые; в 6-м круге — еретики; в 7-м круге — насильники против ближних, себя, Бога; в 8-м круге — обманщики; в 9-м круге — изменники (в том числе сам изменивший Богу Сатана, в трех пастях которого — души Иуды, предавшего Христа, Брута и Кассия, изменивших Юлию Цезарю).На 7 уступах Чистилища (горы на противоположной стороне Земли) наказываются 7 смертных грехов: гордость, зависть, гнев, уныние, корыстолюбие, чревоугодие и блуд (здесь грехи не столь тяжелы, поэтому наказание не вечно). У подножия Чистилища есть его преддверие, а на вершине горы — Земной рай, поэтому снова возникает мистическое число 9. Рай состоит из 9 сфер (Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна, звезд, Эмпирея — местопребывания Божественного света). Терцина. Число 3 присутствует и в строфике поэмы, которая разбита на терцины — трехстишия с рифмовкой аЪа ЪсЪ сйс йей и т. д. Здесь можно провести параллель с готическим стилем в средневековой архитектуре.В готическом соборе все элементы — архитектурные конструкции, скульптуры, помещенные в нишах, орнамент и др. — не существуют отдельно друг от друга, а вместе образуют движение по вертикали снизу вверх.Точно так же терцина оказывается незавершенной без следующей терцины, где и срифмованная вторая строка дважды поддерживается рифмой, т. о., возникает новая нерифмованная строка, требующая появления следующей терцины.Четыре смысла «Божественной комедии». Учение, итоженное Данте в «Пире», применимо к его поэме. Ее буквальный смысл — изображение судеб людей после смерти. Аллегорический смысл заключается в идее возмездия: человек, наделенный свободой воли, будет наказан за совершенные грехи и вознагражден за добродетельную жизнь. Моральный смысл поэмы выражен в стремлении поэта удержать людей от зла и направить их к добру. Анагогический, т. е.высший смысл «Божественной комедии», заключается для Данте в стремлении воспеть Беатриче и поликую силу любви к ней, спасшую его от заблуждений и позволившую написать поэму. Художественный мир. В основе художественного мира и поэтической формы поэмы — аллегоричность и символичность, характерные для средневековой литературы. Пространство в поэме концентрично (состоит из кругов) и в то же время подчинено вертикали, идущей от центра Земли (одновременно центра вселенной и низшей точки Ада, где наказывается Сатана) в две стороны — к поверхности Земли, где живут люди, и к Чистилищу и Темному раю на обратной стороне Земли, а затем — к сферам Рая пплоть до Эмпирея, местопребывания Бога.Время также двуедино: с одной стороны, оно ограничено весной 1300 г., с другой — и историях душ, находящихся в загробном мире, концентрированно представлены как Античность (от Гомера до Августина), гак и все последующие времена вплоть до современности; более го го, в поэме есть предсказания будущего. При этом, естественно, Данте приходится прибегать к уловкам, он предсказывает устами героев события, которые ко времени написания поэмы уже произошли. Так, сделано псевдопредсказание смерти папы Бонифация VIII, к началу работы Данте над поэмой уже скончавшего-ся (умер в 1303 г. ). Другое предсказание делает в сфере Марса прапрадед Данте Каччагвида, предрекающий поэту изгнание из Флоренции (тоже ложное предсказание, т.к. поэма писалась уже в изгнании) и будущий триумф поэта. Историзма как принципа в поэме нет. Люди, жившие в разные века, оказываются рядом, время исчезает, превращаясь или в точку, или в вечность. Наиболее яркие образы и ситуации в сюжете поэмы.Сюжет поэмы развивается в двух планах. Первый — рассказ о путешествии Данте по загробному миру, ведущийся в хронологической последовательности. Этот план позволяет развиться второму плану повествования — отдельным историям душ тех людей, с которыми встречается поэт.Здесь Данте достигает замечательного повествовательного эффекта. Такова история, рассказанная во 2-м круге Ада Франческой о ее трагической любви к брату мужа.Первый комментатор «Божественной комедии» Д. Боккаччо пояснил, что Данте говорит о реально существовавших Франческе да Римини и ее возлюбленном Паоло, убитых заставшим их вместе ее мужем и братом Паоло Джианчиотто Малатеста.Характерна реакция Данте на эту историю: выслушав ее, он падает в обморок. Как человек Средневековья, он помещает влюбленных в Ад, а как человек кануна Возрождения он потрясен историей этой любви. Не менее впечатляет услышанная поэтом в 9-м круге Ада трагическая история гибели графа Уголино и его детей, которых архиепископ Руджиери уморил голодом.В кантике «Рай» на место историй приходят похвальные речи. Таковы, например, услышанные Данте в сфере Солнца речи Фомы Аквинского о жизни Франциска Ассизского и Бонавентуры о жизни Доминика. Движение к ренессансному антропоцентризму. Велика роль «Божественной комедии» в формировании нового взгляда на человека. Очень существенно, что в поэме по загробному миру путешествует не душа спящего (как это было, например, в средневековом «Видении Тнугдала»), а сам поэт во плоти. Он освобождается от грехов не традиционным церковным путем, не через молитвы, посты и воздержание, а ведомый разумом и высокой любовью.Именно этот путь приводит его к созерцанию Божественного света. Отсюда одна из важнейших идей «Божественной комедии»: человек не ничтожество; опираясь на то, что дано ему свыше — на разум и любовь, он может достичь Бога, он может достичь всего. Так в «Божественной комедии» Данте, подводившей итог достижениям средневековой культуры, возникает ренессансный антропоцентризм (представление о человеке как центре мироздания), рождается гуманизм эпохи Возрождения.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 604. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2020 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия