Вопрос 29. Конфуций и конфуцианство, общий вклад в культуру Дальнего Востока. Культура фэнлю, как даосско-конфуцианский синтез
Конфуцианство – в 6-5 в. до н.э. являлось первой из 3 главных религий Китая. Философская основа создана Кун Цзы. Конфуцианство –этическое учение. Центральное место – нравственная природа человека. Исходной является концепция неба и небесного веления. Человек должен поступать в согласии с небом, моральными законами, Дао, должен совершенствоваться при помощи обучения, стремиться к достижению уровня благородного мужа. Кун Цзы выступал за чёткое разделение обязанностей. Он уделял внимание человеку. Представления о человеке – концепция Сяо – уважение старших. Сяо и Жень – главные добродетели. 1) Истина факта (зло, несправедливость) 2) Истина причины (рушение традиций) 3) Истина цели (достичь гармонии) 4) Истина пути (путь исправления имён) Школы. · Мэн Цзы · Сюнь Цзы Мэн Цзы - путь к справедливому государству через совершенствование личности. Правитель должен действовать в согласии с народом. Нужно править в соответствии с природой человека. Путь совершенствования человека – развитие доброты, гуманности. Сюнь Цзы – центральное место - глава о злой природе человека. Человек рождается завистливым, злобным. Необходимо воздействовать на него с помощью закона.Культура по Конфуцию – это следование ритуалам, нормам, этикету, движущийся процесс, соблюдение традиций то, что делает человека идеальным. Этого же придерживались Мэн Цзы и Сюнь Цзы. Если бы человек был от природы добр, то воспитание не нужно. Расцвет приходится на период 6ти династий (новой смуты), в 3 в. рухнула Хань, после отречения императора наступает период троецарствия. Конфуцианцы проявляют особый интерес к даосизму, что связано с проблемой самовыражения. Признаками фэн-лю являются раскованность, эксцентричность. Человек объявляется свободным от моральных норм, законов, традиций. Главным считается осмысление человеком собственной жизни. Значение человека определяется не его социальным положением, а его размышлениями, философствованиями. Последователи отклонялись от службы, игнорировали рабство. Главное времяпровождение – философствование, винопитие, эстетство. Фэн-лю провозгласило самосовершенствование, сохранение главных душевных принципов. Общество не идеально, не нужно ориентироваться на него. Нужно сохранить в себе свои ценности, чистоту. Фэн-лю связано с литературной традицией, живописью. Расширяются представления о каллиграфии. Подчеркивается индивидуальность почерка.Авторы написали «книгу семи мудрецов из бамбуковой рощи». Высока ценность момента, жизнь – во мгновенном, нужно жить каждым мигом, днем. Поэт Тао Юанминь провозгласил лозунг «домой к себе», наслаждение моментом. Ориентировано на создание определенного эстетического идеала, на образ человека-культуры всего мира, без ориентации на Китай. Фэн-лю не прижилось в силу своей эксцентричности. Позже этим стали называть беспутство гедонизма.
|