Наиболее полное выражение концепция «социологизма» нашла в трудах Эмиля Дюркгейма (1858—1917). Её мировоззренческое основание - «классовый мир» и «всеобщее согласие».
Он получил в 1887 г. приглашение прочитать курс социальных наук в университете Бордо, а в 1896 г. возглавил в этом университете первую во Франции кафедру педагогики и социальной науки. В сотрудничестве с единомышленниками Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения. Идейно-теоретические источники - концепции Просвещения, в частности Монтескье, Кондорсе, Руссо, а также Сен-Симона и Конта. Большое влияние на него также оказали этика Канта, психология народов Вундта, некоторые идеи немецкой исторической школы права.
Докторская диссертация «О разделении общественного труда» (1893) «Правила социологического метода» (1895) «Самоубийство» (1897). 1903, 1906 - Сорбонна, профессор, зав. кафедрой науки о воспитании, (с 1913 г. - кафедра науки о воспитании и социологии). Разработка социологических проблем морали,
воспитания и образования. Итог - публикации: «Воспитание и социология» (1922), «Моральное воспитание» (1925), «Эволюция педагогики во Франции» (1938), «Уро
ки социологии» (1960). Многолетняя работа по проблемам религии увенчалась трудом, посвященным австралийскому тотемизму, — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
«Социологическая школа» Дюркгейма завоевала прочные позиции во французском обществоведении, Дюркгейм откликнулся на военные события участием в общественной деятельности по «моральному вдохновению» народа. Он разоблачал империалистические цели Германии. Пытался найти путь выхода из социального кризиса буржуазного общества при помощи социологического обоснования планов общественного переустройства и исправления, Хотел создать новую - научную идеологию буржуазии, основанную на идее классовой солидарности между трудом и капиталом, боролся за освобождение общественной и интеллектуальной жизни от церковного влияния, (закон об отделении церкви от гос-ва и образования в 1905 г.) Ратовал за создание отраслевых профессиональных корпораций, объединяющих капиталистов и рабочих, решающих социальные проблемы при сотрудничестве с государством.
Дюркгейм признавал социализм движением, имеющим большое общественное значение. Социалисты, особенно Сен-Симон и Маркс, осознавали, писал он, что современное общество коренным образом отличается от традиционного типа социального порядка, и сформулировали программу социальной реорганизации, чтобы преодолеть кризис, вызванный переходом от старого к новому. Социализм — это идеал, выросший из чувства справедливости и сочувствия нищете грудящегося класса. Это «прежде всего план реконструкции общества, программа коллективной жизни, которой еще не существует и которая представляется человеку достойной его». Абсолютизируя экономическое содержание социализма и на этом основании критикуя его за недооценку морального фактора, Дюркгейм рассматривал коммунизм (ранние коммунистические учения) как исключительно моральную доктрину, проповедующую аскетизм как мечту, которая выражает благородство ума ее творцов и вследствие этого обладает притягательной силой. Но это учение, по мнению Дюркгейма, не соответствует потребностям общества, поскольку не всеобщее воздержание и бедность должны стать общественным идеалом, а благополучие и богатство.
В целом оптимистически оценивая возможности развития капитализма, он зачислял общественные явления, на почве которых вырастал научный социализм, в разряд «социальной патологии», которую можно излечить путем реформ.