Студопедия — Вопрос 32. Поэзия в Китае. Становление прозы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Вопрос 32. Поэзия в Китае. Становление прозы






Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых сосудах XI—VI вв. до н. э. Рифмованные тексты этого времени обнаруживают известное сходство с песнями, вошедшими в «Шицзин» — подлинная сокровищница древнекитайской поэзии, включает 305 поэтических произведений, сгруппированных по 4 разделам («Нравы царств», «Малые оды», «Великие оды» и «Гимны»). Лирические народные песни, вошедшие в первый раздел «Шицзина», поражают своей искренностью и задушевностью. Иные стилистические особенности у произведений, включенных во второй и третий раздел. Это в большинстве своем авторские стихотворения, основные темы которых — служение правителю, военные походы, пиры и жертвоприношения. В четвертом разделе собраны образцы торжественных храмовых песнопений в честь предков и правителей прошлого. Традиции «Шицзина» были унаследованы авторами поэтических произведений IV в. до н. э., дошедших до нашего времени в виде текстов на каменных тумбах, по форме напоминающих барабаны, отчего и надписи на них получили наименование «текстов на каменных барабанах».
В конце I тыс. до н.э. развивается авторская поэзия, песни и поэмы, причем последние писались ритмической прозой и были предназначены для скандирования. Наиболее известными поэтами являлись Сюнь Цин, Цуй Юань, Сян Юй, Тап Лэ, Мэй Шэн, Сыма Сян-жу и Ян Сюн. Из прозаических сочинений (кроме философских трактатов) необходимо особо отметить исторические труды. Жанр жизнеописаний повлиял на создание повествовательной прозы, зарождающейся, в I - II вв. н.э. Еще одним источником этой прозы были так называемые "малые (пустячные) речения" - уличные рассказы, которые специально записывались особыми чиновниками для доклада государю, чтобы он мог знать об умонастроении народа. Эти рассказы практически не сохранились. Китайская средневековая литература богата по содержанию. В государственных экзаменах на должность чиновника требовалось в первую очередь знание классической литературы. Большое влияние на китайскую литературу оказали религиозные идеи конфуцианства и даосизма, а позднее и буддизма, особенно чань-буддизма. Китайская беллетристика возникает в ІІІ - VI вв. в форме "рассказов о чудесном жанре, который был ведущим в эпоху Сун в Китае возникает повесть, для эпохи Юань характерен расцвет драматургии, в эпоху Мин повествовательная проза в форме эпопеи и романа. Главное место в китайской литературе всегда занимала поэзия, поэтому даже проза всегда насыщается стихами, которые, по мнению китайцев лучше всего могут выразить человеческие чувства.

Вопрос 33. Архитектура и скульптура Древнего Китая.
Архитектура и скульптура имеют свои индивидуальные особенности, которые обусловлены специфическим географическим положением, природными условиями и историческим развитием. Китайскому искусству свойственны 2 черты: гилозоизм (представление природы в виде живого организма) и традиционализм. Сочетание 2 этих черт дает возможность видеть в наименьших проявлениях природы единое целое. В этой культурной системе человек хочет сосуществовать с ней во всей ее природной полноте.

История скульптуры Древнего Китая начинается с периода развитого неолита и насчитывает больше 7 тысячелетий. Больше трети ее занимает эпоха древней китайской цивилизации. Начало этой эпохи относится к рубежу 3-2 тыс. д. н. э. Окончание - период крушения империи Хань в 220 году. н.э. В эти культурные эпохи входят: период династий Чжоу и Шан (Инь), культура империи Хань и Цинь.

Скульптура Китая представлена в древних скульптурных памятниках. Разнообразные многоярусные сооружения (пагоды), являющиеся символами буддийских небес, захоронения и пещерные комплексы с найденными там древними скульптурами считаются ценнейшими памятниками архитектуры Китая. Пещерные монастыри возле Лояна, Бинлинсы и многих других мест, хорошо сохранили произведения высокоразвитого древнего изобразительного искусства: скульптуры и превосходную настенную живопись. Появление скульптурного искусства было тесно связано с развитием ремесел, в частности, изготовлением погребальных урн, ритуальных сосудов, и других предметов культа. Самые старые скульптуры были обнаружены при раскопках в северо-западной части страны. Были найдены предметы “культуры Яншао” - древней неолитической культуры, развившейся в бассейне р. Хуанхэ в 5-3 тыс. до н.э. Часто встречались глиняные сосуды, красочно расписанные сетками, спиралями и раковинами, являющиеся воплощением древних представлений о мире. К изобразительным мотивам Яншао относятся рисунки стилизированных природных объектов и стихий, воплощенных в орнаменте и формах сосудов. Древняя глиняная скульптура в виде головы (маски) божества, глаза которой были инкрустированы нефритом. Черная керамика китайской культуры Луншань отличается красотой форм, она была открыта в поселениях провинции Шаньдун (3 тыс. до н. э.). Архитектурные памятники Древнего Китая 2 тыс. до н.э. — города и другие поселения. Большинство из них было открыто местными археологами в 30 гг. 20-го в. в уезде Аньян. Там же найдены остатки архитектурных форм с древними скульптурами, бронзовыми сосудами и изделиями из кости и камня. Сосуды из бронзы в Древнем Китае украшались золотом, инкрустировались малахитом и бирюзой. Развитие скульптуры было тесно связано с возникновением бронзовой металлургии. Одной из самых ранних бронзовых культур на территории Северного Китая принято считать культуру Эрлитоу. К этой культуре относится большое поселение протогородского типа в районе г. Лоян. Там археологи впервые обнаружили фундамент монументального сооружения со следами колонн. Это говорит о развитом в Эрлитоу местном бронзолитейном производстве. Особый интерес сосуд для вина типа цзюэ, так как он является пока что самым древним из комплекта традиционных ритуальных сосудов, которые принадлежат к классическим образцам бронзовых изделий Древнего Китая.


Вопрос 34. Театральные традиции Древнего Китая.

Становление театрального искусства Китая принято относить к началу XII в., однако в исторических источниках есть записи о существовании в период «Весны и Осени» (772—481 г. до н. э.) артистов, умевших петь, танцевать, копировать внешность и повадки людей. Термины чан-ю (певец, поющий актер) и пай-ю (комик, шут, лицедей).
Традиционный китайский театр — один из развитых видов восточного искусства, в котором принцип новизны никогда не был главным. Изменения в традиции происходят медленно, и чтобы быть принятыми внутрь традиции, они проходят долгий путь.

Китайский театр был народным. Спектакль создавался целым коллективом музыкантов-исполнителей и актеров - «поющих, говорящих, танцующих...». Не было и авторов-постановщиков. Все театры были передвижными. В основе театрального представления лежало музыкальное начало. Герои спектаклей во многих случаях - исторические личности.
В китайской музыкальной драме, в которой нет ни декораций, ни мизансцены, проявилась не только великая сила реализма, сила народной морали, стремление народа к свободе в условиях феодального режима; показаны такие положительные черты народного характера, как смелость, трудолюбие, доброта и природный ум. Отсутствие декораций и мизансцены предполагает наличие огромного мастерства, выразительнейшей игры в сценическом действии. Таких смен на протяжении одного спектакля бывает более 50. В старом классическом театре существуют и пантомимические жесты, определяющие общественное положение персонажа, его поведение, манеры (таковы образы богатого, знатного, бедного, глупого, коварного и т. п.). Актёр пользуется языком пантомимических жестов. Огромную роль приобретают подбор цветов, продуманная комбинация красок. В XII—XIV в. появляется новый вид представлений — цзацзюй. В комических импровизационных сценках появляются новые герои, оформляются новые амплуа. Одновременно и на юге страны ставятся большие народные драмы наньси. К XIII—XIV в. относится расцвет драмы цзацзюй. Своеобразие театрального искусства Китая в сочетании речевых и вокальных партий, музыки, танца, акробатики. Музыка подбиралась самим драматургом из традиционных китайских мелодий — они переходили из одного спектакля в другой. Драматург же давал советы по трактовке пьес. Наиболее важные сцены разыгрывались в замедленном ритме, с многочисленными мелкими подробностями. Спектакли представлялись на пустой сцене, что давало возможность свободного перемещения действующих лиц как во времени, так и в пространстве. Пьесы жанра уси, изобилующие батальными сценами, построенные на акробатике и манипуляции бутафорским оружием. Существуют 5 постоянных амплуа. 1. Шэн - положительные мужские роли, подразделяется на вэнь - штатские и у - военные. 2. Дань - женские роли, подразделяются на лаодань - пожилые женщины, сяодань — юные девушки; чжэндань - положительные героини, чаще всего молодые, добродетельные, хуадань - служанки, непосредственные, смелые девушки, даомадань - женщины-воины;гуймэндань — незамужние юные девушки из знатного дома, циньи — спокойные сдержанные женщины или положительные замужние женщины, удань - собственно героини. 3. Амплуа цзин или дахуалянь - характерные роли, положительные и отрицательные. Это мужские персонажи с открытым удалым характером либо сильные и опасные. Исполнители этих амплуа обладают яркими гримами, масками, манера их игры подчеркнуто гиперболична. 4.Чоу - комические роли (мужские и женские). К ним относятся добрые, комические персонажи или хитрые, коварные, но глупые злодеи. 5. Мо - второстепенные роли. Для каждого амплуа разработаны строгие комплексы изобразительных приемов.
Отсутствие сцены-коробки в таком театре. Действуя на открытой площадке, актер достигал тесного контакта со зрителем. Необходимость предельно концентрировать внимание публики обширность аудитории, открытое пространство породили резкие акценты исполнения, а отсутствие декораций тоже требовало от актера большого мастерства игры с воображаемыми предметами.
Актер, игравший в каком-либо одном амплуа очень редко мог перейти в другое амплуа. Каждая группа ролей имеет разработанные до мельчайших подробностей закрепленные вековой традицией приемы сценической выразительности. В гримах и костюмах традиционного китайского театра широко используется символика. По ним судят об общественном положении, жизненном уровне, характере и моральном облике персонажа. Для различных персонажей строго установлены определенные головные уборы. Символика грима тоже о многом говорила зрителям: прямодушные, преданные и стойкие люди имеют красное лицо; черный цвет указывает на прямоту, серьезность, несговорчивость, силу, грубость персонажа, белый - изобличает злодейство, синий – символ твердости и храбрости и т.д. Актер должен владеть способами внешнего выражения чувств.

 

Древнейший период – V – III тыс. до н.э.

Период Шань-Инь - сер. II тыс. до н.э. (XVI – XI вв. до н.э.),

I китайское государство Периоды Чжоу и Чжаньго XI – III вв. до н.э.

Династия Цинь - 221 г. до н.э. – 206 г. до н.э.

Империя Хань – с 206 г. до н.э. – династия Хань

 

Китайская культура является одной из наиболее древнейших и самобытных в ряду других культурно-исторических типов мировой цивилизации. Ее история насчитывает несколько тысячелетий. Для китайца на первом месте всегда остается социальная этика и административная практика. Эталонами для подражания в Китае до сих пор считаются прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятыми нормами, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий.

Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIIIв. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. Непрерывность развития китайской культуры — одна из важнейших ее особенностей, неразрывно связанная с такими чертами этой культуры, как традиционализм и замкнутость. Замкнутость китайской культуры основана на убеждении китайцев в своей исключительности, в том, что их страна является центром обитаемой земли и всего мироздания.

Становление древнекитайской культуры было непосредственно связано с преодолением этнической раздробленности, так как территорию страны с древних времен населяло множество родственных племен. По мере того как складывалось межплеменное культурное единство, формировалось и китайское этническое самосознание, отличительными чертами которого стало представление о себе как о единственном цивилизованном народе, который должен господствовать над остальной территорией, населенной варварами

Замкнутый характер развития древнекитайской культуры, обеспечивший ей стабильность, самодостаточность, консерватизм, любовь к четкой организации и порядку, предопределил исключительную роль традиций, обычаев, ритуалов и церемоний. В зависимости от социального положения каждому человеку предписывались строго определенные нормы поведения, широко известные как китайские церемонии.

На очень ранней стадии развития культуры в Китае вся человеческая жизнь стала соизмеряться с природой, через законы которой люди пытались осмыслить принципы своего бытия. Поэтому у китайцев было особое отношение к природе; наряду с ее обожествлением для китайской культуры, как ни для какой другой, были характерны ее эстетизация и поэтизация природы. Именно поэтому в китайской художественной культуре раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Одним из главных факторов, объясняющих особенности китайской культуры, является тоново-изолирующий язык, создающий совершенно иное (по сравнению с европейским) семантическое пространство. Значение слова в китайском языке зависит от тона, которым оно произнесено, отсюда одно и то же сочетание звуков, произнесенное разным тоном, имеет разное значение. Эти слова записываются с помощью иероглифов, которые возникли из пиктографического (рисуночного) письма после его упрощения. Общее количество иероглифов доходит до 80 тыс. Для чтения классических текстов нужно знать не менее 7 тыс. иероглифов. Поэтому даже высокообразованные китайцы при чтении пользуются словарем. Китай был по преимуществу неграмотной страной. Но отсюда и уважение к письменному слову в китайской культуре всегда было очень велико.

В мировоззрении китайцев главное место традиционно занимает проблема отношений неба и человека. Небо, понимаемое в мифологии в виде верховного сверхъестественного существа, становится синонимом космического начала, природы, естественной закономерности.

Стержнем анализа человека в древнекитайской философии является проблема соотношения знания, действия и нравственности.

Несмотря на своеобразие подходов в решении мировоззренческих проблем различных направлений, можно выделить общие черты, характерные для философии Древнего Китая в целом:

1. Философские знания в Китае неразрывно связаны с этикой и политикой, знания всегда рассматривались как путь к самосовершенствованию. Отличительной чертой философии Древнего Китая является ее полная демифологизация; философия развивается на самостоятельной основе, практически не используя мифологический материал.

2. Специфической чертой китайской мудрости является ее склонность рассматривать предметы в их целостности, преемственности развития, поэтому небо, природа и человек рассматриваются как нечто органически единое, взаимосвязанное. Преемственность является одним из основных принципов китайской культуры.

Буддизм первое время благодаря аскетической практике и отсутствию жертвоприношений сходил за разновидность даосизма. Но уже вIVв. буддизм завоевывает все большую популярность и начинает оказывать воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в архитектуре — храмовые комплексы и изящные пагоды стали символами буддийской веры и воплощением возвышенных духовных начал.

Но буддизм в Китае не стал прямым заимствованием индийской мысли. Буддизм махаяны был дополнен традиционной китайской мыслью, конфуцианским прагматизмом, что привело к возникновению одного из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных и пользующихся до сих пор немалой привлекательностью течений мировой религиозной мысли — чань-буддизма (японский дзэн).

Таким образом, можно сказать, что классическая китайская культура представляла собой сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Важнейшим этапом на пути становления китайской художественной культуры стало появление конфуцианства и даосизма, которые придали китайскому мировоззрению целостность и завершенность. Тогда же сформировались и главные направления китайской художественной культуры.

Стали развиваться принципы регулярного градостроительства, в жизнь вошли шелковые ткани и другая продукция из шелка, а также началось производство лаковых изделий, появились первые живописные произведения.

Своего наивысшего подъема архитектура и искусство Древнего Китая достигли в IIIв. до н.э. Этому времени объединения страны соответствует и создание наиболее грандиозных монументальных памятников древнего китайского зодчества. Самое крупное сооружение Китая концаIV—IIIвв. до н.э. — Великая китайская стена.

Особым явлением в древнекитайской архитектуре были подземные каменные дворцы знати — их погребальные склепы.

Китайское искусство очень практично. Особое значение в Китае имеет каллиграфия, часто ставящаяся даже выше живописи. В процессе долгих поисков была найдена своеобразная форма картин — свитки.

Однако из всех видов художественного творчества самым важным китайцы считали живопись. Живописное искусство той эпохи проявляло себя в различных формах — в настенной живописи дворцов и храмов, в миниатюрной живописи на веерах и других, но главной формой оставалась все же свитковая живопись.

Очень популярен в Китае жанр «цветы и птицы», «травы и насекомые», который зародился в IXв. В нем соединены вместе эстетика и символ.

Как и в пейзаже, в живописи «цветов и птиц» отражаются основные космологические принципы даосизма. Единое, т.е. мир, реализуется через единственное — дерево, цветок.

Поэзия в Китае, проникнутая идеями конфуцианства и даосизма, объединяет разум и отрешенность. Наиболее древние образцы китайской поэзии дошли до нас в «Книге песен» («Ши-цзин»). Они относятся кXI—VIвв. до н.э.

Постепенно складываются основные литературные жанры: цы — стихи песенного типа, которые первоначально создавались как тексты песен на определенную мелодии фу — стихотворения в прозе разных размеров, с рифмой и без нее; сук— ода лапидарного типа с кратким выразительным слогом; сюй — предисловие к стихам и одам и т.д.

Важную роль в XVI—XVIIIвв. начали играть бытовая живопись, книжная гравюра, непосредственно связанные с расцветом новых литературных жанров — романа и драмы. В них отразился возросший интерес к частной жизни человека, к его интимным переживаниям. Особое внимание при этом уделялось гармонии поз и жестов, так как именно через них передавались оттенки разнообразных настроений.

Осевое время

Основатель даосизма Лао-цзы. Он считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем великой жизни природы: Дао – можно перевести как «путь».

«Дао»- глубоко диалектическое понятие. Оно выступает подлинным началом мира, сущность которого – небытие. Даосизм приходит к идее мимолетности бытия всех вещей и явлений мира, которые материализуются лишь ненадолго, чтобы затем вновь обрести покой в небытии. Отсюда – драматизм человеческого существования на миг восстающего из тьмы небытия, чтобы устремиться к неизбежному концу. Все это не имеет подлинной ценности перед лицом жизни и смерти.

Поэтому совершенно мудрый человек – идеал даосизма, должен освободиться от сковывающей его привязанности к единичному и обрести ту подлинную гармонию бытия. Эта гармония содержится в дао – пути единой жизни, пронизывающей все сущее. Ради слияния с дао мудрец отказывается от всего, что привязывает его к привычным формам, в том числе к собственной индивидуальности. Конечной целью для приверженцев даосизма является достижение бессмертия.

Даосизм многое позаимствовал у буддизма и йоги. Это учение об индивидуальном бессмертии, или о вечной жизни, выросшее из практики древних шаманов и магов. Организм человека – скопление духов, результат взаимодействия мужского и женского начал. Появляются аскеты, они ограничиваются в еде до употребления пилюль и микстур, приготовленных по особым рецептам с учетом магической силы входящих в них ингридиентов.

Другим элементом достижения бессмертия были дыхательные и физические упражнения (позы тигра, оленя, аиста) до обрядов хэци (слияния жизненных сил), которые выливались в массовые оргии.

Увлечение даосов волшебными эликсирами и пилюлями вызвало развитие алхимии. Был открыт порох. Святыми местами даосизма были дикие горы. Знания и изобретение китайских магов привели к изобретению компаса, гороскопов. Философия у-шу.

Конфуцианство возникло на рубеже 6-5в до н.э. Основоположник учитель КУН (Кун-Фу-Цзы) в латинской транскрипции Конфуций. Мировоззренческой основой учения Конфуция о человеке является взгляд на него как на особый продукт природы, не только подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять.

Наблюдая вокруг себя борьбу всех против всех, он увидел путь к установлению мира, порядка, гармонии, в возрождении вековых традиций, обычаев, ритуалов. Конфуций считал, что главная задача воспитания человека заключается в усвоении им строгих норм и правил, отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.

Образ благородного мужа сыграл очень важную роль в Китайской культуре, став обязательным эталоном для подражания приблизиться к которому стало делом чести и социального престижа. Золотое правило- не делать другим то, чего не желаешь себе.

Приблизиться к желанному идеалу можно было лишь в зрелом возрасте. Старость освобождала человека от страстей, давала ему мудрость. Государство по мнению Конфуция должно стать семьей, где император будет отцом для всех, чиновники- старшими братьями и другими младшими членами семьи.

Опираясь на культ предков, они разработали систему правил человеческой жизни. Конфуцианцы регламентировали все области быта и культуры, создали бесчисленные церемонии, ритуальные формы вежливости, а также множество законов в области истории, музыки, поэзии, живописи.

Моизм. Основатель древнекитайский мыслитель Мо-Цзы (5- 4 в. до н.э.). Он обращается к анализу социальных беспорядков. У каждого человека своя выгода. Идеал человека –альтруист. Это человек индивидуальный. Идея пользы другим людям. Государство должно приносить пользу всем людям. МО-ди утверждал, что культура необходима для того, чтобы обеспечить человека одеждой, пищей, жилищем. Все что выходит за рамки – вредно. Он считал необходимым отменить музыку, отвлекающую людей от создания материальных благ.

Ритуал принудительного единомыслия – недостаток моизма. Нужно поощрять одаренных, вышестоящих. Принудительность любви. Моизм не распространился в Китае.

Легизм. Видный представитель Шан Ян. Первоначально выступал оппонентом конфуцианства, но впоследствии почти полностью растворился в нем. В отличие от конфуцианства легизм в строительстве государства опирался не на мораль и традицию, а на строгие и суровые законы, считая, что политика несовместима с моралью.

Для легистов главными способами управления человеком, обществом и государством выступали принуждение, строжайшая дисциплина, исполнительность и повиновение, жесткие наказания, личная ответственность и заслуги. Легисты разработали концепцию деспотического государства, которая с конфуцианскими поправками была реализована в Древнем Китае и с небольшими изменениями просуществовала до начала 20 века.

Конец раздробленности Китая был положен династией Цинь(221-207г.дон.э.). Во время Цинь за короткий период была унифицирована письменность, система мер и весов. Он поддерживал только легизм. Объединитель Китая Цинь-Шихуан соединил стены самостоятельных царств в одну неприступную стену. Ее строили примерно 10 лет, начиная с 220г.до н.э. Великая китайская стена- суровая глинобитная крепость со множеством сигнальных башен, высотой 10м, шириной 8 м, протянувшаяся по всем неприступным горным хребтам 6000км. Цинь-Шихуан был жестоким деспотом, применял несколько видов казни: четвертование, разрубание пополам, обезглавливание, удушение, закапывание живым, варка в котле, пробивание темени. Легисты считали, что к народу нужно применять жестокость. Восстание бедноты привело к падению империи Цинь. Династия Цинь уступает место новой династии Хань.

Постосевое

Прославленная империя Тан. Золотой век китайского буддизма. Архитектура. Скульптура. Живопись. Поэзия. Рождение гуманизма.
Высочайшему взлету китайской культуры - поэзии и новеллы, живописи и архитектуры, музыки и скульптуры и пр. соответствует период VII-VIII вв., когда существовали два крупных государства - Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) Эти государства поддерживали широкие торговые и культурные связи с другими державами, особенно в этом плане прославилась империя Тан. К VI^. Китай, расширивший свои пределы завоевательными походами, стал одной из самых сильных и передовых держав Востока. Раздробленность страны и междоусобицы сменились территориальным единством и сильной императорской властью. Что способствовало ее экономическому расцвету и международному престижу, а также интенсивности контактов с внешним миром. Морские и караванные дороги пролегли между Китаем и далекой Индией. Великий шелковый путь связал восточные и западные земли с многообразием их культур.
В прославленную империю Тан из многих стран Ближнего Востока и Индии наряду с богословскими трактатами ввозили сочинения по философии, математике, астрономии, медицине. Известный синолог Э. Шефер подчеркивает, что "трактаты на эти темы были во дворце столь же желанными, как золото и драгоценные камни". Особенно большим успехом пользовалась в Танской империи индийская астрономия, причем в VIII в. официальные календарные исчисления стали монополией экспертов-астрономов из трех индийских семейств: Кашьяпа, Гаутама и Кумара. В целом Китай получил от других культур множество достижений, и сама китайская культура превратилась в сплав, в котором невозможно выделить собственное и заимствованное.
Танская империя представляла собой централизованное государство со сложной иерархической системой управления, все нити которого соединялись в руках правительственного аппарата. Такой строй помогал наладить в огромной стране порядок, устранить многие отжившие нормы социальной жизни к проявиться наиболее прогрессивным тенденциям времени. Эти новые тенденции и черты получили свое наиболее полное выражение в экономике, идеологии и культуре в последующей за пятидесятилетней разобщенностью страны империи Сун. Последняя подняла на новую ступень культурные завоевания и довела до логического конца многие начинания предшествующей эпохи.
Духовная жизнь эпох Тан и Сун чрезвычайно интенсивна, небывалой высоты достигла китайская городская культура, выступавшая в истории китайской культуры недосягаемым образцом в не меньшей мере, чем для Европы - культура античной Греции и Рима. Города были большими по своим размерам и играли немаловажную роль уже в древнем Китае. Однако в жизни мощных империй Тан и Сун они приобрели особую значимость. Эти города с их миллионным населением стали основными центрами ремесленного производства, торговли, распространения учености, художественных взглядов и идей. Концентрация материальных и духовных ценностей, выдающихся деятелей - живописцев, поэтов, мыслителей и администраторов получила в городах грандиозный, невиданный дотоле размах.
В расцвете культуры эпох Тан и Сун колоссальное значение принадлежит пришедшему из Индии буддизму. Уже в начале эпохи Тан Китай был покрыт густой сетью буддийских храмов, пагод и монастырей; многие из них были известны и влиятельны. Часто это были целые монастырские городки с многочисленными храмовыми сооружениями, дворцами-павильонами, с большими залами для собраний и медитаций, помещениями для библиотек и переписки сутр, а также домами и кельями для монахов и послушников. Такой монастырь был и святым храмом, и культурным центром, и гостиницей для путников, и университетом для жаждущих знаний и укрепленным плацдармом, где в смутную пору можно было отсидеться за крепостными стенами.
Эпоха Тан - золотой век китайского буддизма, период его всестороннего расцвета и одновременно начало его упадка Удар по нему нанесло конфунцианство, ревниво относящееся к его успехам; в результате в соответствии с официальными данными оказалось закрыто и ликвидировано 4600 монастырей и храмов, разрушено около 40 тыс. кумирен и пагод, расстрижено 260 тыс. монахов. И хотя со временем буддизм в определенной мере восстановил свои позиции, он остался наряду с даосизмом на втором месте по сравнению с конфунцианством. Тем не менее буддизм, особенно чань- буддизм, сыграл немалую роль в расцвете китайской культуры, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре Китая. Многочисленные буддийские храмы и монастыри, величественные пещерные и скальные комплексы, изящные, порой ажурные и всегда великолепные по своей художественной цельности пагоды придали китайской архитектуре совершенной новый, иной облик, фактически преобразили её.
Буддизм познакомил Китай с зачатками художественной прозы - жанра, до того почти не известного нам. Новеллы, восходящие к буддийским прототипам, к жанру бяньвэнь и некоторым другим (в конечном счете - к индо-буддийским джатакам), со временем стали излюбленным видом художественной прозы. Более того, они сыграли определенную роль в становлении более крупных жанров, в том числе классического китайского романа.
Буддизм, особенно чань-буддизм, оказал немалое влияние на развитие классической китайской живописи, в том числе эпохи Сун. Тезис чань-буддизма о том, что Истина и Будда везде и во всем, - в молчании гор в журчании ручья, сиянии солнца или щебетании птиц и что главное в природе - это великая безмерная Пустота, вошел в мышление художников сунской школы. Так, для них не существовало линейной перспективы, а горы, в обилии присутствующие на их свитках воспринимались как символ, иллюстрировавший Великую Пустоту Природы.
Буддийские монастыри на протяжении многих веков были одним из главных центров китайской культуры. Здесь проводили время, искали вдохновения и творили поколения художников, переписчиков и компиляторов - накапливали в архивах и библиотеках бесценные сокровища письменной культуры. Многое из буддийской и индо-буддийской философии и мифологии, начиная от практики гимнастики йоги и кончая представлениями об аде и рае, было воспринято в Китае, мы не говорим уже о том, что искусство чаепития впервые возникло в буддийских монастырях, став потом национальным обычаем китайцев.
Архитектуре утверждающего свое могущество Танского государства присущ дух монументальности, ясной гармонии, праздничности, классической простоты и спокойного величия форм. Города представляли собой мощные крепости, окруженные стенами и рвами, четкие по прямоугольному Плану. Огромные сады окружали раскинувшиеся на несколько километров дворцы, также обнесенные стенами и состоявшие из многих деревянных зданий, покрытых яркими обливными черепичными крышами с загнутыми вверх углами. Прежняя отчетливость плана, характерная для ранних китайских городов, теперь превратилась в стройную систему, отражавшую представления об иерархической структуре мироздания, незыблемом и совершенном порядке его устройства и соответствовавшую новым социальным и эстетическим требованиям.
При Сунах, когда государство потеряло под ударом завоевателей чжурчженей часть своих земель, когда могущество страны было подорвано, архитектура постепенно утратила монументальную мощь, но приобрела более изысканный и интимный характер, тяготея к гармоническому слиянию с природой. В новой столице начали возводиться комплексы маленьких декоративных садов, воспроизводившие мир естественной скромной природы и состоявшие из искусственных тихих водоемов, заросших лужаек и скал с будто случайно приютившимися в живописных местах легкими деревянными беседками.
Высокого подъема в эпоху Тан достигла скульптура. Статуи буддийских святых в пещерных монастырях приобрели большую пластичность, достаточно вспомнить статуи Будды Вайрочаны в Лунмэне. На стенах храмов появилось много бытовых сюжетов, исполненных в старинной технике рельефа, но более земных и полнокровных по восприятию мира. Особой пластичностью отличаются статуи Дуньхуана, вылепленные из лессовой глины. Здесь можно видеть и страшных духов - охранителей входов, свирепо топчущие злых демонов, и ярко раскрашенные, полные земной красоты фигуры милосердных божеств - юных бодисатв и прекрасных небожителей с цветами в руках. Погребения императоров, как и монастыри, вмещали в себя скульптуру, украшались рельефами на темы реальной жизни. Скульптура эпохи Сун отличается от танской пластики большей вытянутостью пропорций фигур, образы божеств отмечены хрупкостью и утонченной грацией. Вместо камня и глины часто применялись сухой лак, сандаловое дерево, металл и т.п.
Высшим достижением искусства эпох Тан и Сун была живопись - появляется совершенно новый вид искусства, созданного специально для рассматривание или созерцания и освобожденного от подчиненно-декоративных функций, - живопись на свитке. В отличие от анонимного творчества индийских пасторов, свитки китайских художников несут их подписи и печати, посвятительные надписи и стихи. Китайская картина-свиток, родившаяся из книги-свитка, - живопись для образованных людей и.ее содержание в корне отлично от фольклорно-мифологического, яркособытийного, демократического и более архаического монументального искусства. В YIII веке поэт и художник Ван Вэй основал новое направление пейзажной живописи, откуда в дальнейшем происходит течение «живописи для образованных людей». При помощи оттенков и жестов и техники «размытой туши», когда друг на друга налагается несколько слоев туши различных тонов, добиваются разнообразной интенсивности тона, используя только черный цвет. Значение линии уменьшилось, потому что бесконечное разнообразие пейзажа создается градацией тонов монохромной туши. Эта поэтичная и загадочная живопись с импрессионистическим эффектом, «поэзия без слов», подсказывает больше, чем показывает, создавая таинственную атмосферу, Последняя хорошо передает дух спокойного созерцания, свойственный «образованному человеку».
В период Пяти Династий (907-960) зарождается великая пейзажная живопись, основополагающим критерием развития которой является абсолютное правдоподобие живописи, но не по внешнему сходству, а по сходству с принципами природы. Почтительно наблюдая природу, художник открывает ее вечные черты; сосредотачивая на них свое внимание, выявляет язык визуального отображения этого огромного опыта наблюдения Вселенной. Из этого процесса созерцания действительности рождается тенденция к явному реализму в живописи первого периода Сунь, и некоторую роль в этом сыграло конфуцианство, распространившееся с началом династии. Оно способствовало укреплению веры человека в возможность познания мира посредством внимательного и пристального наблюдения явлений природы. Речь идет не о научном исследовании в западном смысле слова, но о поиске начала или сущности каждого явления. Посредством глубокой концентрации становится возможным приблизиться к познанию отдельных явлений и на более высоком уровне - к ощущению мира в его полноте. Это выявляет синтетическое, а не аналитическое видение мира. Аналогичным образом художник должен изображать то, что, как он знает, существует в определенном м







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1407. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия