Студопедия — ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ЭЛЛИНОВ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНИ ЭЛЛИНОВ В КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД






Классический период, несомненно, является временем наивысшего расцвета Эллады. Именно на этом этапе окончательно оформился полисный строй и его особенности жизни. Они во многом имеют преемственность с предыдущей эпохой, но появляются и некоторые новые элементы. Именно в период классики происходит становление норм античного рабства, наблюдаются значительные перемены в семейно-брачных отношениях, в домашнем быте.

В классический период значительно изменились нормы проектирования городов: улицы стали пролагать по предварительно разработанному плану, дома строить в одну линию. Сами полисы также значительно расширились. Теперь дома начали возводить не только внутри городских стен, но и снаружи. Появились обширные предместья, где предпочитали селиться люди с достатком. Поэтому именно здесь и можно было встретить в Элладе V—IV вв. до н. э. наиболее роскошные дома. В глубине двора был вход собственно в дом, оформленный обычно в виде портика. Он вел в большую комнату, которая считалась мужским помещением. Это был главный зал дома, здесь часто собиралась вся семья. Там же или иногда в крохотной круглой часовенке по традиции размещался очаг или маленький алтарь Гестии. Эта комната вместе с двором и хозяйственными постройками считалась мужской половиной дома. Из этого помещения можно было попасть в гинекей — женскую часть жилища. Ее составляли комната супругов, комната дочерей, расположенные справа и слева от главного зала, и помещения, где спали и работали рабыни. Позади гинекея обычно имелся небольшой сад, огороженный внешней стеной, туда можно было попасть из дома через специальную дверь. Окон все эти комнаты не имели. Свет попадал туда исключительно со двора, поэтому там всегда царил полумрак.

Гинекей считался «закрытой» территорией древнегреческого дома. Посторонним туда вход был полностью запрещен. Из-за этого иногда происходили трагикомические ситуации, о которых упоминал Демосфен. Однажды в дом, чей хозяин был в отъезде, проникли воры. Соседи, слыша крики, звали на помощь, но добропорядочные граждане так и не решились нарушить неприкосновенность женской половины дома, хоть и видели, как оттуда выносили вещи. Обычно эллинские усадьбы, особенно в Афинах, имели второй этаж. Если помещений первого этажа хватало для семьи, то верхний уровень дома обычно сдавался постояльцам, при этом те попадали к себе через наружные лестницы, выходившие прямо на улицу. В жилищах победнее второй этаж соединялся с первым внутренней лестницей. В таких домах гинекей часто размещался именно на втором этаже, наряду с разного рода кладовыми. Эти комнаты выходили и во двор, и на улицу, имея небольшие окна, защищенные решетками и ставнями. Стекол в них не было. Около таких окон любили сидеть богатые древнегреческие женщины, обычно не имевшие возможности свободно выходить на улицу. Там часто были расположены балконы, а в богатых домах и галереи, украшенные балюстрадами и колоннами. Так как все это крайне мешало освещению солнечными лучами и без того узких и темных афинских улиц, то уже Гиппий, сын Писистрата, обложил налогом каменные балконы, наружные лестницы и верхние окна с решетками, а в IV в. до н. э. Ификрат добился его распространения и на деревянные балконы. После Пелопоннесской войны в Афинах стали строить и более высокие дома — в три или четыре этажа. Правда, слишком высокие частные жилища вызывали неодобрение окружающих, так как своей тенью они закрывали соседние постройки.

Под двором и комнатами первого этажа древнегреческого дома находились подвалы, цистерны и погреба. В богатых особняках имелись также собственные баня и пекарня. Когда обычай готовить пищу на алтаре Гестии стал уходить в прошлое, то появилась и отдельная кухня, расположенная обычно рядом с мужской комнатой, где и собиралась семья для совместной трапезы. Кухонный очаг теперь имел дымовые трубы, благодаря чему воздух и стены в доме стали чище. Для постройки использовали разные материалы. Так, фундамент изготовлялся из тесаного камня или песчаника, стены складывались либо из кирпича-сырца, либо из дерева. При этом стены были очень хрупкими, чем охотно пользовались воры. Крыши делались плоскими и покрывались черепицей.

В классическую эпоху, в отличие от предыдущих периодов, владельцы богатых особняков стремились к украшению своих жилищ, впрочем, изначально они ограничивались побелкой стен слоем известки. Лишь в IV в. до н. э. это положение стало меняться. Стены теперь могли покрываться бронзой, а у самых богатых афинян — даже золотом и слоновой костью. Вождь афинских аристократов Алкивиад был первым, кто решил украсить свой дом настенной живописью. По легенде, он запер в своей усадьбе театрального художника Агафарха и не выпускал его до тех пор, пока работа не была закончена. После этого мода на настенные росписи начала активно распространяться. Древние греки использовали и другие способы украшения жилья, например ковры и вышивки, мозаичные полы. Большинство комнат имели портьеры, закрывавшие вход туда вместо дверей. Кроме того, уже в V в. до н. э. было принято покрывать потолки сложным орнаментом из геометрических фигур, позже стали использовать лепные украшения.

В целом роскошные особняки богатых эллинов выглядели очень красиво, но таких было мало. Большинство простых греков продолжали жить в бедных жилищах, не отличавшихся от домов предыдущей эпохи. В классическую эпоху весьма значительным был ассортимент домашней утвари. Мебель была разнообразной и во многих случаях напоминала современную. Основным сидением был низкий табурет (дифр) на четырех ножках, расположенных либо в виде буквы X, либо перпендикулярно полу. В первом случае он был складным, так как сиденье изготовлялось из переплетенных ремней. Существовали и стулья с твердыми спинками, похожие на современные. Несколько большее по размеру кресло (трон) со спинкой и подлокотниками было почетным местом хозяина дома. Иногда в доме имелось несколько таких кресел, которые предоставлялись самым почетным гостям. Эти троны изготовлялись из дерева. Сделанные же из мрамора кресла стояли в древнегреческих храмах в качестве символических тронов богов. Такими сиденьями пользовались и должностные лица. Так как сиденья кресел были жесткими, то на них клали подушки, покрытые шкурами и коврами, спинки украшали мягкими покрывалами. Забираться на трон часто приходилось с помощью специальных скамеечек.

В этот период на переплет кровати клали матрас, изготовленный из полотняного или шерстяного мешка, набитого смесью шерсти и перьев. Такой матрас покрывался одеялами. Другими необходимыми атрибутами постели были шерстяные подушки. Кроме этого, у греков были ложа для чтения, письма и еды. Они покрывались самыми мягкими и пушистыми тканями, имевшими очень яркую и изысканную гамму цветов. Одна или две туго набитые подушки поддерживали тело в полулежачем положении или служили опорой для левой руки. Столы использовались только для пиршеств. Они могли быть квадратной, круглой или овальной формы на трех или одной ножке, являясь очень похожими на современные. Их главное отличие состояло в том, что древнегреческие столы изготовлялись очень низкими, так что их верхняя доска едва достигала высоты обеденного ложа. Их ножки отделывались очень изысканно, обычно имея форму ног животных. Этот вид мебели делался в основном из бука, а позже — из бронзы, драгоценных металлов, слоновой кости.

Одним из основных предметов обстановки в древнегреческом доме в рассматриваемый период были, как и ранее, сундуки. Часто они имели достаточно большой размер. На некоторых изображениях на сосудах можно было увидеть иллюстрации к мифологическим сюжетам. Как и большинство другой эллинской мебели, лари были тщательно отделаны и богато украшены. Их покрывали изображениями и украшениями — скульптурными или в виде инкрустаций из металла или слоновой кости. В таких сундуках хранили и одежду, и ценные вещи, например домашнюю казну или документы. Очень широко были распространены маленькие декоративные шкатулки для драгоценностей и туалетных принадлежностей.

Среди домашней утвари особое место занимали глиняные сосуды для хранения жидких и сыпучих продуктов питания. Одним из таких сосудов был пифос. Он имел пузатую форму, дно было без ножек, плоское или заканчивавшееся острием.

Одной из характерных особенностей древнегреческих застольных традиций являлся обычай пить разбавленное вино. По этой причине широко были распространены специальные сосуды для смешивания воды и вина, которые назывались кратеры. Эта чаша имела очень выпуклую форму, с широким отверстием, двумя ручками по бокам, на ножке с широким основанием. Кратеры могли быть не только из глины, но и из бронзы, серебра и золота. Металлические сосуды обычно использовались в качестве пожертвований храмам. Кратеры использовались также для украшения садов, в этом случае они изготовлялись из мрамора. В чаши для питья разбавленное вино наливали с помощью различной посуды. Для варки мяса и овощей использовались разнообразные котлы, преимущественно медные. Они могли иметь собственные ножки, но обычно их ставили на специальные треножники. Из другой кухонной утвари были известны вертела, ножи и большие вилки. Основная часть еды подавалась на массивных плоских блюдах. Выпечка ставилась на стол в довольно низких круглых или овальных корзинах. Еще одним распространенным типом корзины был колот. Обычно в нем хранили шерсть для вышивания, но иногда туда клали цветы, фрукты, зерна и др.

Греки принимали пишу несколько раз в день. Первый раз они ели через короткое время после пробуждения. Этот завтрак состоял из хлеба, вымоченного в вине. Вторая еда была днем и являлась более существенной. Однако наиболее плотно греки предпочитали есть поздним вечером, переходящим в ночь. В городах такой вечерний обед редко проходил в тесном семейном кругу — эллины любили приглашать на него друзей. Традиции общего питания были очень сильны в Древней Греции, особенно в Спарте, где они имели силу закона. В Афинах и в большинстве других полисов участники трапезы собирались либо у одного из них, либо в специально снятой комнате. Кроме того, любая гетера имела свой кружок почитателей, которые очень часто собирались у нее. Организовывались подобные вечерние пиршества по-разному. Их мог устраивать хозяин дома полностью на собственные средства, либо продукты покупались заранее в складчину. Часто каждый пирующий приносил свою долю провизии в корзине. Так было принято, например, в Спарте.

Приглашения обычно передавались лично при дневной встрече на агоре. Иногда к другу посылали раба. Гости могли прийти со спутниками, которых не звали. Нередко в гости ходили и по собственной инициативе. Этикет эллинов это допускал, но, с другой стороны, такое положение дел породило целый класс тех, кто жил за чужой счет. К ним относились с презрением, но терпели.

Древние греки очень ценили такт, вежливость и уважение к хозяину дома. Обычай требовал, чтобы приглашенные приходили вовремя, так как опоздавших не ждали, и трапеза начиналась в назначенное время.

В классическую эпоху древнегреческой истории традиция обедать сидя сохранилась лишь на острове Крит. Во всей же Элладе распространилась пришедшая из Малой Азии манера есть лежа. Это, впрочем, относилось только к мужчинам, женщины и дети, если они допускались к столу, ели сидя. Исключением из этого правила были гетеры, которые возлежали наравне с мужчинами. Обычно покрытые роскошными тканями обеденные ложа были рассчитаны на одного или двух человек, являясь при этом настолько высокими, что забираться на них приходилось с помощью специальной скамеечки. Они приставлялись одно к другому, образуя нечто вроде дивана. За спиной каждого сотрапезника находились специальные подушки (иногда принесенные с собой), которые часто украшались цветами. Обедавшие опирались на них левым локтем, оказываясь в полулежачем, полусидячем положении. Если на одном ложе находились двое, то они поворачивались друг к другу спиной. Число столов и лож было различным, в зависимости от количества гостей. Их расставляли таким образом, чтобы сблизить гостей друг с другом. Ложа стояли полукругом или в форме подковы вокруг столов, сначала квадратных, а позже круглых, довольно низких, чтобы удобнее было брать пишу. Около каждого ложа стоял отдельный стол. Чем ближе находился гость к хозяину дома, тем почетнее считалось его место, поэтому среди приглашенных нередко происходили споры по данному поводу, вследствие чего хозяин обычно сам указывал сотрапезникам их места.

Вежливость требовала от гостей снимать обувь перед входом в дом. Рабы обмывали им ноги и иногда натирали благовонными маслами, а потом подавали воду для омовения рук. После этого сотрапезники устраивались на ложах, а невольники вносили уже сервированные столы. Пирующим оставалось только брать еду с посуды. Ели руками, так как вилки еще не были изобретены, а в разрезании пищи ножом у древних греков особой необходимости не было. Для жидких блюд использовались ложки, но их охотно заменяли плоскими лепешками. Сами блюда были скромными. Основными продуктами питания служили дары моря (различная рыба, креветки и осьминоги), а также мучные изделия. Так, из ячменной муки делали либо лепешки, либо блюдо наподобие крутой каши. Единственными более или менее «настоящими» лакомствами из общедоступных на эллинском столе продуктов были высушенные на солнце лепешки из пшеничной муки с добавлением «приправы» — меда, молока, оливкового масла или семян кунжута и мака, а также сыр из овечьего или козьего молока. Обычными продуктами питания были свежие и сушеные смоквы, а также свежие, соленые и маринованные оливки. Перед потреблением вина часто ели лук, чеснок, соль, смешанную с тмином и другими травами, чтобы усилить жажду. Жидкие блюда были распространены не очень широко, хотя в мифах и произведениях античных авторов упоминалось, что любимым блюдом Геракла был гороховый суп, который он ел едва ли не бочками, а в Спарте одним из традиционных блюд являлась так называемая «черная похлебка». Точный ее состав не известен (предположительно основными ингредиентами были бычья кровь и чечевица), но даже древние писатели свидетельствовали, что ее вкус был настолько отвратителен, что никто, кроме самых спартанцев, это блюдо есть просто не мог. К ней надо было привыкнуть с детства. Необходимо отметить, что в Лаконике существовал особый закон, запрещавший готовить изысканные блюда. Тех, кто его нарушал, ждало суровое наказание. В отличие от прежних времен, мясо в классический период древнегреческой истории попадало на стол эллинов чрезвычайно редко, в основном во время религиозных праздников, когда скот приносился в жертву. После сожжения предназначенных богам частей туши (несъедобных) мясо жарилось и распределялось среди присутствовавших.

Одной из характерных особенностей древнегреческих пиров можно назвать развлечения. Обычно это были девушки-рабыни и красивые мальчики-рабы, которые услаждали собравшихся игрой на лире и флейте, пением, танцами и гимнастическими номерами. Те, кто владел талантливыми невольницами и невольниками, являлся желанным гостем на любом собрании. Особую прелесть званым вечерам придавали гетеры. Эти женщины не только были красивы, но и имели хорошее образование, подчас превосходившее мужское, поэтому могли легко поддержать беседы о философии, искусстве и литературе, что весьма ценилось греками.

Следует отметить, что и женщины могли устраивать «вечеринки» для своих подруг и соседок. Хоть мужчины смотрели на это и неодобрительно, но прямого запрета не было, поэтому эллинки время от времени могли позволить себе отдохнуть от однообразия замкнутой жизни в гинекее. Разумеется, подобные «девичники» были куда скромнее мужских пиршеств, тем не менее они позволяли гречанке хотя бы отчасти удовлетворять свою жажду общения.

Брачные нормы и обряды в классический период практически не изменились, но брачный союз в это время стал значительно менее прочным образованием, чем в предыдущие годы. Если ранее брак и рождение детей считались едва ли не гражданскими обязанностями, то теперь ситуация изменилась. Развод стал обыденным делом, в связи с чем резко увеличилась роль приданого как связующего звена, обеспечивавшего прочность семейных уз.

В Афинах развод мог происходить как по инициативе мужа, так и по желанию жены. В первом случае он назывался «отсылка» и был очень прост в смысле формальностей. Муж имел право отослать жену из своего дома в любое время. Он не обязан был указывать для этого какие-либо особые причины. Женщина возвращалась к отцу или иному покровителю, а ее дети, родившиеся в браке, оставались у бывшего мужа. Ребенок, появившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе принадлежавшим супругу, но тот мог и отказаться от него, если сомневался в отцовстве. Муж даже имел право выдать свою жену замуж за другого мужчину, причем в некоторых случаях это мог быть даже раб или вольноотпущенник.

Жена также могла подать на развод, который назывался «оставлением». В данном случае решение о разводе принимал архонт, которому женщина подавала письменное прошение, где должна была изложить достаточно серьезные причины, по которым она не могла более оставаться с супругом. Если муж успевал «перехватить» жену до того, как она отдаст письмо, то никто не имел права помешать ему вернуть ее домой. Плутарх сообщал, что именно так и поступил вождь афинских аристократов Алкивиад со своей женой Гиппаретой, когда та хотела развестись с ним из-за его разгульной жизни. Вообще, хоть закон и позволял женщине выступить с инициативой о разводе, но общественное мнение относилось к этому с большим неодобрением, так что подобные явления были чрезвычайно редки.

В любом случае при разводе муж должен был вернуть отцу бывшей жены или ее опекуну приданое. Исключение, возможно, составлял случай, когда причиной развода стала неверность супруги. В случае промедления уплаты мужчине начислялись проценты — по восемнадцать в год.

В некоторых полисах существовали определенные ограничения, призванные уменьшить количество разводов. Так, в Фуриях тот из супругов, по инициативе которого распалась семья, мог вступать в новый брак только с тем, кто был старше по возрасту того лица, с кем брак был расторгнут.

Греция представляла собой сообщество городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы.

Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков.

Греция дала миру многие формы государственного правления.

 

Полис состоял не только из городского, но и сельского населения.

Центр города включал в себя рыночную площадь - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни.

По кругу рын. площади размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булев терий (место заседания совета старейшин).

 

Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты.

Устройство гражданской общины античности предполагало коллективный способ управления, т.е. демократический характер власти.

Население делилось на четыре класса.

Полисом руководила выборная власть.

Во главе стоял а рхонт или стратег (во время войн), он опирался на совет старейшин.

Народное собрание состояло только из свободных граждан Афин.

Неграждане-иностранцы и лица, рожденные от иностранцев, а также женщины, участия в выборах не принимали.

Повседневной жизнью города управляли различные службы.

Афинские чиновники носили миртовый венок, когда находились при исполнении служебных обязанностей, так же как и ораторы, и члены Совета в Народном собрании.

Избираемые квартальные надзиратели (10 человек) ведали уличными надзирателями, следившими за приличным поведением уличных пев иц, кефаристок, флейтистов и т.п., были надзиратели на базарах, на стройках (они следили за соблюдением ширины улицы при строительстве новых домов), порядком в храмах.

Были надзиратели, которые следили за качеством муки при выпечке хлеба.

 

Афины – двухчастная структура города: верхний город (священная часть), нижний город (торгово-ремесленная часть).

Культурный центр, поражал своими постройками, но в частном секторе было состояние не очень презентабельное. Занятие частной жизнью – для грека не очень достойное занятие.

Красивые жилища можно было найти вне городских стен.

 

Греческие города располагались непосредственно на морском побережье.

Морская гавань во многом определяла структуру города.

В архаический период все греческие города имели застройку хаотическую.

Из-за войн практически все города пострадали, после чего был проведен ряд восстановительных работ (Ги пподам).







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия