Духовенство было белым (монашество) и черным (священники, живущие в миру). Милитасдей - войны божьи - так назвал монахов Бенедикт Нурсийский в 5 веке. Папой Римским мог стать человек, который прошел монашеский образ жизни. Отшельничество пришло из Египта. Монахи - это элита духовентсва, а отшельники - квинтэссенция монашества. Одиозный образ монаха (монах-грешник) живет, как хочет, ест, пьет, гуляет с девушками. Такой образ, в основном встречается в атеистических произведениях. Жизнь аскета трудная, и если о ней кто узнает, к аскету начинается паломничество. Жизнь, отданная Богу - это отстранение от мира, лишение всяких благ. Бенедикт Нурсийский создаст Орден Бенедиктинцев. 1 устав ордена лег в основу всех монашеских орденов. В нем описан распорядок дня монаха: всеношная, сон, утренняя, сон, подъем, индивидуальная молитва, месса, индивидуальная молитва, монастырская месса, работа, трапеза, отдых, работа, вечерняя, легкий ужин, сон. Люди, которые хотят уйти в монастырь, часто не понимают- что их вдет. Монахов все уважали (исключительно аскетов). Религ ия в Средневековье присутствует везде. Если человек несколько дней был в храме, это вызывает подозрение. Все таинства находились в ведении церкви, кроме свадьбы - противоречивое отношение к браку. Павел сказал: «Если нет склонности к безбрачию, надо жить в браке, чтобы не было разврата». В Средневековье считалось, что за человека борются злые и темные силы - согрешить и не раскаяться, значит отдать преимущество другим силам. Монахи покидают мир, чтобы избавиться от искушения. Ему ничего не надо, ему ничего не принадлежит, даже тело. Освобождение от материальности, тяжелый аскетический быт, прорезанный молитвами. Монах живет духовно, а не телесно. Важно поддерживать христово творение молитвами. Колокольный звон - атрибут средневековой жизни. Прекращение звона на кануне Пасхи страх для человека. Живя в миру, невозможно не оскверняться и монахи являются гарантом того, что несмотря на грехи, мир не скатится никуда. Они молитвами искупали грехи мирян. С 1000-1033 - страх перед концом света. Много пожертвований от богатых людей монашеским орденам. Главное направление церковной деятельности - миссионерство, потому что народ на неосвоенных частях Европы был нехристианами. Монахи проникают в самые отдаленные части Европы и везде где бы они ни были должен появиться прообраз Райского сада. Миссия помимо спасения грешников - вернуть в мироздание первоначальную красоту. Иконы были способами пообщаться со святыми для мирян. Миряне считали, что реликвии помогают в борьбе с бесами. Они воспринимали все буквально (вера проще чем у монахов). Главное требование духовенства от мирян - вера (это идет из Нового Завета). Культивирование веры - задача монашества. Монашество и духовенство играло всеобъемлющую роль - контроль бытья человека. В Западной Европе был запрет чтения Библии мирянами. Знание о писании получают от проповедника. Духовенство сыграло роль в архитектуре. В духовенстве 12 века борются 2 вещи: 1) Бернард Лериосский: «Дома Божьи должны быть аскетичны. Высшее видение - чувствование Бога»; 2) мирянам в доме божьем хотелось видеть величие. Сугерий считал, что дома божьи должны быть величественными. Он должен играть роль визуальной Библии (фрески, жития святых, витражи). В 12 веке в ситуации готического мышления появились 2 вида орденов: рыцарско-монашеские (тамплиеры) - они практиковали аскезу, изображали 2 всадников на одной лошади; странствующие монашеские - они странствуют и проповедуют. Идеал - путь спасения не только вертикально, но и горизонтально.