ОБУЧЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ. Налицо путаница двух во многом противоположных процессов - обучения и приобщения
Обучение – наработка способностей. Деятельность, делание. Отточка инструментов ума и тела. Оно конкретно, точно и бескомпромиссно. Его удовольствие – чувство победы. Приобщение – отдых от обучения. Впечатления, узнавание. Прекрасное, радостное и совершенно необходимое занятие. Цель приобщения – восприятие, знакомство, расширение кругозора. Здесь нет обязательных навыков и тренировок, нет конкретности. Здесь важна свобода – свобода мнения и оценки, свобода восприятия, свобода соавторства. Если нет удовольствия – нет и приобщения! О каких принуждениях тут может идти речь?.. Итак, главное – не путать мух с котлетами, а точно знать, чем ты занят. Если приобщаешь – будь интересен, заразителен и лоялен. Если обучаешь – будь точен и бескомпромиссен в отработке навыков. А если ни то, ни другое – ну, почему этим надо заниматься именно в школе?.. Если обучение низвести до половинчатости и личных симпатий – оно исчезает. Если приобщение вбить в рамки сухого учебника и журнала – оно тоже исчезает. Что же остаётся?.. По большому счёту - предательство. В целом в образовании узаконен навязчивый процесс взаимо-одурачивания, основанный на договоре: “Я буду делать вид, что тебя учу, а ты делай вид, что учишься”. Учителя не имеют никаких возможностей обучать, а ребята – обучаться. И те, и другие понимают это, но вынуждены приспосабливаться. Отсюда – тоска лицемерного оценочного контроля, фальшь и нелепость формальных отношений на уроке. Уважением пользуются редкие учителя, которые не принимают всерьёз эту комедию, пытаясь или честно обучать, или честно приобщать. НАВЫКИ. Я насчитал около 90 элементарных навыков в одной только арифметике. В языке навыков ещё больше. Но и “приобщатели” зря расслабляются: в любом “познавательном” предмете – куча ценнейших навыков! Об этом нужно писать отдельно и подробно. Займитесь-ка этим на досуге. А для примера возьмём литературу. Вот самые общие навыки: доходчиво выражать свои мысли – письменно и устно - в разных стилях; написание писем разных стилей; изложение по памяти – устно и письменно, с сохранением стиля и своими словами; сочинение рассказа, эссе, трактата, статьи, интервью; навык устного рассказа, рассуждения, доклада, дискуссии, взятия интервью и т.д. Читательские навыки: восприятие художественной прозы, трактата, делового письма; восприятие и оценка сюжета, композиции, образности, убедительности, богатства языка; анализ идейного и эмоционального плана, художественных приёмов и пр. Это – всем. А Вадим Левин, воспитывая будущих профессиональных литераторов, развивает ещё более тонкие навыки. Например, владение одним только поэтическим размером состоит из двух десятков навыков. Или восприятие звукописи в стихах – тоже группа навыков. И нет этому конца – была бы чёткая цель обучения.
|