ИГОЛКА В СТОГЕ СЕНА
После урока, преподанного Щетининым, я стал рьяно коллекционировать разные педагогические системы и модели, чтобы потом все их обобщить и вычленить главное – смысл педагогики. За три года набралось прилично. Стал анализировать. Прежде всего – у кого что болит: обрисовал для себя явление духовного тоталитаризма. Кроме Шефа, ярким его представителем был художник В. В. Лубенко, автор идеи “стержневой истины”. Сюда же я отнёс сектантство, любую жёсткую идеологию и ортодоксальную религиозность. Выписал признаки – чтоб разглядеть “врага в лицо”. Какая цель была у этих педагогов? Окружить себя паствой. Ну, это скорее болезнь, чем цель! Значит, педагогика может быть подавляющей или раскрепощающей. Если веришь в самые правильные ценности, проверь: не навязываешь ли ты их? Если веришь, что твои ценности спасут всех – значит, навязываешь. А значит – подавляешь. То есть, самая прекрасная античная статуя нужна тебе только затем, чтобы раздавить ею учеников, сбросив с пятого этажа! Вообще, личность в педагогике – главный камень преткновения. Мы привыкли, что творческая личность – основа педагогики. Но личность – и её беда! Она ведь непредсказуема, может ошибаться, менять взгляды и настроение, болеть и переутомляться. Кроме того: если для того, чтобы увлечь, зажечь, убедить личность действительно необходима, то для освоения знаний и навыков она вовсе не обязательна! Как взять от личности всё хорошее и оградить всех от её плохого настроения? Или – её саму от переутомления? Очень просто: СОЗДАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ. Сопоставим личность и технологию. Работа личности не тиражируется, результат строго индивидуален. “По-вашему, в педагогике не бывает конструктивных личностей?” Конечно, бывают! Но если личность не склонна воздействовать на людей и работает ради результата, она всегда пытается стать технологией. Для меня это – один из признаков конструктивности. Смотрим дальше: развивающее обучение. Адлерская школа РО, руководимая Н.Н. Пименовой, просуществовала, кажется, девять лет. Методику создал проф. Дусовицкий на основе разработок Эльконина, Давыдова и Репкина. Это – выдающееся явление! Смысл РО: учитель – главный в классе “дурак”. Он ничего не объясняет. Только ставит проблему, а потом недоумевает, удивляется, ошибается и задаёт кучу искренних вопросов. Ясно, что эти вопросы помогают ребятам конструировать знания. И они это делают – САМИ. В программе учтена нужная постепенность. В основе наук лежат столь ёмкие и универсальные понятия, что все знания легко выстраиваются на их основе. Например, в языке – фонема, в математике – мера. Уроки тут – искусно организованные дискуссии, полные мнений, споров, озарений и побед. Критерий истины – только опыт. Результаты замечательные: ребята раскрепощены, занимаются с охотой, свободно выражают мысли, ценят своё мнение и ничего не принимают на веру. Как-то я с огромным удовольствием наблюдал, как они поставили в тупик английских католиков-миссионеров – просто задавая свои обычные, искренние вопросы. Они любят и умеют решать проблемы и задачи – и скучают от готовых ответов. Думать для них – естественно, безвыходных ситуаций для них нет. Учёба для них – диалог, самовыражение, творчество. В четвёртом классе они почти безошибочно пишут, не уча орфограмм, и свободно создают свои математические системы – для игр. Много читают познавательного, нестандартно мыслят. А в виде развлечения уверенно управляются с компьютерами (речь идёт о 1993 годе!), на которых издают свои газеты. Проблема с этими ребятами была одна: попав из развивающей началки в обычное среднее звено, они дохли с тоски! Посему Пименова работала над программой РО до старших классов. Чем закончилась эта работа, я не в курсе. Итак, педагогика может быть саморазвивающей или собщательной, то есть не развивающей. Дальше – больше. Как мы познаём мир? Мы ползаем по нему, как блохи: у одной микроскоп, у другой лакмусовая бумажка, у третьей рулетка, четвёртая всё пробует на зуб. И каждая считает, что её метод важнее! То, что сегодня удалось найти и измерить, объявляется научной истиной. Завтра найдут другое – и опровергнут первое. Это называется “научный метод познания”. Вот и выходим мы из школы с умом, разбитым на клетки: химический мир – это одно, мир физики – совсем другое, а история вообще не из этой области! А мир-то один. И он – цельный. На востоке это понимают и воспринимают мир непосредственно, познают интуитивно. Правы, скорее, они: у них результаты лучше. Итак, педагогика может быть дробящей, кусковой, обрывочной, а может быть синтетической, цельной. Она может быть рассудочной или чувствознательной. Далее. В Америке после войны были несколько школ, где ребята занимались только тем, чем хотели – по своему выбору. Эти школы дали миру нехилую команду знаменитых учёных, просветителей и лауреатов Нобелевской премии.
|