Тропы и фигуры речи как средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности языка, или языковые средства, – это те художественно-выразительные средства, которые придают нашей речи, литературным произведениям, публицистическим выступлениям (как устным, так и письменным) яркость, красочность, лексическую и эмоциональную выразительность. К средствам выразительности языка относят тропы и стилистические фигуры. Троп (греч. tropos – поворот) – оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое явление, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление. Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления. Различают следующие виды тропов: простейшие – сравнение, эпитет; сложные – метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз и др. Эпитет – это художественное определение слова, отмечающее существенную черту в изображаемом явлении. Сравнение – сопоставление двух предметов, действий или явлений, при котором одно из них поясняется другим, обычно более знакомым, понятным. Метафора – это замена одного предмета или явления другим, основанная на их сходстве: свойства одного предмета переносятся на другой, чем-то похожий, а этот первый предмет обычно не называется, его нужно угадывать (поэтому метафору часто называют скрытым сравнением). Метонимия (греч. metonymía, буквально – переименование) – троп, основанный на принципе смежности, замена слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т.п.). Гипербола – непомерное преувеличение. Литота – непомерное преуменьшение. Ирония – это насмешка, при которой её форма противоположна содержанию, слова, таким образом, приобретают обратный смысл. Перифраз – это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Аллегория – иносказание, художественное обособление посторонних понятий, с помощью конкретных представлений. Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Эвфемизм – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других слов и выражений, считающихся неприличными или неуместными.
Стилистические фигуры – особые зафиксированные стилистикой обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Основные стилистические фигуры – это анафора, эпифора, градация, параллелизм, антитеза, инверсия, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторической обращение, оксюморон. Анафора – фигура, состоящая в повторении схожих звуков, слов или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи. Эпифора – фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же слов в конце смежных отрезков речи. Градация – употребление подряд нескольких (обычно трех) однородных членов предложения, чаще синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего. Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Антитеза – оборот, в котором противопоставляются противоположные понятия. Инверсия – расположение членов предложения в необычном порядке, позволяющее подчеркнуть наиболее важные, с точки зрения автора, слова. Риторический вопрос – фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший. Риторическое восклицание – приём передачи кульминации чувств. Риторическое восклицание передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно. Риторическое обращение – обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения. Риторическое обращение часто встречается в монологах. Оксюморон – неожиданное соединение противоположных, казалось бы, несовместимых понятий («Барышня-крестьянка» – название повести А. С. Пушкина).
|